г. Пермь |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А50-25152/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Ивановой Н.А., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца, от ответчика представители не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 января 2018 года,
принятое судьёй Хохловой Ю.А.
по делу N А50-25152/2017
по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (ОГРН 1025901929294, ИНН 5918011573)
к молодежно жилищно-строительному кооперативу N 2 НПО "Привод" (ОГРН 1055905920685, ИНН 5918007312)
третье лицо: Администрация города Лысьвы в лице Департамента управления инфраструктуры города Лысьвы
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, неустойки.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (далее - МУУП "Теплоэнергоремонт"", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к молодежно жилищно-строительному кооперативу N 2 НПО "Привод" (далее - МЖСК N 2 НПО "Привод", ответчик) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной за период с января 2016 года по февраль 2017 года, в сумме 99 207 руб. 43 коп.; неустойки, начисленной на основании части 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 12.03.2016 по 25.07.2017, в сумме 24 692 руб. 81 коп.
Определением суда от 11.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ привлечена Администрация города Лысьвы в лице Департамента управления инфраструктуры города Лысьвы (далее - Администрация города Лысьвы, третье лицо).
В результате уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ предметом рассмотрения судом первой инстанции явились исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате горячей воды, поставленной в период с января по февраль 2016 года, в сумме 58 717 руб. 16 коп. и неустойки, начисленной на основании части 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 11.03.2016 по 23.01.2018 в сумме 22 141 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 января 2018 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 31 руб. 08 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, полагая нарушенными при его принятии нормы материального права.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что разногласия сторон возникли по объему (количеству) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который ответчик определял расчетным способом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а истец - по показаниям приборов учета.
В обоснование своего несогласия с примененным ответчиком методом расчета истец ссылается на п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 3, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), указывает на то, что МКД, находящийся в управлении ответчика, оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ), который обеспечивает раздельный учет компонентов: холодная вода в м3 и тепловая энергия в Гкал, при этом при прохождении через внутридомовые инженерные системы не отобранная потребителями горячая вода охлаждается, то есть происходят технологически неизбежные потери тепловой энергии, относящиеся к коммунальным услугам на общедомовые нужды. Постановлением РСТ Пермского края от 18.12.2015 N 290-вг в спорный период был установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду для населения, включающий компонент на холодную воду руб./куб.м., компонент на тепловую энергию руб./Гкал.
Как указывает истец, ОДПУ фиксирует весь объем горячей воды (включая компонент - тепловая энергия на нужды ГВС и тепловая энергия на ОДН), принятый многоквартирным домом в целом, в связи с чем к спорному правоотношению не могут быть применены нормы права, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, предоставляемой в отдельном жилом или нежилом помещении (нормы пункта 42 Правил N 354 и пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 - формула 23).
Истец также указывает на то, что примененная судом первой инстанции к расчету величина удельного теплосодержания, установленная производственной программой истца (0,071 Гкал/куб.м.), не является нормативом, включающем потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов (п. 29 Правил N 306); норматив расхода тепловой энергии законодательно не установлен, каких-либо законных оснований применять в расчете удельное количество тепловой энергии не имеется.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии со ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, Между МУУП "Теплоэнергоремонт" (Теплоснабжающая организация) и МЖСК N 2 НПО "Привод" (Потребитель) заключен договор теплоснабжения N 60-14/301 от 01.05.2014 (далее - договор), в соответствии с условиями которого Теплоснабжающая организация обязалась подавать Потребителю через тепловую сеть централизованного теплоснабжения, к которой присоединена внутридомовая инженерная система многоквартирного дома (многоквартирных домов), находящегося в управлении потребителя, тепловую энергию и теплоноситель. Потребитель, будучи лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом (многоквартирными домами), приобретет у Теплоснабжающей организации тепловую энергию и теплоноситель для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению жилых и встроенных нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме (многоквартирных домах).
Данный договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на период с 01.05.2014 по 31.12.2014 и считается продленным на один календарный год на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении настоящего договора или о заключении нового договора (п. 9.1).
Во исполнение условий договора в период с января 2016 года по февраль 2017 года истец поставил ответчику тепловую энергию и горячую воду для целей оказания коммунальных услуг в отношении находящегося в управлении ответчика многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Лысьва, ул. Первомайская, 41, что подтверждается подписанными сторонами актами.
Объем поставленной тепловой энергии и горячей воды определен на основании показаний общедомового прибора учета энергоресурсов (отчеты о суточных параметрах теплоснабжения). Стоимость поставленных ресурсов определена истцом в соответствии с тарифами, утвержденными постановлениями РСТ Пермского края от 18.12.2015 N 278-т, от 18.12.2015 N 290-вг, от 19.02.2016 N 60-вг, от 20.12.2016 N 420-вг, от 20.12.2016 N 345-т.
По утверждению истца, оплата поставленных ресурсов произведена ответчиком не в полном объеме, в связи с чем задолженность ответчика за январь и февраль 2016 года составила 58 717 руб. 16 коп., сумма неустойки, начисленной истцом на основании части 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", составила 24 692 руб. 81 коп. за период с 12.03.2016 по 25.07.2017.
Оставление ответчиком без удовлетворения претензии от 31.03.2017 года N 0527-06 явилось истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Возражения ответчика против удовлетворения иска основаны, в том числе, на позиции, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
Как верно установлено судом первой инстанции, разногласия между сторонами возникли в части определения стоимости горячей воды, поставленной в период с января по февраль 2016 года.
По мнению ММУП "Теплоэнергоремонт", стоимость ресурса подлежит определению на основании показаний ОДПУ с применением двухкомпонентного тарифа, утвержденного постановлением РСТ Пермского края от 18.12.2015 N 290-вг (1564,77 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию; 21,63 руб./куб.м. - компонент на холодную воду).
По мнению МЖСК N 2 НПО "Привод", при расчете стоимости коммунальной услуги ГВС подлежит применению формула N 23 пункта 26 Приложения N 2 к Правилам N 354, учитывающая коэффициент удельного количества тепловой энергии, расходуемый на подогрев воды (0,071 Гкал/куб.м.), утвержденный в Приложении N 1 к Постановлению РСТ Пермского края от 18.12.2015 N 290-вг в производственной программе в сфере горячего водоснабжения МУУП "Теплоэнергоремонт" на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Согласно расчету МЖСК N 2 НПО "Привод" стоимость поставленного ресурса за спорный период составила 30 928 руб. 04 коп. в январе 2016 года и 28 888 руб. 40 коп. в феврале 2016 года. Оплата произведена в сумме 59 816 руб. 44 коп. (платежные поручения N 56 от 26.02.2016, N 69 от 14.04.2016, N 9 от 23.01.2018), в связи с чем ответчик считает обязательства по оплате за спорный период исполненными.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания 31 руб. 08 коп. неустойки, суд первой инстанции суд первой инстанции, с учетом произведенных ответчиком оплат, исходил из того из наличия на стороне ответчика просрочки исполнения обязательства по оплате и обоснованности начисления неустойки за период с 11.03.2016 по 23.01.2018 в сумме 41 руб. 08 коп. (из которой 10 руб. 00 коп. ответчиком уплачено).
Проанализировав нормы законодательства и отказывая в удовлетворении иска в остальной части, суд первой инстанции основывался на необходимости определения расчета размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, должен определяться на основании п. 42 Правил N 354 исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с нормами статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду") размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Возражения истца относительно отсутствия установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению получили надлежащую оценку судом первой инстанции и обоснованно отклонены в связи со следующим.
В соответствии с Информационным письмом ФСТ России от 18.11.2014 N СЗ-12713/5 при расчете тарифов на горячую воду в расчете на 1 куб. м возможно руководствоваться положениями Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47. Формула, приведенная в п. 58 Методических указаний N 47 для расчета одноставочных тарифов на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения: Тгвсзакр = Тхвс x (1 + Кпв) + УСцтп + Тт/э x Qx/3, предполагает умножение стоимости единицы теплоэнергии не на фактический объем, а на количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды (Гкал/куб. м).
Следовательно, в случае отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, необходимо учитывать объем тепловой энергии, используемый для подогрева расчетного объема холодной воды, на уровне удельных показателей, содержащихся в утвержденной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Судом верно установлено то, что во исполнение данного постановления в спорный период нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не были установлены.
Вместе с тем в расчетах с потребителями дома оснований для распределения в составе стоимости услуги ГВС фактически зафиксированного количества тепловой энергии не имелось.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Отсутствие норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты удельного объема тепловой энергии, используемого для подогрева расчетного объема холодной воды.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о верности утверждения ответчика об отсутствии задолженности за спорный период (с учетом произведенных оплат) и отсутствии оснований для взыскания основного долга и начисленной на него суммы неустойки соответствует приведенным выше нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Требование о взыскании неустойки на основании части 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", правомерно удовлетворено судом за период с 11.03.2016 по 23.01.2018 в сумме 31 руб. 08 коп. (с учетом общей суммы неустойки 41 руб. 08 коп. и частичной ее оплаты в сумме 10 руб. 00 коп.) в связи с несвоевременной оплатой поставленного ресурса.
Возражений против выводов суда первой инстанции в указанной части сторонами не заявлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст.71 АПК РФ.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 января 2018 года по делу N А50-25152/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Лысьвенский городской округ" "Теплоэнергоремонт" (ОГРН 1025901929294, ИНН 5918011573) в доход федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.