г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А21-10784/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Юрков И.В.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крот" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2018 по делу N А21-10784/2017 (судья Сычевская С.Н.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крот"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО "Крот" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) от 23.10.2017 N 417 о назначении административного наказания на основании части 2 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО).
Решением от 31.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Крот" просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, Министерством не доказано совершение подателем жалобы административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 73 КоАП КО; совершенное административное правонарушение не является повторным, поскольку постановления Министерства от N 271 и 273 не вступили в законную силу (обжалованы в рамках дел N А21-8093/2017 и А21-8094/2017).
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Крот" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 73 КоАП КО, послужило нарушение пунктов 2.11, 2.22 ст.2, подпунктов 1, 3 пункта 3.1 статьи 3, пунктов 4.6, 4.7 статьи 4 и пунктов 6.2, 6.5, 6.12 статьи 6 Правил благоустройства территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 04.11.2016 N 95 (далее - Правила N 95).
Нарушения выявлены при проведении Министерством осмотра территории поселка Малиновка и выразились в том, что заявителем более суток не производился вывоз отходов вдоль дороги у контейнерной площадки, а также с контейнерной площадки (контейнер переполнен).
По результатам осмотров составлены акты от 03.09.2017, 04.09.2017 и 06.09.2017 с применением средств фотофиксации.
Оспариваемым постановлением Министерства податель жалобы привлечен к административной ответственности в виде 65 000 руб. штрафа.
Указанное постановление оспорено заявителем в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ; выставлении (оставлении) тары, тары с мусором, прочего мусора (веток, листвы, смета) на территории муниципального образования в местах, не отведенных для этих целей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 1 статьи 73 КоАП КО).
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 2 статьи 73 КоАП КО).
Санитарная очистка и уборка территории в летний период - очистка территории, сбор и удаление мусора, бытовых отходов и их вывоз на полигон ТКО; в зимний период - очистка территории, сбор и удаление мусора, бытовых отходов на полигон ТКО, а снега и льда - в отведенные места их складирования (пункт 2.11 статьи 2 Правил N 95).
Уборка территории округа - комплекс работ (мероприятий), связанных с регулярной очисткой, сбором и вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в т.ч. газонов, и территорий с твердым покрытием, регулярное проведение окоса дикорастущей травы, корчевание и удаление кустарника на землях независимо от форм собственности и целевого назначения, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2.22 статьи 2 Правил N 95).
Работы по благоустройству городского округа включают санитарную очистку и уборку территории городского округа в соответствии с действующими правилами и нормами, а также настоящими Правилами, которая включает уборку дорог местного значения в границах городского округа, основных и прилегающих территорий; придомовых и закрепленных территорий; сбор и вывоз отходов производства и потребления; сбор и вывоз бытовых, промышленных отходов и других видов мусора (подпункты 1, 3 пункта 3.1 статьи 3 Правил N 95).
Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, собственники (наниматели) частного жилищного фонда обязаны ежедневно убирать основные территории своими силами и за счет собственных средств или по договору на оказание услуг по уборке территории. На основных территориях юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны содержать поверхности тротуаров, внутриквартальных и дворовых проездов в надлежащем санитарном и нормативно-эксплуатационном состоянии; обеспечивать беспрепятственный отвод талых и дождевых вод; производить очистку смотровых и дождеприемных колодцев, а также водоотводящих канав в границах земельного участка не менее двух раз за сезон собственными силами либо по договору с соответствующими эксплуатационными службами, содержать в исправном состоянии и обеспечить сохранность смотровых и дождеприемных колодцев, дождеприемных решеток, водоотводящих канав в границах земельного участка, а также обеспечить доступ проезда к ним ремонтной техники; обеспечивать условия для безопасного движения пешеходов и транспорта в зимнее время; производить сбрасывание снега с крыш и удаление сосулек с началом оттепелей в светлое время суток с обязательным применением мер предосторожности для пешеходов. При этом должны приниматься меры, обеспечивающие сохранность деревьев, кустарников, электропроводов, вывесок, рекламных установок, линий связи и т.п. Убирать сброшенный с крыш снег и ледяные сосульки немедленно по окончании сбрасывания; обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубка (снос), обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в установленном порядке. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевки и обрезки кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ; производить окос дикорастущей травы. Высота травы на земельных участках независимо от целевого назначения (за исключением земельных участков, предназначенных для сенокоса) в течение всего года не должна превышать 30 см. На земельных участках, предназначенных для сенокоса, высота травы не должна превышать 80 см. Произрастание дикорастущих кустарников на указанных земельных участках не допускается; производить своевременно санитарную уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины) при достижении травяным покровом более 10-15 см. Скошенная трава должна быть убрана сразу после окончания работ; проводить своевременную уборку береговой полосы водоемов от мусора, опавших листьев и веток; не допускать образования скопления бытовых отходов, своевременно вывозить ТКО самостоятельно либо заключив договор со специализированной организацией на вывоз мусора (подпункты 4.6, 4.7 статьи 4 Правил N 95).
Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить сбор отходов в контейнеры (сборники ТКО) на специально оборудованных площадках; осуществить установку на обслуживаемой территории достаточного количества контейнеров. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающей к ним территории несет их владелец, арендатор или иной пользователь, в чьем управлении находится данная контейнерная площадка. Если в одном здании, строении, сооружении или на огороженной территории располагаются несколько пользователей (арендаторов), ответственность за организацию сбора и вывоза ТКО, содержание и уборку территории контейнерной площадки возлагается на собственника здания, строения или сооружения, земельного участка либо на его уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено условиями договора с пользователем. Если на закрепленной территории находятся несколько собственников и (или) пользователей, границы сбора и вывоза ТКО, содержания и уборки территории контейнерной площадки должны быть определены соглашением сторон; обеспечить вывоз ТКО собственными силами и за счет собственных средств либо заключить договор на вывоз ТКО со специализированными организациями различных организационно-правовых форм, имеющих специализированный транспорт, подготовленный персонал и лицензию (в случаях, установленных законодательством) на право осуществления соответствующей деятельности, или договор на оказание услуг по организации сбора и вывоза ТКО с предприятиями (организациями), управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, в ведении которых находятся места размещения контейнеров или контейнерные площадки; иметь в зданиях, не подключенных к централизованной системе канализации, локальные очистные сооружения для жидких отходов или выгребные ямы и обеспечивать их правильную эксплуатацию, а также надежную гидроизоляцию, исключающую загрязнение жидкими отходами окружающей среды. Ответственность за техническое и санитарное состояние выгребных ям и прилегающей к ним территории несет их владелец; осуществлять содержание в исправном состоянии несменяемых контейнеров и других сборников для жидких и твердых коммунальных отходов; обеспечивать свободный проезд к контейнерам, установленным на специально оборудованных площадках; организовывать своевременный вывоз жидких отходов (пункт 6.2 статьи 6 Правил N 95).
Количество и вместимость контейнеров для сбора ТКО определяются расчетом накопляемости и сроками временного хранения, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в зависимости от природно-климатических условий. Срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5) - не более одних суток (ежедневный вывоз). После выгрузки мусора из контейнеров-сборников в мусоровоз работник специализированного предприятия, производивший выгрузку, обязан подобрать выпавший при выгрузке мусор. В случае образования свалки мусора на контейнерной площадке, возникшей из-за срыва графика вывоза ТКО, ликвидацию свалки производит специализированное предприятие, осуществляющее вывоз ТКО, или возмещает затраты владельцу площадки на уборку такой свалки (пункты 6.6, 6.12 статьи 6 Правил N 95).
Судом первой инстанции установлено, что между администрацией МО "Зеленоградский городской округ" и ООО "Крот" заключен муниципальный контракт от 18.04.2016 на оказание услуг по уборке и благоустройству территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" на 2016-2019 годы, согласно пункту 1.2 которого услуги оказываются исполнителем в соответствии с техническим заданием (приложение N 1).
В соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту от 18.04.2016 местом оказания услуг является территория МО "Зеленоградский городской округ", в том числе пос. Малиновка (пункт 2.1); ООО "Крот" должно оказывать услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Калининградской области, а также МО "Зеленоградский городской округ", в том числе Правил N 95 (пункт 2.4); в летний период основной задачей является удаление загрязнений, скапливающихся на территории муниципального образования (пункт 4.1); территории, подлежащие уборке, включая прилотковые зоны, должны промываться и полностью очищаться от песка и всякого вида загрязнений (пункт 4.2); подметание тротуаров и проезжей части дорог, погрузка и вывоз смета должны осуществляться ежедневно (пункт 5).
Оценив представленные в деле доказательства суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Крот" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 73 КоАП КО.
Выводы судов основаны на том, что на момент вынесения оспариваемого постановления вступили в законную силу постановления Министерства от N 271 и N 273.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (пункт 2 статьи 31.1 КоАП РФ).
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (часть 3 статьи 229 АПК РФ).
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене (пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Постановления Министерства от N 271 и 273 о назначении ООО "Крот" административного наказания на основании части 1 статьи 73 КоАП КО оспорены заявителем в судебном порядке (признаны обоснованными решениями суда первой инстанции, вынесенными в виде резолютивной части от 13.11.2017 в рамках дел N А21-8093/2017 и А21-8094/2017 соответственно).
Мотивированные решения по делам N А21-8093/2017 и N А21-8094/2017 вынесены судом первой инстанции 01.12.2017.
Постановлениями суда апелляционной инстанции от 21.02.2018 по N А21-8093/2017 и от 28.02.2018 по делу N А21-8094/2017 указанные решения от 01.12.2017 оставлены без изменения.
С учетом изложенного на момент вынесения Министерством постановления от 23.10.2017 N 417 постановления заинтересованного лица от N 271 и N 273 в законную силу не вступили.
Следовательно, у Министерства не было оснований для квалификации совершенного ООО "Крот" административного правонарушения на основании части 2 статьи 73 КоАП КО.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.01.2018 по делу N А21-10784/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 23.10.2017 N 417.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Судья |
И.В. Юрков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.