19 апреля 2018 г. |
Дело N А83-21338/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 16.04.2018 Постановление.
В полном объеме изготовлено: 19.04.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гонтаря В.И., рассмотрев апелляционную жалобу Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.03.2018 по делу N А83-21338/2017 (судья Куртлушаева М.И.), рассмотренное в порядке упрощенного производства
по заявлению Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым
к Индивидуальному предпринимателю Ковалевой Наталье Владимировне
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.09.2018 по делу N А83-21338/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований о привлечении Индивидуального предпринимателя Ковалевой Натальи Владимировны к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Красноперекопская межрайонная прокуратура Республики Крым обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что индивидуальный предприниматель Ковалева Н.В. оказывает услуги по проведению депиляции, отнесенные к медицинским услугам, в отсутствие лицензии.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 27 ноября 2017 года на 10 час. 15 мин.
Представители сторон в суд не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями в материалах дела.
Согласно части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Учитывая положения статьей 156, 266 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей сторон.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 91 N 000421277 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 01.01.2015 внесена запись о приобретении физическим лицом Ковалевой Натальей Владимировной статуса индивидуального предпринимателя.
Заявление прокурора мотивировано следующими обстоятельствами и представленными доказательствами.
В ходе проведенной 30.11.2017 в 15 часов 00 минут прокурорской проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем Ковалевой Натальей Владимировной требований Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ) установлено, что в арендованном помещении, расположенном по адресу: г. Красноперекопск, мкрн. 2, дом 16, площадью 108 кв.м., индивидуальным предпринимателем в нарушение требований указанного закона оказываются услуги по депиляции, относящиеся к медицинским услугам, в отсутствие действующей лицензии, что подтверждается материалами проверки.
В соответствии со ст. 12.2 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 04.05.2011, N 99-ФЗ, в том числе медицинская деятельность, могут осуществляться с 1 июня 2015 года исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление таких видов деятельности, выданные в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" утверждено Положение об особенностях применения положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации и проведении проверок соблюдения временных обязательных требований; Правила представления уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии; Перечень видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии, а также федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, и органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований. На основании Правил предоставления уведомления об осуществлении видов деятельности, уведомление представляется заявителем по форме согласно приложению по месту предполагаемого фактического осуществления видов деятельности в орган государственной власти (его территориальный орган), уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением временных обязательных требований), на основании которого осуществление медицинской деятельности без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" допускается до 01.01.2019.
Согласно реестра уведомлений об осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, индивидуальный предприниматель Ковалева Наталья Владимировна об осуществлении медицинской деятельности в соответствии с Правилами предоставления уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не уведомляла.
В силу норм ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ на территории Российской Федерации медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензированным видом деятельности.
Лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности перечислены в пункте 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Оказание медицинской помощи по профилю "косметология" включает в себя и такой вид косметологической услуги, как проведение депиляции.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н такие виды деятельности, как проведение депиляции (А 14.01.012) - относится к медицинским услугам.
В ходе проведенной проверки установлено, что 30.11.2017 в 15.00 в арендованном помещении, расположенном по адресу: г. Красноперекопск, мкрн. 2, дом 16, площадью 108 кв.м., индивидуальный предприниматель Ковалева Наталья Владимировна в отсутствии лицензии оказывает медицинские услуги по проведению депиляции, что подтверждается материалами проверки.
По результатам проверки работником Прокуратуры 01.12.2017 приняты объяснения от ИП Ковалевой Н.В., согласно которых последняя пояснила, что с 01.10.2017 оказывает услугу по депиляции (удаление волос косметическими средствами) каких-либо разрешений не имеет. 07.12.2017 был составлен рапорт с указанием обстоятельств дела и принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, которое в тот же день было вручено лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Иных доказательств материалы проверки не содержат.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает следующие.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Частью 2 статьи 12 Закона N 99-ФЗ устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК029-2014 (КДЕС ред.2) предусмотрен вид деятельности по коду 86.90.9 "Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки", к которому, как считает ИП Ковалева Н.В. по аналогии относятся косметологические услуги, в частности ее видом деятельности является - 96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты".
В отзыве ИП Ковалева Н.В. пояснила, что ею оказывается услуга "удаление волос с помощью косметических средств", а именно с помощью сахарной пасты, то есть - шугаринг.
В целях подготовки к оказанию услуги "шугаринг" ею получено множество сертификатов с указанием именно этого вида услуг, в частности от 16.03.2016, 23.06.2016, 21.01.2017.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, включает услугу персональную прочую с кодом 96.02.19.112 "Услуги по косметическому комплексному уходу за кожей тела, удалению волос с помощью косметических средств", которая входит в Раздел S "Услуги общественных организаций; прочие услуги для населения", тогда как медицинские услуги входят в Раздел Q "Услуги в области здравоохранения и социальные услуги".
При этом, Министерство здравоохранения РФ в письме от 11.01.2017 N 17-2/66 отметило, что Номенклатура медицинских услуг не включают такие медицинские услуги как "восковая эпиляция" и "сахарная эпиляция (шугаринг)". В то время как Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включает услугу персональную прочую с кодом 96.02.19.112 "Услуги по косметическому комплексному уходу за кожей тела, удалению волос с помощью косметических средств".
Кроме этого, ИП Ковалева Н.В. указала на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих оказание ею услуг, содержащих элементы профилактики, диагностики или лечения заболеваний и относящихся в связи с этим не к прочим услугам для населения, а именно к медицинским услугам, требующим лицензирования.
Относительно письменных объяснений от 01.12.2017, а именно того, что ею оказываются услуги депиляции (удаление волос косметическими средствами), пояснила, что слово "депиляция" применено в бытовом смысле, так оно широко используется в повседневном обиходе, однако подразумевалось именно удаление волос с помощью косметических средств.
Согласно части 1 статьи 1.6 1 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде штрафа для должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
В соответствии с пунктами 3 - 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В свою очередь, медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно приложению к указанному Положению в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности входит в том числе медицинский массаж и косметология.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
В целях обеспечения единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 1664-н от 27.12.2011 утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее -Номенклатура).
В соответствии с Номенклатурой (в редакции, действующей в спорном периоде) в перечень медицинских услуг (класс "А"), представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, входят такие услуги как общий массаж медицинский (код А21.01.001), массаж лица медицинский (код А21.01.002), массаж шеи медицинский (код А21.01.003), массаж рук медицинский (код А21.01.004), массаж волосистой части головы медицинский (код А21.01.005), пилинг-массаж (код А21.01.006), вакуумный массаж ног (код А21.01.007), массаж ног медицинский (код А21.01.008), пирсинг (код А21.01.009), проведение депиляции (код А14.01.012).
Между тем действующий Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 N 163 разграничивает платные услуги населению, в том числе на бытовые и медицинские услуги.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93), к бытовым услугам код 010000 отнесены парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения (код 019300), в том числе: услуги по проведению татуажа, пилинга, пирсинга (код 019338).
При этом к медицинским услугам (код 080000) на основании Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93) отнесены услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500), в их числе: услуги косметические (код 081501), процедуры врачебные (код 081502) электрохирургия (код 081503), пластическая хирургия (код 081504).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Доказательственная база фактически отсутствует, поскольку основана лишь на первоначальных пояснениях ИП Ковалевой Н.В. и на рапорте работника прокуратуры, которые, по мнению суда, могут быть приняты во внимание в совокупности с прямыми доказательствами виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ ни в материалах проверки, ни в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении Прокурором не установлено и не отражено, когда и кому были оказаны спорные услуги, не указано конкретное время совершения предпринимателем вменяемого ей правонарушения, что препятствует установлению такого юридически значимого обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении, как срок давности привлечения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности прокурором события вменяемого ИП Ковалевой Н.В. административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания для привлечения ИП Ковалевой Н.В. к административной ответственности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора о привлечении к административной ответственности ИП Ковалевой Н.В.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 марта 2018 года по делу N А83-21338/2017 оставить без изменений.
2. Апелляционную жалобу Красноперекопской межрайонной прокуратуры Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 марта 2018 года по делу N А83-21338/2017 оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В. И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.