г. Москва |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А40-187147/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Соут Центр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2018 по делу N А40-187147/17 (139-136), принятое судьей Вагановой Е.А.
по заявлению ООО "Соут-Центр" (ОГРН 1167746784655, ИНН 7722373251, 111024, г.Москва, ул. Авиамоторная, дом 50, стр. 1, пом. 104)
к Департаменту условий и охраны труда России (127994, г.Москва, ул. Ильинка, 21, ГСП-4)
о признании незаконным и отмене решения от 15.06.2017 N 15-4/В-1518 и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения
при участии:
от заявителя: |
Евсютина И.В. по дов. от 09.04.2018, Шаповалов А.В. по дов. от 23.10.2017, Гололобова Ю.А. по дов. от 19.08.2016; |
от ответчика: |
Воробьева И.И. по дов. от 01.12.2017, Ганичев М.Ю. по дов. от 11.01.2018, Лучинкина А.В. по дов. от 09.01.2018. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Соут-Центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту условий и охраны труда России (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным и отмене решения от 15.06.2017 N 15-4/В-1518 об отказе во внесении в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 22.01.2018 в удовлетворении требований ООО "Соут-Центр" отказано.
ООО "Соут-Центр", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители ООО "Соут-Центр" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ответчика просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представили письменный отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения суда от 22.01.2018 отсутствуют исходя из следующего.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 15.05.2017 ООО "Соут-Центр" в Министерство труда и социальных отношений Российской Федерации было подано заявление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, с приложением необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявления, Минтруд России (Департамент условий и охраны труда) принял решение от 15.06.2017 об отказе в регистрации заявителя в реестре, указав на следующие нарушения:
* отсутствует возможность измерения напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Гц) (отсутствует возможность измерений в полном нормируемом диапазоне до 6400 А/м), напряженности переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (отсутствует возможность измерений в нормируемом частотном диапазоне до (0,03-3) МГц до 50 А/м) - п.6, 8 ст.13 Федерального закона и п.5 Правил;
* отсутствие поименованных в соответствии с закрытым перечнем вредных и (или) опасных факторов производственной среды, в соответствии с закрытым перечнем вредных и (или) опасных факторов производственной среды, в соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона (пункты 4, 10, 19);
* отсутствие номера и даты выдачи аттестата аккредитации в представленной Заявителем копии области аккредитации.
Общество ссылается на то обстоятельство, что основания для отказа в регистрации в реестре, приведенные в оспариваемом решении, являются противоречащими нормам действующего законодательства.
Заявитель в порядке подчиненности оспорил решение Департамента, подав жалобу на решение от 15.06.2017 по результатам рассмотрения жалобы, решение Департамента оставлено без изменения.
Заявитель полагая, что отказ Департамента в регистрации ООО "Соут-Центр" в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, является решением, создающим препятствия для осуществления уставной деятельности Общества, не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и нарушающим права и охраняемые законом интересы Общества, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 (далее - Положение о Министерстве), Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, оплаты труда, условий и охраны труда.
Согласно п. 5.2 Положения, Минтруд России самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе устанавливает методику проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению (пп. 5.2.16), особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц (пп. 5.2.16(1)), форму сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкцию по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (пп. 5.2.16(2)), порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (пп. 5.2.16(4)).
В соответствии с п. 5.6 Положения о Министерстве Минтруд России осуществляет аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачу в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирование (пп. 5.6.40), рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (пп. 5.6.41), функции оператора Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (пп. 5.6.42), формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (пп. 5.6.43), формирование и ведение реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда (пп. 5.6.44)
На основании вышеуказанных норм к полномочиям Минтруда России отнесено рассмотрение вопросов допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с частью 3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 209 ТК РФ безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Законодателем сформирован законодательный механизм дифференцированного подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за работы с вредными (опасными) условиями труда в зависимости от класса условий труда на рабочих местах.
Таким образом, организации, проводящие специальную оценку условий, осуществляют социально значимую функцию в Российской Федерации, так как по результатам проведения специальной оценки условий труда в соответствии со ст.7 Федерального закона N 426-ФЗ, в том числе, осуществляются юридически значимые действия:
- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
* установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
* расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 N 599 утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в Реестре, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил регистрации в реестре подлежат организации, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", и представившие в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о регистрации в реестре, содержащее сведения о наличии в качестве структурного подразделения организации испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Федеральной службой по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с указанием номера, даты выдачи аттестата аккредитации и области ее аккредитации, соответствующей требованиям пункта 3 части 1 и части 2 статьи 19 Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрен закрытый перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, по которым в рамках проведения специальной оценки условий труда испытательная лаборатория (центр) должна проводить исследования (испытания) и измерения.
Пунктами 6, 8 части 3 ст.13 Федерального закона предусмотрена обязанность испытательной лаборатории (центра) проводить исследования (измерения) напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц) и напряженности переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.
Согласно части 3 ст.8 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Приложением N 17 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н предусмотрены отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии неионизирующих излучений, в том числе, магнитного поля промышленной частоты (50 Герц) и электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от технологического оборудования.
Из приложения 17 к Методике следует, что для отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии указанных вредных производственных факторов испытательная лаборатория (центр) должна иметь возможность проводить измерения с 5-ти и 10-ти кратным превышением установленных ПДУ.
Вместе с тем, представленная ООО "Соут-Центр" область аккредитации испытательной лаборатории, являющаяся приложением к аттестату аккредитации N RA.RU.21AP47, выданному 21.04.2017, не предусматривает возможность проведения исследований (испытаний) и измерений напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц) и напряженности переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона в установленных гигиеническими нормативами диапазонах (ПДУ).
Согласно п.64 области аккредитации испытательной лаборатории ООО "Соут-Центр" в графе 6 "определяемая характеристика (показатель)" указана "напряженность переменного магнитного поля/индукция магнитного поля промышленной частоты (50 герц)" для которой в графе 7 "диапазон определения" предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений напряженности магнитного поля/индукции магнитного поля промышленной частоты 50 Гц" с диапазоном измерения (0,01-5,0) мТл. Вместе с тем, в графе 2 "документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений" области аккредитации для определения индукции магнитного поля промышленной частоты 50 Гц указан прибор ВЕ-50, диапазон измерения в части напряженности магнитного поля промышленной частоты 500 Гц ограничен 5 мТл (4000 А/м).
Согласно требованиям действующего законодательства о специальной оценке условий труда в части оценки возможности испытательной лаборатории ООО "Соут-Центр" проводить измерения напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты 50 Гц в соответствии с предельно допустимыми уровнями для данного вредного фактора, указанного согласно СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", для времени пребывания 8 часов, областью аккредитации испытательной лаборатории ООО "Соут-Центр" предусмотрена возможность измерения данного фактора при указанном диапазоне до 800 А/м (1000 мТл).
В этой связи, как обоснованно указал в письменном отзыве ответчик, согласно обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1034н "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе, на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе, показателей точности"), указанный в области аккредитации ООО "Соут-Центр" диапазон измерения напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Гц) не соответствует установленному предельно допустимому уровню измерений от 80 до 6400 А/м (от 100 до 8000 мТл). Приведенный в области аккредитации диапазон более чем в 1,5 раза ниже установленных Санитарным правилами ПДУ напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц).
Согласно п.57 области аккредитации испытательной лаборатории ООО "Соут-Центр" в графе 6 "определяемая характеристика (показатель)" указана "напряженность переменного магнитного поля в диапазоне (0,01-50) МГц", для которой в графе 7 "диапазон определения" предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений напряженности магнитного поля с диапазоном измерения (0,05-20) А/м для (0,03-50) МГц, что не соответствует установленному ПДУ измерений (до 50 А/м), содержащихся в Санитарных правилах.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание установленную Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1034н 30-ти процентную предельно допустимую погрешность измерения напряженности для переменного магнитного поля радиочастотного диапазона 0,03-3,0 МГц, предельно допустимый уровень измерения указанного фактора может составлять не менее 40 А/м.
Таким образом, диапазон измерения, указанный в области аккредитации ООО "Соут-Центр" в 2 раза меньше ПДУ.
Указанное определяет невозможность осуществить отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по результатам произведенных испытательной лабораторией (центра) ООО "Соут-Центр" измерений.
Судом правомерно указано в решении на то, что в целях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников вредные и (или) опасные факторы производственной среды, указанные в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) ООО "Соут-Центр", являющейся приложением к аттестату аккредитации N RA.RU.21AP47, выданному 21.04.2017 должны быть поименованы в соответствии с закрытым перечнем вредных и (или) опасных факторов производственной среды, указанных в части 3 ст.13 Федерального закона N 426-ФЗ (пункты 4, 10, 19).
При таких обстоятельствах, документы, поданные Заявителем для регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ, не соответствовали предъявляемым к ним требованиям, в связи с чем, суд полагает, что административным органом было принято законное и обоснованное решение об отказе во внесении Общества в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Вместе с тем, ответчик пояснил, что вышеизложенное не отрицает возможности проведения исследований (испытаний) и измерений испытательной лабораторией вредных и (или) опасных факторов производственной среды, поименованных отлично от норм Федерального закона.
Особое внимание Общества в решении по жалобе Директор Департамента условий и охраны труда обратил на то, что для регистрации в Реестре необходимо подтвердить соответствие законодательству о специальной оценке условий труда (в отличии от целей производственного контроля, деятельности природоохранного характера и т.д.).
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что обжалуемое решение вынесено в пределах полномочий Министерства.
Доводы Общества о том, что в реестр Минтрудом были внесены организации, не соответствующие критериям, указанным административным органом в оспариваемом решении, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в рамках настоящего дела, суд не вправе давать оценку действиям Департамента в отношении иных лиц, не являющихся сторонами по делу.
Кроме того, в представленном в материалы дела письме Минтруда России от 06.09.2017 N 15-4/10-ООГ-1049, административным органом даны исчерпывающие пояснения относительно внесения в Реестр сведений об иных организациях.
Заявление, подаваемое юридическим лицом для рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр, рассматривается самостоятельным порядком, с учетом требований, законодательно установленных и урегулированных.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя в апелляционной жалобе о том, что в судебном заседании суда первой инстанции установлено, что обжалуемое решение создает препятствия для осуществления заявителем уставной деятельности, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку не соответствует обстоятельствам дела и противоречит нормам ч. 1 ст. 168 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2018 по делу N А40-187147/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187147/2017
Истец: ООО "Соут Центр", ООО "СОУТ-ЦЕНТР"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА МИНТРУД РОССИИ, Минестерство труда и соц. защиты РФ