г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А56-95025/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Михальчук Е.Л., протокол от 11.04.2016;
от заинтересованного лица: Сазонов Г.В., доверенность от 09.01.2018;
от иных лиц: Томилова Е.Э., предъявлен паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3956/2018, 13АП-3957/2018) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и Томилова Елены Эдуардовны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2017 по делу N А56-95025/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива 374
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления и предписания
УСТАНОВИЛ:
ЖСК 374 обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ) от 26.10.2017 N 3147/17 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и пунктов 1-3 предписания ГЖИ от 04.10.2017 N 05/13408/р.
Решением от 26.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГЖИ просит отменить решение суда в части признания незаконным и отменить постановления ГЖИ от 26.10.2017 N 3147/17, а также в части признания недействительным пункта 1 предписания ГЖИ от 04.10.2017 N 05/13408/р в связи с тем, что, по ее мнению, подателем жалобы доказано совершение ЖСК 374 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ; заинтересованным лицом представлены надлежащие доказательства того, что подвальное помещение содержалось заявителем с нарушением пункта 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Томилова Е.Э., являясь инициатором проверки ЖСК 374, в своей апелляционной жалобе указывает на то, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи с тем, что ГЖИ установлено нарушение заявителем пункта 4.1.1 Правил N 170. В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная коллегия возвращает представленное Томиловой Е.Э. заключение экспертизы от 25.12.2017 N 071217, поскольку оно не было предметом исследования ГЖИ и суда первой инстанции.
В судебном заседании Томилова Е.Э. и представитель ГЖИ поддержали доводы своих жалоб, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения ЖСК 374 к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, послужило выявление нарушений заявителем пунктов 2.6.7, 3.4.1, 4.1.1, Правил N 170.
Нарушения выявлены ГЖИ 04.10.2017 при проведении внеплановой выездной проверки по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 67, корпус 1, литера А и выразилось в том, что заявителем не обеспечена защита помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (отверстие в цокольной части МКД, между 1-й и 2- лестничной клеткой); в подвальном помещении не произведен ремонт изоляции труб центрального отопления (частичное отсутствие изоляции); не обеспечен нормируемый температурно-влажностиый режим подвала (в подвальном помещении имеется сырость и замачивание грунтов); не обеспечена чистота в подвальном помещении (наличие досок, бытового мусора, унитаза).
Согласно уставу от 05.10.2004, утвержденному на общем собрании членов ЖСК N 374, целями деятельности заявителя являются обеспечение технической эксплуатации и санитарного состояния многоквартирного дома, удовлетворение потребностей проживающих по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 67, корпус 1, литера А коммунальными услугами, эксплуатационных, ремонтных, строительных услугах и обеспечение надлежащего качества предоставляемых услуг.
По результатам проверки составлен акт от 04.10.2017 N 05/13408-р с материалами фотофиксации, а также протокол об административном правонарушении от 13.10.2017 N05/13408-Р.
Постановлением ГЖИ от 26.10.2017 N 3147/17 ЖСК 374 привлечен к административной ответственности в виде 40 000 руб. штрафа.
Заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 04.10.2017 N 05/13408-Р об устранении нарушений в срок до 20.12.2017.
ЖСК N 374 оспорил пункты 1-3 предписания ГЖИ от 04.10.2017 N 05/13408-Р (в части необеспечения чистоты в подвальном помещении факт нарушения признал) и постановление заинтересованного лица от 26.10.2017 N 3147/17 в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав Томилову Е.Э., а также представителей ЖСК N 374 и ГЖИ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (статья 7.22 КоАП РФ).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений r многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление жилищно-строительным кооперативом. При управлении многоквартирным домом ЖСК несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт 2 пункта 2, пункт 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491; далее - Правила N 491).
При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования (пункты 16 и 17 Правил N 491).
Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что ЖСК 374 является лицом, ответственным за соблюдение требований и нормативов по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе по соблюдению требований Правил N 491.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 Правил N 491).
Подвальные помещения относятся к общему имуществу многоквартирного дома всех собственников жилых и нежилых помещений, и решение по использованию и содержанию общего имущества относится исключительно к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома (статьи 36, 44, 46 ЖК РФ).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (пункт 4.1.1 Правил N 170).
В наружных стенах подвалов, технических подполий и холодного чердака, не имеющих вытяжной вентиляции, следует предусматривать продухи общей площадью не менее 1/400 площади пола технического подполья или подвала, равномерно расположенные по периметру наружных стен. Площадь одного продуха должна быть не менее 0,05 кв.м. Указанный Свод правил распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м. Применение пункта 9.10 Свода Правил является обязательным (пункт 9.10 Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 24.12.2010 N 778).
Судом первой инстанции установлено, что общим собранием собственников спорного МКД решение об обеспечении защиты подвального помещения от проникновения животных не принималось. В оспариваемом постановлении указано, что нарушение пункта 2.6.7 Правил N 170 (не произведен ремонт изоляции труб) следует исключить в связи с тем, что трубы являются собственностью ОАО "Теплосеть".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ГЖИ не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении ЖСК 374 нарушения пунктов 2.6.7, 3.4.1 и 4.1.1 Правил N 170.
ГЖИ не указано, какие показатели температурно-влажного режима нормативно установлены и каковы значения этих показателей зафиксированных в данном конкретном случае в ходе проверки. В отношении спорного факта ЖСК 374 изложил свои возражения в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Заинтересованным лицом не конкретизированы мероприятия, необходимые для обеспечения температурно-влажного режима.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
С учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции усмотрел основания для освобождения ЖСК 374 от административной ответственности по малозначительности. Вывод сделан судом в пределах усмотрения, должным образом аргументирован. Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки указанного вывода.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2017 по делу N А56-95025/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и Томиловой Елены Эдуардовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-95025/2017
Истец: Жилищно-строительный кооператив 374
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Томилова Е.Э.