г. Москва |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А40-49278/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Вигдорчика Д.Г., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2018
по делу N А40-49278/18, принятое судьей М.М. Кузиным
по заявлению ООО "Союзпроект"
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным отказа в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при участии:
от заявителя: Ионов С.Ю. по доверенности от 20.03.17;
от заинтересованного лица: Скиперский А.С. по доверенности от 21.12.17;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Союзпроект" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказ Управления Росреестра по г. Москве от 16.01.2018 N 51-3997/2018 в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Управление Росреестра по г. Москве устранить допущенные нарушения путем принятия документов ООО "Союзпроект" и рассмотрения их по существу в установленном законом порядке и сроки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в жалобе.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей сторон, поддержавших соответствующие доводы и возражения.
ООО "Союзпроект" в порядке ст. 81 АПК РФ представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменные пояснения, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 30.06.2002 N М-09-02-1519 и договора об уступке прав по договору аренды земельного участка N 52 от 21.10.2008 ООО "Союзпроект" является арендатором земельного участка площадью 7000 кв.м. с кадастровым номером 77:09:0002014:136 по адресу: г. Москва, ул. Маршала Федоренко, вл.12. Договор уступки прав зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 24.08.2012, номер регистрационной записи 77-77-14/033/2012-939.
Постановлением Правительства г. Москвы N 791-ПП от 29.11.2016 утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка в размере 140 690 760 руб.
На данном земельном участке расположено здание с кадастровым номером 77:09:0002014:1110, принадлежащее заявителю на праве собственности. Право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по г. Москве 11.02.2009 за N 77-77-09/020/2009-136.
Постановлением Правительства г. Москвы N 790-ПП от 29.11.2016 утверждены результаты государственной кадастровой оценки указанного здания в размере 259 563 189 руб. 20 коп.
Считая указанную кадастровую стоимость объектов завышенной, заявитель заключил договор об оценке указанных объектов с ЗАО "Консультант-Сервис". Согласно отчетам ЗАО "Консультант-Сервис" по состоянию на 01.01.2016 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 98 901 000 руб., здания - 116 725 000 руб.
29.12.2017 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Комиссия) при Управлении Росреестра по г. Москве с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов, равной их рыночной стоимости. К данному заявлению был приложен необходимый перечень документов.
16.01.2018 Управление Росреестра по г. Москве направило в адрес заявителя уведомление N 51-3997/2018 об отказе в принятии документов на Комиссию. Свой отказ Управление Росреестра по г. Москве мотивирует тем, что среди приложенных к заявлению документов "отсутствует оригинал выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости" (к заявлению приложена нотариально заверенная копия выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости). Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из необоснованного отказа в принятии необходимых документов для рассмотрения заявления в Комиссии, поскольку ООО "Союзпроект" представлены все необходимые документы. Нотариально заверенные копии документов обладают такой же юридической силой, что и подлинный документ, в связи с чем, спариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и нарушает права и законные интересы заявителя.
В своей апелляционной жалобе Управление Росреестра по г. Москве указывает, что нормы ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) не содержат положений, позволяющих заявителю представлять нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Рассмотрев указанные доводы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Суд первой инстанции пришел к верным выводам, что срок для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 13 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в уполномоченный орган должны быть приложены: кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (названного Закона). В силу ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное им не установлено.
П. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно Порядку, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
П. 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.05.2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в п. 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (п. 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции, все необходимые документы заявителем были представлены ответчику, причиной отказа в принятии документов, явилось сомнение в нотариально заверенной копии выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости от 26.12.2017 N 77/ИСХ/17-3830044.
Применение судом положений ст. 77 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1), согласно которым нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами правомерно.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верным выводам, что нотариально заверенная копия документа обладает такой же юридической силой, что и подлинный документ и отказ Управления Росреестра по г. Москве в принятии документов на Комиссию является незаконным.
Таким образом, Управление Росреестра по г. Москве не доказало законности примененных оснований для отказа в принятии заявления ООО "Союзпроект".
Учитывая, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы ООО "Союзпроект", коллегия приходит к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2018 по делу N А40-49278/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.