г. Красноярск |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А69-2937/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "05" февраля 2018 года по делу N А69-2937/2017, принятое судьёй Ханды А.М.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кызыле Республики Тыва (ОГРН 1021700513010, ИНН 1701025968, далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" (ИНН 1701036423, ОГРН 1041700508475, далее - предприятие, ответчик) о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 8 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "05" февраля 2018 года по делу N А69-2937/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд, сославшись на следующие обстоятельства:
- из буквального толкования пункта 34 Инструкции N 987н следует, что если первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали ошибки, которые подлежат корректировке, впоследствии исправленные, то они не могут быть расценены как недостоверные сведения; при этом под предоставлением недостоверных сведений следует понимать предоставление сведений, не соответствующих действительности, под предоставлением неполных сведений - предоставление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица, под непредставлением сведений в установленный срок - непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц,
- пункты 34 и 41 Инструкции N 987н предусматривают представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом ПФР; аналогичные положения содержаться и в Инструкции N 766н,
- правонарушение в виде "непредставления страхователем в установленный срок сведений" возникает при представлении страхователем исходных сведений на застрахованных лиц с нарушением сроков, установленных Законом N 27-ФЗ, а также в случае представления с нарушением сроков, установленных Законом N 27-ФЗ, дополняющих сведений на застрахованных лиц, при условии, что уточняющие сведения представлены страхователем на застрахованных лиц, ранее отсутствующих в исходных сведениях,
- страхователь подлежит привлечению к ответственности за несвоевременное представление дополняющих форм СЗВ-М, т.к. сведения на застрахованных лиц им фактически представляются впервые и ранее в исходных формах данные об этих лицах отсутствовали, следовательно, предприятие обосновано привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, (ОГРН 1041700508475, ИНН 1701036423).
10.10.2016, в установленный законом срок, предприятие представило в Управление
Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года в отношении 407 застрахованных лиц.
При этом проверка поступившей формы СЗВ-М (исходная) Управлением Пенсионного фонда не проводилась.
05.12.2016 предприятие представило в Управление Пенсионного фонда "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за сентябрь 2016 года в отношении 16 застрахованных лиц.
Управление Пенсионного фонда, установив факт представления сведений по форме
СЗВ-М (доп) за сентябрь 2016 года в отношении 16 застрахованных лица с нарушением установленного срока, пришло к выводу о нарушении предприятием требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о чём был составлен акт от 27.03.2017 N 018S18170001095, и вынесло решение от 28.04.2017 N 018S19170001326, которым предприятие привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (за несвоевременность представления сведений) в виде штрафа в размере 8 000 рублей.
При этом о времени и месте рассмотрения акта от 27.03.2017 N 018S18170001106 Управление Пенсионного фонда известило предприятие уведомлением от 27.03.2017 N018S18170001079, копия которого была направлена по месту его нахождения (г.Кызыл, ул.Калинина, д.11), что подтверждается реестром почтовых отправлений от 28.03.2017 N166.
Требованием от 29.05.2017 N 018S01171249906 Управление Пенсионного фонда предложило ответчику уплатить в установленные сроки суммы штрафа в размере 8 000 рублей, в срок до 19.06.2017.
Неисполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании и обязательных платежей и санкций, в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Пенсионный фонд просит взыскать с ответчика финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за сентябрь 2016 года в размере 8000 рублей на основании части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за сентябрь 2016 года должны быть представлены предприятием в учреждение не позднее 10.10.2016.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьёй 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Инструкция N 987н).
В силу пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Судом первой инстанции установлено, что предприятие первоначально, в установленные сроки (10.10.2016), представило "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (исх) за сентябрь 2016 года в отношении 407 застрахованных лиц.
Далее, 05.12.2016 предприятие представило "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за сентябрь 2016 года в отношении 16 застрахованных лиц, сведения о которых ранее в форме СЗВ-М (исх) за сентябрь 2016 года не были представлены, что Пенсионным фондом в решении от 28.04.2017 N 018S19170001326 было квалифицировано как их представление с нарушением установленного срока ("несвоевременность").
Предприятие самостоятельно обнаружив ошибки в переданных сведениях и представив 05.12.2016 "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за сентябрь 2016 года в отношении 16 застрахованных лиц, сведения о которых ранее в форме СЗВ-М (исх) за сентябрь 2016 года им не были представлены, реализовало право на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьёй 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 34 Инструкции N 987н, что является основанием для освобождения ответчика от ответственности за совершенное правонарушение.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, указывает, что страхователь вправе дополнить или уточнить сведения только о застрахованном лице, сведения о котором ранее им были представлены.
Данный довод не принимается во внимание, так как Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, вступила в силу с 19.02.2017, на период представления предприятием "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М (доп) за сентябрь 2016 года в отношении 16 застрахованных лиц действовала Инструкция N 987н, которая и подлежит применению в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта и апелляционной жалобы Пенсионный фонд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "05" февраля 2018 года по делу N А69-2937/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.