город Воронеж |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А14-21238/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Ливандовской А.М., представителя по доверенности от 28.12.2017 N 64-11/5108;
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2018 по делу N А14-21238/2017 (судья Аришонкова Е.А.), по заявлению Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987), г. Воронеж к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300), г. Воронеж, о признании недействительным решения от 01.11.2017 N 332 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее -Управление лесного хозяйства, заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - заинтересованное лицо, Управление Пенсионного фонда, учреждение) о признании недействительным решения от 01.11.2017 N 332 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 23.01.2018 решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже N 322 от 01.11.2017 признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Суд обязал Управление Пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом Управление Пенсионного фонда обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что в нарушение ч.1 ст.7, ч.1 ст.8, ч.1 ст. 9, п. 1 ч. 9 ст. 15, п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов занижена на суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и (или) отдыха служащих в 2014 в размере 108 470, 17 руб., в 2015 в размере 119 760, 11 руб., в 2016 в размере 269 528.16 руб. База для начисления страховых взносов занижена на суммы денежной компенсационной выплаты на санаторно-курортное лечение служащих в 2014 в размере 667 370, 97 руб., в 2015 в размере 860 924,75 руб., в 2016 в размере 880 629,25 руб. Кроме того, в нарушение ч. 3, ч. 4, ч.5 ст. 15, п.1 ч. 2 ст.28, ч.1 ст.58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы на указанные суммы компенсационных выплат плательщиком страховых взносов не начислены и не уплачены.
Управление Лесного хозяйства возражало на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
В судебное заседание представитель Управления Пенсионного фонда, не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка страхователя - Управления лесного хозяйства за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
Итоги проведенной проверки отражены в акте N 322 от 29.09.2017.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда принято решение N 322 от 01.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 146 071,12 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 709 913,45 руб., а также начисленные пени в сумме 107 147,50 руб. и указанную сумму штрафа.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда N 322 от 01.11.2017, Управление лесного хозяйства обратилось с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доначисление решением N 322 от 01.11.2017 заявителю недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 709 913,45 руб. является неправомерным.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая законность решения Управления Пенсионного фонда N 322 от 01.11.2017, суд области обосновано руководствуется следующим.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для произведенных доначислений послужил вывод Управления Пенсионного фонда о занижении страхователем в проверяемом периоде базы для начисления страховых взносов на суммы денежных компенсационных выплат на санаторно-курортное лечение служащих в размере 2 408 924,97 руб. и на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно в размере 497 758,44 руб.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
При этом статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Закон N 250-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании пп. "а" п. 1 ч.1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско - правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Управление лесного хозяйства Воронежской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, формирование фонда оплаты труда которого определяется статьей 51 Федерального закона N 79-ФЗ и статьей 19 Закона Воронежской области N 29-ОЗ.
Согласно статье 23 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, трудовые отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя регламентируются служебным контрактом, по которому представитель нанимателя обязуется выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять государственные социальные гарантии в обмен на обязательство гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Положениями статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Положениями статей 52, 53 Федерального закона N 79-ФЗ установлены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, как связанные с исполнением служебных обязанностей, так и имеющие социальный характер, перечень которых не является исчерпывающим.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Вопросы организации государственной гражданской службы Воронежской области, отнесенные к предметам ведения Воронежской области как субъекта Российской Федерации, регулируются Законом Воронежской области N 29-ОЗ.
В соответствии со ст. 18 Закона N 29-ОЗ оплата труда гражданского служащего производится в соответствии с федеральным и областным законодательством в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы Воронежской области.
Положениями ст. 20 Закона N 29-ОЗ установлены основные и дополнительные гарантии гражданским служащим.
При этом пунктом 4, части 2 ст. 20 Закона N 29-ОЗ установлено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Воронежской области, может предоставляться право, в том числе, на ежегодную денежную компенсационную выплату на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также на ежегодную денежную компенсацию на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно. Порядок и размер выплаты устанавливается в соответствии с приложением 16 к указанному Закону Воронежской области.
Пунктом 2 Приложения 16 к Закону Воронежской области "О государственной гражданской службе Воронежской области" от 30.05.2005 N 29-ОЗ "Положение о ежегодной денежной компенсационной выплате на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также о ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха" (далее - Положение) предусмотрено, что гражданским служащим, использующим отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата на оплату стоимости санаторно-курортной путевки.
Согласно п. 4 Положения гражданскому служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата.
Денежная выплата производится один раз в календарном году по месту службы по заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Лицу, впервые поступившему на гражданскую службу Воронежской области, в году поступления на службу (работу), по его заявлению денежная выплата производится пропорционально отработанному времени из расчета 1/12 годового размера, установленного в пункте 4 Положения, за каждый полный календарный месяц гражданской службы в календарном году (п. 5 Положения).
В силу п. 8 Положения денежная компенсация выплачивается по месту службы по заявлению гражданского служащего после предъявления им проездных документов в день выплаты денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 8.1 - 8.8 указанного Положения.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм закона, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, применительно к государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные гражданским служащим от нанимателя за исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом в виде денежного содержания.
Вместе с тем выплаты, в пользу гражданского служащего в рамках социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о государственной гражданской службе, не являющиеся денежным содержанием, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном п.1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в вышеприведенных нормах.
Как усматривается из оспариваемого решения, в ходе проведенной Управлением Пенсионного фонда документальной выездной проверки страхователя было установлено, что Управление лесного хозяйства в 2014 - 2016 годах произвело частичную компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам учреждения в общей сумме 2 408 924,97 руб., компенсацию на оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно сотрудникам организации на сумму 497 758,44 руб. При этом страховые взносы на указанные выплаты заявителем не начислялись.
Из материалов дела следует что указанные компенсация затрат работников на путевки на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также на оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно произведены на основании положений Закона Воронежской области N 29-ОЗ.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данные выплаты по своему характеру обусловлены исключительно возможностями работодателя применительно к социальной сфере обеспечения своих работников, исходя из чего, не закреплены в качестве гарантированных выплат и компенсаций в трудовом законодательстве.
Таким образом, рассматриваемые спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям п.1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку, не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), так как их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий, а также не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера.
Таким образом, судом области обоснованно отклонена ссылка Управления Пенсионного фонда на положения статьи 9 Федерального Закона N 212-ФЗ, в которой приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы.
Таким образом, с учетом приведенных выводов, доначисление решением N 322 от 01.11.2017 заявителю недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 709 913,45 руб. является неправомерным.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212- ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, при установленном судом отсутствии у страхователя обязанности по уплате спорных сумм страховых взносов, начисление пени на указанные суммы в размере 107 147,50 руб. также является неправомерным.
Аналогичным образом, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Управления Лесного хозяйства к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 146 071,12 руб., в связи с тем, что факт совершения вменяемого Учреждению правонарушения в виде неполной уплаты страховых взносов не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже N 322 от 01.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.01.2018 по делу N А14-21238/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.