г. Москва |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А40-187871/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2018 года.
Девятый Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
В.А. Свиридова, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Юпитер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-187871/17, принятое судьей Аксеновой Е.А. (121-1684)
по заявлению ООО "Юпитер" (ОГРН: 1157746573665, ИНН: 7729465254)
к Департаменту торговли и услуг (ОГРН: 1117746024076, ИНН: 7710881420)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.02.2017 N 1638пп-л-3 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: |
Горченкова А.В. по дов. от 18.12.2017; |
от ответчика: |
Ожиганова М.А. по дов. от 06.09.2016. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юпитер" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным, отменить постановление Департамента торговли и услуг г.Москвы N 1638пп-л-3 от 08.02.2017 о назначении административного наказания по ст.15.13 КоАП РФ, отменить решение об отказе Департамента торговли и услуг г.Москвы о предоставлении государственной услуги от 13.09.2017 N 23-01-20-615-ПЛ/Р.
Определением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-187871/17 от 19.12.2017 суд выделил в отдельное производство требования ООО "Юпитер" к Департаменту торговли и услуг города Москвы о признания незаконным решения об отказе Департамента торговли и услуг г. Москвы в предоставлении государственной услуги от 13.09.2017 N 23-01-20-615-ПЛ/Р.
В рамках настоящего спора подлежат рассмотрению требования ООО "Юпитер" о признании незаконным и отмене постановления Департамента о привлечении Общества к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.
Решением суда от 26.01.2018 в удовлетворении требований заявления ООО "Юпитер" о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы от 08.02.2017 N 1638пп-л-3 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ - отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает на отсутствие в действия заявителя состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Департамента просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановлением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 08.02.2017 Общество привлечено к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Правонарушение Общества выразилось в несоблюдении положений ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 23.08.2012 N 231, а именно: Обществом не представлены в установленный срок декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (форма 11 к Правилам) за 3 квартал 2016 года; декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма 12 к Правилам) за 3 квартал 2016 года.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2016 и извещение о необходимости явки были отправлены по адресу местонахождения организации и по электронному адресу, указанному в лицензии 23.01.2017 конверт был выслан обратно отправителю (в адрес Департамента) за истечением сроков хранения.
По данному факту, должностным лицом Департамента в отношении ООО "Юпитер" был составлен протокол об административном правонарушении от 25.01.2017 без участия представителя общества, уведомленного надлежащим образом о месте и времени его составления. Указанный протокол направлен в адрес общества.
08.02.2017 Департаментом торговли и услуг города Москвы в отсутствие надлежаще извещенного представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1638пп-л-3 от 08.02.2017, в соответствии с которым ООО "Юпитер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Постановление о назначении административного наказания было направлено в адрес общества 13.02.2017 почтой России и электронной почтой, возвращено в адрес Департамента 15.03.2017.
Нарушения процедуры привлечения ООО "Юпитер" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлены.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Правила представления деклараций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, устанавливают форму и порядок представления деклараций.
Согласно п.19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации по формам 11 и 12 представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, ООО "Юпитер" имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции N 77РПА0012421, сроком действия с 15.09.2016 по 15.09.2017 на объект торговли по адресу: г.Москва, пос. Кокошкино, д/п Кокошкино, ул. Труда, 7А, а, в составе: этаж 1, помещение I, комната 1.
Согласно п. 15 указанных Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Согласно статье 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
При этом, нормативные правовые акты не делают ни для каких хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ее в области оборота алкогольной продукции, исключений в виде предоставления им преференции в форме возможности не представления декларации в уполномоченный орган.
Объективную сторону вменяемого заявителю административного правонарушения образует нарушение обществом сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Таким образом, представление деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации является прямой обязанностью юридического лица с момента получения лицензии до момента окончания срока ее действия.
В силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. В рассматриваемом деле это означает, что общество (его руководство) должно в силу своего особого статуса, осуществляя лицензируемый вид деятельности, обладать необходимыми знаниями и умениями, требующимися для осуществления бизнеса, в том числе должны уметь анализировать действующее законодательство в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в противном случае несет риск неблагоприятных последствий всякого рода бездействия.
Право Общества на реализацию алкогольной продукции действует в указанный в лицензии срок, в связи с чем, и обязанность про предоставлению деклараций возникла с момента возникновения права, что не противоречит ч.ч. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ, согласно которой право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Суд, в рассматриваемом случае, соглашается с позицией ответчика о том, что Общество в силу положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" обязано декларировать объем розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не зависимо от того обстоятельства осуществлялась организацией деятельность розничной торговле алкогольной продукцией или нет, поскольку ООО "Юпитер" являлось лицензиатом.
Таким образом, общество, независимо от того, осуществлялась им розничная продажа алкогольной продукции или нет, было обязано в период действия лицензии соблюдать лицензионные условия, предъявляемые к лицензируемому виду деятельности.
С учетом изложенного, суд полагает подлежащим отклонению довод Общества о том, что поскольку в 3 квартале 2016 г. Обществом не осуществлялись закупки и продажа алкогольной продукции, то и обязанность по представлению деклараций у него отсутствовала.
В рассматриваемом случае в соответствии с требованиями Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) общество было обязано представлять декларации даже с нулевым оборотом.
Согласно положениям, закрепленным в указанным Правилах, лицензиаты обязаны представлять декларации в течение всего периода действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе и при отсутствии розничной продажи алкогольной продукции.
Общество обязано осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Лицензиат обязан самостоятельно осуществлять надлежащий контроль за предоставлением деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции и проявлять должную осмотрительность при предоставлении деклараций об объемах ее реализации.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ООО "Юпитер" не представлены в установленный срок: декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2016 года (форма 11 ); декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 3 квартал 2016 года (форма 12 ).
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что вина ООО "Юпитер" в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, в действиях общества.
Административное наказание назначено заинтересованным лицом с учетом норм ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ в минимальном размере санкции ст. 15.13 КоАП РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Юпитер" требований является правомерным.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о применении ст.4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваем случае отсутствует совокупность всех условий, указанных в диспозиции названной нормы права, в целях ее применения, на что уже было обращено внимание общества в тексте оспариваемого решения Арбитражного суда города Москвы.
Апелляционный суд отклоняет довод общества о применении ст.2.9 КоАП РФ.
Рассматриваемый случай не является исключительным.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности не имеется.
Иные доводы общества основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч.51 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-187871/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.