город Томск |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А27-22998/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Стасюк Т.Е., |
|
|
Ярцева Д.Г.. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смолиной Т.Д., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово (07АП-2408/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.02.2018 по делу N А27-22998/2017 (судья Нестеренко А.О.)
по исковому заявлению Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869, город Кемерово)
против акционерного общества "Кемеровская генерация" (ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192, город Кемерово, далее - теплоснабжающая организация)
об обязании совершить действия,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭУ-1" (ОГРН 1134205004009, ИНН 4205260230, город Кемерово, далее - управляющая компания), - Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333, город Кемерово, пр. Кузнецкий, 30, далее - сетевая организация),
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Ананьина Т.В. - доверенность N 01-32/1 от 09.01.2018 до 31.12.2018, паспорт; Петрова Е.А. - доверенность N 01-32/2123 от 12.12.2017 до 31.12.2018, паспорт
от ответчика: Борщенко П.А. - доверенность от 14.07.2016 по 01.08.2019, паспорт; Хватикова О.А. - доверенность от 12.02.2018 по 01.08.2019, паспорт,
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: не явились (извещены),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Кемерово (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к акционерному обществу "Кемеровская генерация" (далее - АО "Кемеровская генерация", ответчик) об обязании провести корректировку начисленной ООО "УК "РЭУ-1" платы за ресурсы, поставленные в 2016 году по договору от 20.01.2016 N 4113т, путем исключения из объема ресурса, определенного по показаниям общедомовых приборов учета многоквартирных домов, количества ресурса, поставленного с превышением установленного договором температурного графика, в размере (с учетом принятых судом уточнений) 3576,49 Гкал, что в денежном выражении составляет 4346933,43 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭУ-1", Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.02.2018 (резолютивная часть объявлена 30.01.2018) в удовлетворении требований истца отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования администрации, ссылаясь, в том числе на то, что требования истца о соблюдении согласованного к договору графика являются законными; судом не дана оценка ссылки истца на применение пп. "в" п.17 Правил 124, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами; приложение N 7 содержит существенные условия - показатели качества; суд сделал необоснованный вывод о том, что даже если бы нарушение поставки завышенного по температуре теплоносителя было бы доказано, то такое превышение температуры само по себе неминуемо не влечет избыточного теплопотребления, поскольку лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома должно иметь реальную возможность технического регулирования качества ресурса, что в данном случае не имелось.
От АО "Кемеровская генерация" в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование возражений указало, что с учетом присоединения теплопотребляющих установок к тепловой сети, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости применения графика регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренной схемой теплоснабжения. Надлежащее оказание услуг коммунальных услуг зависит от параметров поставляемых ресурсов, истец должен доказать, что действия ответчика привели к ухудшению качества коммунальных услуг.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Кемеровская генерация" (теплоснабжающая организация) и ООО УК РЭУ-1" (управляющая компания, потребтель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 20.01.2016 N 4113т, в соответствии с которым ТСО обязуется поставить Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, а потребитель обязуется оплачивать принятый ресурс.
Договор исполнялся сторонами на протяжении всего 2016 года.
В приложении N 7 к договору установлены параметры качества теплоснабжения, отопительный температурный график на границе балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, где в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха предусмотрена температура воды в подающем и обратном трубопроводе.
При этом стороны руководствовались температурным графиком регулирования отпуска тепла 150-70 со срезкой на 130 градусов (источник тепла - Кемеровская ГРЭС), утвержденным теплосетевой организацией и согласованным с органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Администрация г. Кемерово, в сферу которой входит решение вопроса о выплате теплоснабжающей организации субсидий на покрытие межтарифной разницы в рамках заключенного между ними договора на предоставление субсидий от 11.03.2016 N 1-с/16, сопоставляя среднесуточную температуру воды в подающем трубопроводе, зафиксированную общедомовыми приборами учета, с температурой воды в подающем трубопроводе, предусмотренной вышеуказанным приложением N 7 к договору теплоснабжения, пришла к выводу о нарушении качества теплоснабжения.
В этой связи ей произведен расчет объема тепловой энергии как разница между объемом, который должен был быть получен при соблюдении параметров приложения N 7 к договору, и объемом, который зафиксирован общедомовыми приборами учета.
Посчитав полученную разницу объемов некачественной тепловой энергией, Администрация г. Кемерово обратилась с претензией к теплоснабжающей организации об исключении её из объемов потребленной тепловой энергии, подлежащей оплате (письмо от 28.03.2017 N 01-30/496), а получив отказ (письмо от 03.07.2017 N 10-2/26-51641/17), обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Кроме того, из статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила договоров энергоснабжения (параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации). Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключении.
Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), в частности абз. 3 пункта 21 предусмотрено в качестве одного из существенных условий договора теплоснабжения условие о параметрах качества теплоснабжения. При этом пунктом 24 Правил N 808 определены основные требования к данным параметрам: "показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения должны содержаться в утверждаемых Правительством Российской Федерации правилах коммерческого учета.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034), пунктом 107 которых определены параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, которые подлежат контролю качества. Данные параметры различаются в зависимости от способа присоединения теплопотребляющей установки потребителя к тепловой сети - непосредственное присоединение, присоединение через центральный тепловой пункт, присоединение через индивидуальный тепловой пункт. И такой параметр, как "температура теплоносителя в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, указанным в договоре теплоснабжения" установлен только для непосредственного присоединения теплопотребляющей установки потребителя к тепловой сети (пп. "а" п. 107).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что все находящиеся в управлении ООО "УК РЭУ-1" многоквартирные дома, присоединены к тепловой сети через индивидуальные тепловые пункты.
В соответствии с п. "в" пункта 107 Правил 1034 при присоединении теплопотребляющей установки потребителя через индивидуальный тепловой пункт контролю качества теплоснабжения подлежат следующие параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения теплоснабжающих и теплосетевых организаций: давление в подающем и обратном трубопроводе; соблюдение температурного графика на входе тепловой сети в течение всего отопительного периода.
В этой связи, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что с учетом присоединения теплопотребляющих установок к тепловой сети в рассматриваемом случае необходимо применять п. 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, в соответствии с которым показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения, а не в приложении N 7 к договору.
Так, стороны руководствовались графиком регулирования отпуска тепла 150-70 со срезкой на 130 градусов, установленной для системы теплоснабжения с источника-Кемеровской ГРЭС, согласованным органом местного самоуправления (соответствующий графику, указанному в Схеме теплоснабжения города Кемерово). Каких-либо доводов о нарушении данного температурного графика сторонами по делу не приводилось.
Кроме того, параметры качества коммунальных услуг установлены Приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По услуге отопления разделом VI указанного приложения предусмотрено 3 параметра качества: бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях (с допустимы" t превышением не более 4 °С); давление во внутридомовой системе отопления.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении хотя бы одного из данных параметров, в том числе о превышении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях, либо нарушения требований СанПиН 2.1.4.2496-09 относительно температуры горячей воды в точке водозабора, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
Согласно пп. "д" п. 22 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В пункте 10.5 договора стороны также пришли к согласию, что к порядку установления поставки ТСО ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, применяются установленный законодательством РФ порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Правилами предоставления коммунальных услуг (Правилами N 354) предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (п. 104). При организации проверки работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (п. 108). По окончании проверки составляется акт проверки (п 109). При необходимости, назначается экспертиза (п. 110) и т.д.
Доказательства, свидетельствующие о зарегистрированных истцом фактах некачественной поставки ресурсов в материалы дела представлено не было, также как и не представлено информации об уведомлении ответчика, о проведении проверок, актов проверок и иных документов, свидетельствующих о соблюдении установленного законом и договором порядка.
При этом как обоснованно отмечено ответчиком в возражениях на жалобу, что законодательство не устанавливает параметров качества тепловой энергии в точке поставки и не обязывает согласовывать температурный график на границе ответственности, но в тоже время коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг и параметры поставляемых ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставлять качественные коммунальные услуги. Однако как отмечено выше доказательств их не качественности в материалы дела не представлено.
Ссылки истца на информацию о температуре с приборов учета, не соответствуют порядку установления факта предоставления услуги ненадлежащего качества.
Приложением N 1 к Правилам 354 установлен порядок снижения платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Так, по услуге отопления за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента. Однако таких данных не представлено, а расчет истца не соответствует указанному порядку.
Таким образом, исходя из изложенного, доводы апеллянта отклоняются как необоснованные.
При этом апелляционный суд отмечает правомерность выводов суда первой инстанции о том, что даже в случае, если бы такое нарушение было доказано, то превышение температуры воды в подающем трубопроводе само по себе неминуемо не влечет избыточного теплопотребления. Указанный вывод правомерно основан на положениях ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N115.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.02.2018 по делу N А27-22998/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22998/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2018 г. N Ф04-3007/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Кемерово
Ответчик: АО "Кемеровская генерация"
Третье лицо: АО "Кузбассэнерго", ООО "Управляющая компания РЭУ-1"