город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2018 г. |
дело N А32-29328/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.11.2017 по делу N А32-29328/2017,
принятое судьей Шкирой Д.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Онис" (ИНН 2311223050, ОГРН 1162375042543)
к заинтересованному лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Онис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом была представлена проектная документация в мае 2016 года на основании действующего положения о заполнении и размещении формы проектной декларации. Новая форма проектной документации вводится с 01.01.2017, изменения ранее поданных форм проектной декларации в соответствии с новой утвержденной формой действующим законодательством не предусмотрено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 постановление от 30.05.2017 N 002/239 по делу об административном правонарушении вынесенное Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Онис" по части 4 статье 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 отменить. В апелляционной жалобе департамент указал, что основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось предписание от 02.021.2017 N АДС4-121-ТК, которое обжаловано не было. Департамент считает вывод Арбитражного суда Краснодарского края о том, что требования к проектной декларации, содержащиеся в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации", применяются к правоотношениям, связанным с привлечением денежных средств участников многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется после 01.01.2017, является необоснованным, ввиду того, что в указанном приказе не указаны сведения о том на какие правоотношения распространяется действие данного приказа (на те которые возникли до 01.01.2017 или те которые возникли после 01.01.2017). Все застройщики, осуществляющие строительство многоквартирных домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства, обязаны внести изменения в проектные декларации в соответствии с внесенными изменениями в ст. 20 и 21 Закона N 214-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решением суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Онис" является застройщиком, осуществляющим деятельность в области долевого строительства, и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с разрешением на строительство от 31.05.2016 N RU23306000-450-р обществом ведется строительство объекта "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями" по адресу: г. Краснодар, ул. им. Кирилла Россинского, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0130047:2270, находящимся в собственности общества (договор купли-продажи от 10.10.2016). Первый договор участия в долевом строительстве в отношении объекта зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 14.11.2016. Проектная декларация по объекту строительства размещена в сети Интернет на сайте www.onisstroy.ru.
Служебной запиской от 01.02.2017 установлен факт непредставления по состоянию на 20.01.2017 в административный орган обществом соответствующих изменений в проектную декларацию по объекту долевого строительства.
Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 02.02.2017 N АДС-121-ТК, согласно которому обществу предложено в срок до 04.05.2017 устранить нарушения части 4, 6 статьи 19, статей 20, 21 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", а именно представить в административный орган изменения в проектную декларацию редакции по состоянию на 05.04.2017 по форме, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации" по объектам строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями" по адресу: г. Краснодар, ул. им. Кирилла Россинского.
В установленный предписанием срок общество не представило в контролирующий орган документы, подтверждающие исполнение предписания от 02.02.2017 N АДС-121-ТК.
17.05.2017 в отношении общества административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от N 002/239.
30.05.2017 административный орган вынес постановление N 002/239, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела
Согласно части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Неисполнение в срок предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с разрешением на строительство от 31.05.2016 N RU23306000-450-р ООО "Онис" ведется строительство объекта "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями" по адресу: г. Краснодар, ул. им. Кирилла Россинского, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0130047:2270, находящимся в собственности общества (договор купли-продажи от 10.10.2016).
Административным органом выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 02.02.2017 N АДС-121-ТК, согласно которому обществу предложено в срок до 04.05.2017 устранить нарушения части 4, 6 статьи 19, статей 20, 21 Закона N 214-ФЗ об участии в долевом строительстве, а именно представить в административный орган изменения в проектную декларацию редакции по состоянию на 05.04.2017 по форме, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации" по объектам строительства "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями" по адресу: г. Краснодар, ул. им. Кирилла Россинского.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправомерности вывода суда первой инстанции о том, что требования к проектной декларации, содержащиеся в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации", применяются к правоотношениям, связанным с привлечением денежных средств участников многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется после 01.01.2017, ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Частью 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ установлено, что ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 настоящего Закона.
В силу части 6 статьи 19 Закона N 214-ФЗ изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте застройщика и направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанном в части 2 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.
Перечень сведений, подлежащих указанию в качестве информации о застройщике и о проекте строительства, содержится в статьях 20 - 21 Закона N 214-ФЗ в редакции, действовавшей в проверяемый период.
С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 214-ФЗ, которыми в целях обеспечения свободного доступа участников долевого строительства к информации о строительстве введена новая обязанность застройщика - по раскрытию информации на своем официальном сайте в сети Интернет (ст. 3.1 Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта застройщика.
На официальном сайте застройщика в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением средств участников долевого строительства, в электронном виде должны быть размещены документы:
- разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 Закона N 214-ФЗ;
- документы, указанные в пункте 6 части 2 статьи 20, пунктах 1, 3, 5 части 2 статьи 21 Закона N 214-ФЗ;
- проектная декларация;
- заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Закона N 214-ФЗ;
- проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона и правилам, установленным в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 214-ФЗ;
- выбранные застройщиком способы обеспечения исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве в соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закона N 214-ФЗ или условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Закона N 214-ФЗ;
- договор поручительства с застройщиком, заключенный в соответствии со статьей 15.3 настоящего Закона в случае, предусмотренном частью 3 статьи 12.1 Закона N 214-ФЗ;
- фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания).
Кроме того, статья 3.1 Закона N 214-ФЗ дополнена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 304-ФЗ).
Закон N 304-ФЗ содержит ряд переходных положений по вступлению в силу отдельных норм в зависимости от даты государственной регистрации первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. В отношении статьи 3.1 таких положений Закон N 304-ФЗ не содержит.
Таким образом, после 01.01.2017 у застройщика возникла обязанность предоставлять участникам долевого строительства информацию, предусмотренную статьей 3.1 Закона N 214-ФЗ, в объеме, предусмотренном действующим законодательством, путем раскрытия (размещения) ее на официальном сайте застройщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 304-ФЗ с 01.01.2017 у застройщика возникла обязанность по опубликованию (размещению) на официальном сайте указанных документов на официальном сайте.
С учетом приведенных в пунктах 4-6 статьи 19 Закона N 214-ФЗ требований, суд апелляционной инстанции полагает правомерным установление обязанности по внесению сведений в соответствии с частью 2 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ.
Письма Минстроя России, на которые ссылается заявитель, не являются нормативными правовыми актами и выражают лишь мнение органа исполнительной власти по конкретному вопросу. Данный вывод суда согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в решении от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16".
Как следует из материалов дела, департаменту выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 02.02.2017 N АДС-121-ТК, согласно которому обществу предложено в срок до 04.05.2017 устранить нарушения части 4, 6 статьи 19, статей 20, 21 Закона N 214-ФЗ.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.
Пункт 6 статьи 3.1 Закона N 214-ФЗ предусматривает, что застройщик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание адресовано лицу, на которое возложена обязанность по устранению выявленных нарушений. Административным органом установлен достаточный срок для исполнения требований предписания.
Указанное предписание от 02.02.2017 N АДС-121-ТК в установленном порядке не оспаривалось, оснований для признания предписания незаконным (для целей установления возможности привлечения к административной ответственности за его неисполнение) судом апелляционной инстанции не установлено.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от17.05.2017, подтверждается, что в установленный срок ООО СК "Онис" не представило доказательств в подтверждение исполнения предписания от 02.02.2017, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.
ООО СК "ОНИС", являясь лицом, осуществляющим строительство объекта, которому уполномоченным надзорным органом выдано предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ. Имея возможность для исполнения законного предписания контролирующего органа в установленный срок, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него публично-правовой обязанности.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, способствовавших совершению правонарушения, обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления N 002/239 от 30.05.2017 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Онис" к административной ответственности по части 4 статье 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей признаются неправомерными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного требование общества о признании оспариваемого постановления недействительным удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 по делу N А32-29328/2017 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.