г. Хабаровск |
|
19 апреля 2018 г. |
А73-20929/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого": Незванова Ж.В., представитель по доверенности от 25.09.2017 N 269/09; Новиков Р.Ю., представитель по доверенности от 25.09.2017 N 268/09;
от Хабаровской таможни: Куликова А.А., представитель по доверенности от 26.12.2017 N 05-38/210; Моргунова М.А., представитель по доверенности от 03.10.2017 N 05-38/142;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 19.02.2018
по делу N А73-20929/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого" (далее - заявитель, общество, АО "Гражданские самолеты Сухого") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решение Хабаровской таможни (далее-таможенный орган, таможня) о возвращении заявления без рассмотрения, формализованное в письме от 01.11.2017 N 15-20/18264, обязать таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 248 734,21 руб.
Решением суда от 19.02.2018 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным, на таможенный орган возложена обязанность возвратить АО "Гражданские самолеты Сухого" таможенные платежи в сумме 248 734 руб. 21 коп. Кроме того, с таможни в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить в виду неправильного применения норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии оснований по возврату излишне уплаченных платежей, поскольку к заявлению на приложен документ, подтверждающий факт излишней уплаты таможенных платежей. Заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких платежей. Вместе с тем, декларант в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в графу 31 ДТ после выпуска товара, не обращался.
В судебном заседании апелляционного суда представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в рамках реализации контракта от 09.12.2004 N DDC-RRJ-SCA-BIO-003 на разработку и поставку систем и компонентов для семейства самолетов RRJ, заключенного между ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (Покупатель) и компанией BE Aerospace Inc. (Поставщик), общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товар, в целях декларирования которого в Хабаровскую таможню подана декларация на товары N 10703070/190916/0007344 (далее -ДТ N 7344).
В товарной позиции N 5 ДТ N 7344, обществом заявлены следующие сведения о товаре: полнолицевая кислородная маска P/N 174662-18 - 12 шт. Части компонентов кислородной системы экипажа A336003-BG-2200. Предназначены для защиты членов экипажа при кислородном голодании: изготовитель BE Aerospace Inc., кол-во - 12 шт.
Таможенным органом разрешен выпуск товара, и товар выпущен в режиме внутреннего потребления.
При оприходовании товара общество установило, что из 12 кислородных масок, сведения о которых заявлены в товарной позиции N 5 ДТ N 7344, 4 кислородных маски имеют иной партийный номер (P/N 174692-18), не соответствующий прайс-листу заказа N 98/10-4288-2693 от 04.07.2016, заключенному в рамках контракта N DDC-RRJ-SCA-BIO-003, в связи с чем, общество поместило данные товары под таможенную процедуру реэкспорта, оформив в Саратовской таможне декларацию на товары N 10413070/210617/0004914 (далее -ДТ N 4914).
Фактический вывоз товаров по заявленной декларантом процедуре осуществлен через Шереметьевскую таможню.
Полагая, что в связи с осуществленным реэкспортом у общества появилось право требования возврата излишне уплаченных по ДТ N 7344 таможенных платежей, последний обратился в таможню с заявлением от 23.10.2017 N 843-ДО-824/4242 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумму таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в сумме 248 734,21 руб.
Письмом от 01.11.2017 N 15-20/18264 таможенный орган возвратил заявление общества без рассмотрения, указав в качестве основания для принятия такого решения непредставление обществом документов, подтверждающих факт начисления таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Не согласившись с решением таможни, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 89 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный 4 орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом в силу части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган (часть 4 статьи 147 Федерального закона).
Как подтверждается материалами дела, в качестве основания, в соответствии с которым возникла излишняя уплата (излишнее взыскание) таможенных платежей в сумме 248 734,21 руб., декларант ссылается на реэкспорт товаров по ДТ N 10413070/210617/0004914 (к заявлению, при предоставлении в таможенный орган, были приложены копии платежных поручений, копии уведомлений о несоответствии, а также копии ДТ N 7344 и ДТN 4914).
Отказывая в рассмотрении заявления, таможня указала на то, что общество не представило документы, подтверждающие факт начисления таможенных платежей, подлежащих возврату; под таможенную процедуру реэкспорта помещены товары, отличные от ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 4914.
По утверждению таможни, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие внесение таких изменений.
Между тем, данные выводы таможенного органа правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными в связи со следующим.
Статьей 301 ТК ТС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 297 названного Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 13 названного Кодекса (возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Согласно статье 291 Закона о таможенном регулировании в отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС, и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном главой 17 названного Закона (возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств).
Указанной главой Закона о таможенном регулировании предусмотрены правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (статья 147), а также иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов (пункты 1 - 6 части 1 статьи 148).
В силу пункта 4 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится в случае, если ТК ТС и (или) названным Законом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, для подтверждения факта излишней уплаты сумм таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, декларанту не требуется инициирование внесения изменений в ДТ, путем оформления КДТ, поскольку в связи с реэкспортом какие-либо сведения в отношении ввезенных товаров и которые бы влияли на исчисление таможенных платежей, не изменились.
Факт того, что товар по ДТ N 4914 в количестве 4 шт. фактически был вывезен, таможней не опровергается. При этом при помещении данного товара под таможенную процедуру реэкспорта и его вывозе, товар был идентифицирован таможенным органом как часть товара, задекларированная в товарной позиции N 5 ДТ N 7344.
Реэкспорт данного товара осуществлен в связи с неисполнением условий контракта в части поставки товаров одного партийного номера; таможенные платежи в размере 764 230,55 руб., исчисленные при ввозе товара уплачены обществом в полном объеме.
Следовательно, при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обществом были представлены все документы, предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ, в том числе и документы, подтверждающие право общества на возврат таможенных платежей, возникшее в связи с осуществленным реэкспортом товаров, в связи с чем, у таможенного органа отсутствовали законные основания для возвращения заявления без рассмотрения.
Доводы таможни о том, что под таможенную процедуру реэкспорта по
ДТ N 4914 помещены товары, отличные от товаров, ранее помещенных под
процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 7344, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку наличие соответствующей отметки таможенного органа о фактическом вывозе спорных товаров подтверждает соблюдение условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 297 ТК ТС, для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в том числе и в части идентификации таможенным органом данных товаров, как ранее задекларированных в товарной позиции N 5 по ДТ N 7344.
Так же, в графе 40 ДТ N 4914 отражены сведения о предыдущей декларации на товары, в рамках которой декларировался данный товар (ДТ N 7344), а также номер товара (5).
С учетом изложенного, действия таможни по возврату без рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, а также бездействие, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, являются незаконными и противоречат нормам таможенного законодательства.
Учитывая результаты рассмотрения настоящего спора, исходя из положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно возложил на таможенный орган обязанность возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 7344 в размере 248 734 руб. 21 коп.
При данных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.02.2018 по делу N А73-20929/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.