г. Москва |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А40-191231/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - АО "ВРК-3"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 г. по делу N А40-191231/17, принятое в порядке упрощённого производства судьей Лакоба Ю.Ю. (39-1916), по иску АО "ВРК-3" (ОГРН 1117746294115) к АО "ПГК" (ОГРН 1137746982856) о взыскании убытков в размере 92 902 руб.,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "ВРК-3" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "ПГК" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 92 902 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как усматривается из материалов дела, что 11.09.2013 г. между ОАО "ПГК" (правопредшественник АО "ПГК", Заказчик) и ОАО "ВРК-3" (сменило фирменное наименование на АО "ВРК-3" на основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ, Подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по разделке грузовых вагонов в металлолом N ДД/В-587/13, по условиям которого Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разделке грузовых вагонов, исключенных из парка АО "ПГК" (далее - грузовые вагоны), в строгом соответствии с Типовой инструкцией по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря N ТОИР-32-ЦВ-528-97 от 29 декабря 1997 г., распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2007 г. N 2460р "Об утверждении инструкции по охране труда при разделке в металлолом вагонов, исключенных из инвентаря".
Согласно п. 1.2 Договора, ремонт грузовых вагонов должен был производится в вагонном ремонтном депо Валуйки - обособленном структурном подразделении АО "ВРК-3".
Согласно п. 1.3 договора подрядчик в рамках исполнения указанного договора также обязался оказывать заказчику услуги по организации подачи вагонов с железнодорожных путей общего пользования на станционные пути депо подрядчика.
По условиям п. 3.1.2 договора подрядчик обязался приступить к выполнению работ по разделке грузовых вагонов не позднее 2 дней с даты передачи заказчиком исключенных грузовых вагонов, подлежащих разделке, подрядчику, и закончить выполнение работ не позднее 5 рабочих дней с даты начала выполнения работ.
В силу пункта 3.2.1 Договора Заказчик обязан не позднее двадцатого числа месяца предшествующего месяцу выполнения работ, предоставить Подрядчику заявку на разделку грузовых вагонов с указанием номеров вагонов, подлежащих разделке в предстоящий месяц.
Исковые требования мотивированы тем, что письмом исх. N АО-ИД-ФВрж-ФДВ-Д2/15 от 14.12.2015 "О разделке вагонов в декабре 2015 г. и январе 2016 г.", полученным ВЧДр Валуйки посредством электронной связи, АО "ПГК" проинформировало, что в декабре 2015 года в адрес ВЧДр Валуйки ОСП АО "ВРК-3" были направлены 13 вагонов, находящихся в собственности АО "ПГК" для исключения и разделки в металлолом по Договору. К данному письму прилагался список вагонов, с указанием номера каждого вагона, рода вагона и пункта разделки.
В указанном письме АО "ПГК" указало также, что руководителю ВЧДР Валуйки ОСП АО "ВРК-3" необходимо в суточный срок направить на указанный в письме электронный адрес письменное подтверждение возможности разделки 16 единиц вагонов.
На основании уведомления исх. N 627 от 16.12.2015, направленного на электронный адрес, указанный в письме АО "ПГК" от 14.12.2015, Начальник ВЧДр Валуйки сообщил, что ВЧДр Валуйки не имеет возможности произвести разделку 16 полувагонов в виду короткого месяца, а также по причине того, что в декабре 2015 года из согласованных 13 вагонов (по состоянию на 17.12.2015) прибыло только 4 вагона. Было также указано, что ожидаемое прибытие остальных 9 вагонов и их разделка будет осуществляться в январе 2016 года.
Так, согласно списку, прилагаемому к письму АО "ПГК" от 14.12.2015 г., в ВЧДР Валуйки в декабре 2015 г. и январе 2016 г. были направлены вагоны под номерами: 53284964, 53381265, 53380960, 53366670, 53348579, 53383055, 53299962, 58309568, 53331062, 53375044, 53347324, 53354437, 53355962, 59477174. Подрядчиком произведена разделка вагонов, находящихся в собственности АО "ПГК", что подтверждается актами выполненных работ.
Однако, несмотря на письменный отказ исх. N 627 от 16.12.2015 г., в адрес ВЧДр Валуйки в период с 21 по 23 декабря 2015 г. прибыли 14 вагонов, предназначенных для разделки в металлолом в январе 2016 г. О данном факте было направлено уведомление в адрес ОАО "ПГК" исх. N 630 от 23.12.2015 г. с приложением списка номеров вагонов, находящихся в собственности АО "ПГК", прибывших в адрес ВЧДр Валуйки, а именно: 67098962, 63627947, 67263731, 62539630, 65078453, 62239439, 67133835, 60874286, 61101663, 62950621, 66027277, 67014910, 63743009, 67057109. ВЧДр Валуйки указало, что вагоны в разделку приняты не будут. В целях исключения завышения нормативов по остаткам вагонов по железнодорожной станции Валуйки АО "ПГК" должны организовать отвод данных вагонов со станции Валуйки.
По состоянию на 21.01.2016 вагоны отведены со станции не были и продолжали простаивать на путях общего пользования станции Валуйки. Было направлено очередное уведомление в адрес АО "ПГК" исх.N 18 от 22.01.2016 г. об отнесении ответственности за простой данных вагонов на АО "ПГК". Ответа на данные уведомления от АО "ПГК" в адрес Подрядчика не поступало.
В связи с простоем указанных вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Валуйки за период с 22.12.2015 по 04.02.2016 с единого лицевого счета АО "ВРК-3" была списана сумма за простой вагонов на путях общего пользования на общую сумму 92 902 руб., согласно Тарифному руководству, что подтверждается счетами-фактурами, накопительными ведомостями по каждому спорному вагону с указанием сумм, актами оказанных услуг с приложениями. Факт прибытия и простоя вагонов на путях общего пользования подтверждается железнодорожными накладными, актами общей формы ГУ-23 ВЦ.
Истец в адрес АО "ПГК" направил претензию от 27.07.2017 г. с требованием о возмещении убытков в размере 92 902 руб., однако претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал на то, что вина АО "ПГК" в простое в период с 22.12.2015 по 04.02.2016 на железнодорожных путях общего пользования станции Валуйки Юго-Восточной ж.д. грузовых вагонов N N 62950621, 62239439, 65078453, 67133835, 60874286, 61101663, 66027277, 67014910, 63743009, 67263731, 62539630, 63627947, 67098962, 67057109 отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, поддерживает выводы суда первой инстанции, на основании следующего.
Представленными истцом Актами сдачи-приемки выполненных работ подтверждается, что ВЧДР Валуйки АО "ВРК - 3" в рамках исполнения взятых на себя по договору N ДД/В-587/13 от 11.09.2013 обязательств 29.01.2016 были выполнены работы по разделке грузовых вагонов NN 62950621, 62239439, 65078453, 67133835, 60874286, 61101663; 09.03.2016 - работы по разделке грузового вагона N 66027277; 11.03.2016 - работы по разделке грузового вагона N 67014910; 23.03.2016 - работы по разделке грузового вагона N 63743009, а 01.04.2016 - работы по разделке грузовых вагонов NN 67263731, 62539630, 63627947, 67098962, 67057109.
Указанные грузовые вагоны прибывали на железнодорожную станцию Валуйки Юго-Восточной ж.д. в адрес ВЧДР Валуйки АО "ВРК - 3" в период с 22.12.2015 по 23.12.2015 и в указанные даты истец был извещен перевозчиком - ОАО "РЖД" о прибытии вагонов, что подтверждается копиями транспортных железнодорожных накладных.
Согласно актам общей формы ГУ-23 ВЦ грузовые вагоны N N 62950621, 62239439, 65078453, 67133835, 60874286, 61101663, 66027277, 67014910, 63743009, 67263731, 62539630, 63627947, 67098962, 67057109 в период с 22.12.2015 г. по 04.02.2016 простаивали на железнодорожных путях общего пользования станции Валуйки Юго-Восточной ж.д.
В этой связи, ОАО "РЖД" в порядке, предусмотренном действующем законодательством, и в соответствии с условиями заключенного между ОАО "РЖД" и АО "ВРК - 3" договора с единого лицевого счета (ЕЛС) истца были списаны денежные средства за простой вагонов на путях общего пользования в общей сумме 92 902 руб. Факт списания подтверждается накопительными ведомостями, счетами-фактурами, актами оказанных услуг с приложениями.
Ответственность субъектов договорных отношений в связи с нарушением ими обязательств, относящихся к использованию железнодорожных путей необщего пользования, вагонов, контейнеров, а также в связи с задержкой вагонов, контейнеров, в том числе на путях общего пользования, устанавливается положениями Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В соответствии с ч.ч. 11, 12 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
На основании пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания понесенных убытков истец должен представить доказательства, подтверждающие: нарушение ответчиком принятых на себя обязательств; причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии с положениями ст. 119 УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45, надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт, продолжительность и причины нахождения вагонов на путях общего пользования, являются акты общей Формы.
В п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. N 26 (далее - Правила N 26), также закреплено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
При этом по смыслу положений выше указанного пункта Правила N 26 следует, что задержка вагонов на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования может быть вызвана причинами, зависящими от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также по причинам, зависящим от грузоотправителя.
В данном случае из представленных истцом в материалы настоящего дела в обоснование заявленного требования копий актов общей формы ГУ-23 N N 2/1307, 2/1306, 2/1305, 2/1304, 2/1303, 2/1302 от 04.02.2016 г.; N 2/13525 от 23.12.2015 г.; N 2/1111 от 27.01.2016 г., составленных представителями ОАО "РЖД" по факту простоя грузовых вагонов на путях общего пользования, следует, что грузовые вагоны NN 62950621, 62239439, 65078453, 67133835, 60874286, 61101663, 66027277, 67014910, 63743009, 67263731, 62539630, 63627947, 67098962, 67057109 простаивали в период с 22.12.2015 г. по 04.02.2016 г. на железнодорожных путях общего пользования станции Валуйки Юго-Восточной ж.д. из-за занятости пути необщего пользования ВЧДР Валуйки и отсутствия письменной заявки от АО "ВРК - 3" на подачу вагонов.
В соответствии с положениями ст. 39 УЖТ РФ данные вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя - ВЧДР Валуйки АО "ВРК - 3", и, следовательно, именно указанное лицо обязано внести перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Поскольку по условиям договора N ДД/В-587/13 от 11.09.2013 г. (п.п. 1.1, 3.1.2) подрядчик обязался приступить к выполнению работ по разделке грузовых вагонов не позднее 2 дней с даты передачи заказчиком подрядчику исключенных грузовых вагонов, то грузовые вагоны NN 62950621, 62239439, 65078453, 67133835, 60874286, 61101663, 66027277, 67014910, 63743009, 67263731, 62539630, 63627947, 67098962, 67057109, прибывшие на железнодорожную станцию Валуйки Юго-Восточной ж.д. в период с 22.12.2015 г. по 23.12.2015 г., должны были быть отведены АО "ВРК - 3" с железнодорожных путей общего пользования на станционные пути ВЧДР Валуйки для выполнения работ по разделке и разделаны в конце декабря 2015 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установил, что истец не представил доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований в соответствии с указанными нормами закона. По заявленному предмету и основанию иска истец не доказал наличие вины ответчика в причинении убытков истцу.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на несогласии заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств и иное толкование им норм закона, не означает судебной ошибки (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 229, п. 1 ст. 269, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2018 г. по делу N А40-191231/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа и только по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191231/2017
Истец: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 3", АО "ВРК-3"
Ответчик: АО "ПГК"