г. Ессентуки |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А15-5638/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урусовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления ФАС России по РД на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2018 по делу N А15-5638/2017 (судья З.Т.Тагирова)
по заявлению ГБУ РД "ДагТехКадастр" о признании недействительным решения Управления ФАС России по РД от 01.08.2017 N 1415К 2017
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан - Агамирзоев В.А. (доверенность N 03-09/17 от 02.02.2018),
от ГБУ РД "ДагТехКадастр" - Магомедов Р.Д. (доверенность от 02.08.2018)
в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "ДагТехКадастр" (далее - ГБУ РД "ДагТехКадастр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан (далее - управление, антимонопольный орган) от 01.08.2017 N 1415К-2017.
Определением суда от 09.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по дорожному хозяйству РД на стороне заинтересованного лица.
Решением от 22.01.2018 признан недействительным пункт 1 решения Управления ФАС России по РД от 01 августа 2017 года N 1415К-2017, как несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе. В удовлетворении требования заявителя о признании недействительными пунктов 2 и 3 решения Управления ФАС России по РД от 01 августа 2017 года N 1415К-2017 отказано.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда от 22.01.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве ГБУ РД "ДагТехКадастр" просит оставить решение суда от 22.01.2018 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ГБУ РД "ДагТехКадастр" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Агентство "Дагестанавтодор" (далее - агентство, заказчик) утвердило конкурсную документацию к открытому конкурсу на выполнение кадастровых работ - лот N 24 "Выполнение кадастровых работ по земельным участкам, занятым существующими полосами "отвода автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения Республики Дагестан в 2017 году, с изготовлением технических планов объектов имущества входящих в состав автомобильных дорог".
В пункте 2.7 конкурсной документации (лот N 24) заказчик установил: Создание геодезической сети базовых станций для обеспечения цифровой панорамной съемки и мобильного лазерного сканирования (ЦПС и МЛС) сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения РД. Базовые станции должны располагаться по возможности равномерно в районе проведения работ по мобильному лазерному сканированию. Количество базовых станций определяется исходя из того, что одна базовая станция обслуживает территорию в окружности 30-50 км (в зависимости от рельефа местности), зоны обслуживания должны в совокупности полностью покрывать районы проведения работ по мобильному лазерному сканированию, но в количестве не менее 5 на территорию проведения работ. В качестве исходных пунктов для создания сети базовых станций использовать только пункты ГГС, допускается совмещение базовых станций с пунктами ГГС и ОМС. Плановое положение пунктов базовых станций следует определять с точностью не ниже плановых геодезических сетей 4 класса. Уравнивание пунктов базовых станций данного объекта выполнить с использованием фиксированных координат исходных пунктов с последующим перерасчетом в МСК-05.
В пункте 2.8 конкурсной документации установлено: Выполнить цифровую панорамную съемку и мобильное лазерное сканирование (ЦПС и МЛС) сети автомобильных дорог общего регионального значения РД. Работы по ЦПС и МЛС выполнить с использованием устройств "GNSS/IMU".Качество и точность данных ЦПС и МЛС должны отвечать требованиям нормативной документации для того, чтобы заказчик мог использовать материалы лазерного сканирования и цифровой панорамной съемки в последующем при диагностике и паспортизации автомобильных дорог.
10.07.2017 заказчик разместил в Единой информационной системе извещение и конкурсную документацию по вышеуказанному конкурсу.
От ГБУ РД "ДагТехКадастр" 24.07.2017 в Управление ФАС России по Республике Дагестан поступила жалоба на действия заказчика Агентство "Дагестанавтодор" по конкурсу (извещение N 0803200014717000117), в котором учреждение просило управление приостановить конкурс и обязать заказчика внести изменения в текст пункта 2.7, пункта 2.8 Проекта технического задания, которые нарушают положения части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", ведут к ограничению числа участников тендера.
01.08.2017 управление по результатам рассмотрения жалобы учреждения приняло решение N 1415К- 2017.
Резолютивная часть указанного решения состоит из 3-х пунктов со следующими содержаниями:
1. жалобу заявителя признать необоснованной;
2. признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3. в связи с тем, что выполненное нарушение не повлияло на результаты конкурса, предписание о его устранении не выдавать.
Не согласившись с решением управления от 01.08.2017 N 1415К-2017, ГБУ РД "ДагТехКадастр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом РФ.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Восстановление пропущенного срока осуществляется в соответствии со статьей 117 АПК РФ.
Оспоренное решение управлением принято 01.08.2017, с настоящим заявлением учреждение обратилось в арбитражный суд 11.10.2017, то есть в пределах предусмотренного частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе срока подано настоящее заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу статей 200 и 201 АПК РФ для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным решения антимонопольного органа от 01.08.2017 N 1415К-2017 необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта нормам действующего законодательства и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя (общества).
Отношения, связанные с размещением закупок товаров, работ, услуг регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, робот, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Требование учреждения, как следует из заявления, мотивировано тем, что оспоренное решение о необоснованности жалобы ГБУ РД "ДагТехКадастр" незаконное, поскольку оно противоречит подпункту 8 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); контрольным органом допущены нарушения порядка извещения его о времени и месте рассмотрения жалобы - пунктов 3.17, 3.18 Административного регламента ФАС России, утвержденного приказом от 19.11.2014 N 727/14.
Определением суда от 09.11.2017 для проверки изложенных в заявлении учреждения доводов управлению было предложено представить доказательства извещения заявителя о времени и месте рассмотрения его жалобы.
Управление представило уведомление N !415К-2017 от 26.07.2017 исх.N 03-01/4809 о назначении рассмотрения жалобы ГБУ РД "ДагТехКадастр" на действия заказчика агентства при проведении конкурса N 080320001417000117 на выполнение кадастровых работ на 01.08.2017 в 15 час.40 мин. по адресу: г.Махачкала, пл.Ленина, 2, этаж 4, кабинет N 88. Из указанного уведомления следует, что данное уведомление адресовано агентству и ГБУ РД "ДагТехКадатр" (г.Махачкала, пр.И.Шамиля, 58).
И к данному уведомлению приобщен скриншот с электронной адреса об отправке почты 26.07.2017, где указано кому оно направлено: "marattorgil@mail ru; gbu - btk@dagkafstr. bizml ru, и в нем же отсутствие информация о его доставке адресату электронной почты.
Вместе с тем, как видно из заявления учреждения, зарегистрированного в управлении 24.07.2017 N 3678, на бланке данного заявления указан следующий электронный адрес ГБУ РД "ДагТЕхКадастр": http: //Дагбти.рф email - gbu dtk@ dagkafstr. bizml ru".
В материалы дела представлен скриншот с электронного адреса учреждения: "gbu dtk@ dagkafstr. bizml ru", из которого не усматривается регистрация поступления от УФАС по РД документов, в том числе и уведомления, 26.07.2017 и в последующие дни.
Указанные в двух вышеназванных скриншотах адреса электронной почты разные, не идентичные.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации (далее - Административный регламент).
В соответствии с пункта 3.17 Административного регламента после подачи жалобы на действия(бездействие) заказчика, уполномоченного органа контрольный орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию о поступлении жалобы и текст жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы.
В силу пункта 3.18 Административного регламента уведомление о рассмотрении жалобы направляется телеграммой либо другим способом, позволяющим подтвердить надлежащее уведомление.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержание на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В уведомлении указывается краткое содержание жалобы, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почтой.
Согласно части 16 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае если жалоба признана обоснованной принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 Закона о защите конкуренции).
Материалы дела свидетельствует о том, что управлением в нарушении требований частей 11, 14, 16, 20 Закона о защите конкуренции и пунктов 3.17, 3.18 Административного регламента без направления (либо вручения) уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствие надлежащего извещения учреждения, его представителя рассмотрело жалобу учреждения и приняло решение от 01.08.2017 N 1415К/2017, признало его жалобу необоснованной (пункт 1).
В подтверждение обратного управление иные доказательства в материалы дела не представило.
Таким образом, антимонопольным органом нарушен порядок и процедура рассмотрения жалобы на действия заказчика, учреждение лишено было правом воспользоваться процессуальными правами и обязанностями при рассмотрении жалобы и принятия решения по его жалобе.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно признан недействительным пункт 1 оспоренного решения от 01.08.2017 N 1415К-2017.
В удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 2 и 3 оспоренного решения управления от 01.08.2017 N 1415К-2017 судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку указанные пункты решения являются законными и не нарушают права и законные интересы учреждения.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2018 по делу N А15-5638/2017.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.01.2018 по делу N А15-5638/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.