г. Пермь |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А60-67010/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Жуковой Т.М., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2018 года,
принятое судьей Ковалевой М.В.,
по делу N А60-67010/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (ИНН 6620009036, ОГРН 1036601121611)
об оспаривании действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" 07.12.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ответа заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Тулуповой Ю.Н. от 23.11.2017 исх.N 02-01-17/9540, согласно которому обществу было отказано в передаче в Росприроднадзор характеристик объекта полигон твердых бытовых отходов для внесения изменений в государственный реестр объектов размещения отходов с назначением объекта размещения отходов "захоронение".
Заявитель просит обязать восстановить нарушенные права в виде включения в государственный реестр объектов размещения отходов, объекта муниципального имущества: сооружение - полигон твердых бытовых отходов г.Кушвы, юго-восточная часть города, на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0301001:77), эксплуатируемом ООО "Благоустройство", расположенном в границах населенного пункта г.Кушва, с назначением объекта размещения отходов "захоронение".
Возражая против заявленных требований, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу указывал, что ответ носит разъяснительный характер, территориальный орган Росприроднадзора в соответствии с его полномочиями не может внести указанный заявителем объект в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В апелляционной жалобе указывает, что земельный участок с разрешенным использованием под полигон ТБО может использоваться вопреки градостроительному регламенту при изменении правил землепользования и застройки, лицензия была получена на законных основаниях, постановка земельного участка на кадастровый учет была произведена до внесения изменений в Закон об отходах производства и потребления, полигон ТБО не создаёт опасности для жизни и здоровья населения г.Кушва, прекращение деятельности полигона противоречит интересам жителей, настаивает на наличии у Департамента соответствующих полномочий для включения объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеизложенного следует, что для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий и ненормативных правовых актов необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий и ненормативных правовых актов нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "Благоустройство" 16.10.2017 обратилось в Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу с заявлением N 212 (с учетом дополненного заявления N 241 от 20.11.2017) о внесении изменений в государственный реестр объектов размещения отходов муниципального имущества - сооружение - полигон твердых бытовых отходов г. Кушвы с назначением объекта размещения отходов "захоронение".
Департаментом Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу 23.11.2017 в адрес заявителя направлено письмо N 02-01-17/9540, которым обществу было отказано в передаче в Росприроднадзор характеристики объекта: полигон твердых бытовых отходов для внесения изменений в государственный реестр объектов размещения отходов с назначением объекта размещения отходов "захоронение". Основанием отказа послужил факт размещения полигона на земельном участке, имеющим категорию: земли поселения, при этом в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещено осуществлять захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Включением объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
Из содержания пункта 16 Порядка следует, что государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
Согласно пункту 19 названного Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в службу информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.
Исходя из смысла и содержания пунктов 16, 19 Порядка территориальный орган Росприроднадзора осуществляет обработку и анализ поступившей от юридического лица информации об объектах размещения отходов, а затем полученную в результате этих действий информацию, проверенную на соответствие положениям законодательства, представляет в Росприроднадзор.
Заявитель, как владелец выданной Федеральной службы по надзору в сфере природопользования лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности N 00235 от 18.08.2016 г., в адрес департамента представил характеристику объекта размещения отходов (полигон твердых бытовых и промышленных отходов).
В рассматриваемом случае, Департамент сообщил обществу об отсутствии возможности передачи характеристики о Полигоне твердых бытовых отходах в Росприроднадзор для внесения изменений ГРОРО с назначением объекта размещения отходов "захоронение", в качестве основания отказа указано на размещение полигона на земельном участке, имеющем категорию земель "земли населенных пунктов".
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ) установлен запрет на захоронение отходов в границах населенного пункта.
Кроме того, до вступления в силу указанной редакции Законом об отходах также был установлен запрет на захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Учитывая изложенное, согласно требованиям законодательства Российской Федерации запрещается захоронение отходов на земельном участке, находящемся в границах населенного пункта.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Между тем, материалами дела (договором аренды земельного участка N 133 от 23.09.2005, приказ МУГИСО N 4257 от 16.09.2005 о предоставлении земельного участка для полигона бытовых отходов) подтверждается расположение земельного участка в категории земель поселений с кадастровым N 66:53:03 01 001:0077, площадью 54 950 кв. м, находящийся по адресу: г.Кушва, юго-восточная часть города, с разрешенным использованием - устройства полигона бытовых отходов на землях населенных пунктов, что является нарушением п. 5 ст. 12 Закона об отходах.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно статьям 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
При этом муниципальный район определяется как несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территория, находящаяся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, границы муниципального образования могут не совпадать с границами населенных пунктов, что позволяет при осуществлении градостроительного зонирования выделять зоны специального назначения, соблюдая требования законодательства в области охраны окружающей среды, запрещающие размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и захоронение отходов в границах населенных пунктов (Письмо Минприроды России от 29.01.2015 N 05-12-44/1803 "По вопросу размещения объектов размещения отходов в границах населенного пункта").
В материалы дела заявителем представлено письмо Отдела градостроительства и архитектуры Администрации Кушвинского городского округа от 29.09.2017 г. N 274 из содержания, которого следует, что земельный участок из земель поселений с кадастровым N 66:53:0301001:0077, расположенный в юго-восточной части г. Кушва, находится в зоне специального назначения 1 -го класса (утилизационная), с включением объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кушвинского городского округа, утвержденными решением Кушвинской городской Думы от 01.12.2005 N388.
В соответствии с градостроительными регламентами в данной зоне предусмотрены следующие виды разрешенного использования: контролируемые неусовершенствованные свалки для нечистот и жидких хозяйственных отбросов ограниченного происхождения и твердых гниющих отбросов, поля ассенизации и поля запахивания, скотомогильники с захоронением в ямах, утильзаводы для ликвидации трупов животных и конфискатов; крематории (при количестве печей более 1); мусоросжигатели и мусороперарабатывающие заводы мощностью 40 тонн/год; наземные стоянки автомобилей; административные, офисные здания объекты инженерной инфраструктуры, объекты обслуживания персонала, места хранения спеццтранспорта.
В силу п. 5 ст. 12 Закона об отходах запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии со ст. 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Таким образом, одной из целей хранения отходов является их захоронение.
Учитывая изложенное, указанный земельный участок не может быть использован под размещение полигона для захоронения твердых бытовых отходов.
В силу пункта 17 Порядка не подлежат включению в ГРОРО, в том числе: объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку полигон твердых бытовых отходов находится на земельном участке, отнесенном к категории земель населенных пунктов, размещение отходов в границах которых запрещено, то Департаментом правомерно отказано в передаче Росприроднадзору документов для включения объекта размещения отходов в ГРОРО.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Доводы заявителя противоречат положениям нормативных актов, положенных в основу принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2018 года по делу N А60-67010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.