г. Красноярск |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А74-9467/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бурковской Валентины Николаевны
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "02" февраля 2018 года по делу N А74-9467/2017, принятое судьёй Зайцевой Н.М.,
установил:
Министерство экономики Республики Хакасия (ИНН 1901090185, ОГРН 1091901001939) (далее - министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бурковской Валентине Николаевне (ИНН 190100117669, ОГРНИП 316190100066155) (далее - ответчик, предприниматель, ИП Бурковская В.Н.) о взыскании 451 591 рубля 40 копеек задолженности (средств ранее выплаченного предпринимателю гранта).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "02" февраля 2018 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства.
- Из установленных судом по делу фактических обстоятельств не следует, что приобретённое ответчиком на средства гранта оборудование не соответствует целям организации зала спортивной гимнастики для детей либо было использовано мной на другие цели.
- Ни в Договоре о предоставлении гранта, ни приложениях к нему (включая Перечень статей затрат) не содержится указаний на конкретный артикул, модель инвентаря или оборудования, предполагаемого к приобретению, и на стоимость по каждому виду статьи затрат, общая стоимость приобретенного инвентаря и оборудования соответствует утвержденному плану расходов.
- При отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, при этом достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта уменьшится.
- Открытый с использованием средств гранта спортивный зал является реально действующим, но еще только развивающимся бизнесом, и исполнение обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Хакасия приведет к его закрытию.
- Судом оставлен без внимания и оценки довод ответчика о необходимости применения в данном случае к отношениям сторон положений пунктов 4 и 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
- Министерство выявило факт не приобретения основных средств, предусмотренных перечнем статей затрат, в ходе проверки отчетных документов индивидуального предпринимателя Бурковской В.Н., а также совместной выездной проверки Министерства и Управления Федерального казначейства, оформленной актом от 02.03.2017, однако в течение 30 дней с момента обнаружения таких нарушений, то есть до 02.04.2017, Министерством не было направлено письменное уведомление об устранении выявленных нарушений.
- Несмотря на то, что пунктом 5.4. Договора о предоставлении гранта предусмотрена определенная процедура расторжения договора в одностороннем порядке - направление уведомления о расторжении договора в течение 15 календарных дней с момента обнаружения нарушений, то есть в данном случае до 18.03.2017, Министерством она не была соблюдена, уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора о предоставлении средств гранта в связи с нарушением предпринимателем условий пунктов 2.3.1, 2.3.3 договора с предложением в добровольном порядке вернуть средства гранта в адрес предпринимателя Министерством направлено было лишь 07.04.2017.
- Сообщая ответчику в письме от 10.05.2017 об отказе в согласовании замены статей затрат, указанных в заявлении от 20.01.2017, Министерство мотивировало свой отказ лишь тем, что запрос на согласование статей поступил после окончания срока использования средств гранта, а также после фактического приобретения основных средств и оборудования, отсутствующих в перечне статей затрат согласно приложению N 1 к договору, то есть исключительно по формальным основаниям, не связанным с реальным нарушением прав истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Бурковская Валентина Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 25.08.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республики Хакасия (т.1, л.д.83). Основным видом деятельности является деятельность в области медицины прочая (код ОКВЭД 86.90).
07.09.2016 Бурковская В.Н. обратилась в Комиссию по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных образований для предоставления субсидий (грантов) (далее - Комиссия) с заявлением о предоставлении гранта (субсидии) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса для реализации бизнес - проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей" (т.1, л.д.22).
Согласно решению Комиссии от 20.10.2016 заявка Бурковской В.Н. признана соответствующей условиям конкурсного отбора и прошедшей конкурсный отбор.
21.10.2016 министерством издан приказ N 050-71-х (т.1, л.д.148) о предоставлении грантов, в том числе Бурковской В.Н. в размере 451 591 рубля 40 копеек.
10.11.2016 между министерством и Бурковской В.Н. в соответствии с государственной программой Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014-2016 годы)", утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 610, на основании приказа Министерства экономики Республики Хакасия от 21.10.2016 N 050-71-х "О предоставлении (грантов) субсидий", заключён договор N 050-13-дг (т.1, л.д.14) о предоставлении гранта (субсидии) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса на понесённые и планируемые затраты в рамках бизнес-проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей".
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.1 указанного договора, министерство приняло на себя обязательство в срок не позднее 31.12.2016 предоставить предпринимателю на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетные денежные средства в виде гранта (субсидии) в сумме 451 591 рубль 40 копеек для финансирования затрат, произведённых в рамках бизнес-проекта, а предприниматель, в соответствии с пунктом 2.3.3 договора -использовать в срок до 31.12.2016 по целевому назначению средства гранта в соответствии с перечнем статей затрат (приложение N 1 к договору).
Приложением N 1 к договору стороны согласовали перечень статей затрат в рамках реализации бизнес-проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей" (т.1, л.д.17).
В названном приложении поименованы основные средства и оборудование с указанием их количества, а также указано, что стоимость данных целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, не может быть менее 531 284 рублей, из которых 451 591 рублей 40 копеек - средства гранта.
Денежные средства перечислены министерством в адрес предпринимателя в полном объёме платёжным поручением от 29.11.2016 N 218306 (т.1, л.д.152).
18.01.2017 предприниматель направила в адрес министерства отчёт о финансировании бизнес-проекта за счёт собственных средств, целевых бюджетных средств и документы, подтверждающие целевое расходование средств по состоянию на 01.01.2017 (т1л51).
В указанном отчёте предприниматель указала, что произвела расходование средств гранта в сумме 451 519 рублей 40 копеек, собственных средств - 86 814 рублей 10 копеек.
20.01.2017 предприниматель обратилась с заявлением в министерство, в котором указала, что часть оборудования для зала оздоровительной гимнастики ею не было приобретено ввиду значительного удорожания его стоимости, поэтому приобретено иное оборудование по приемлемой стоимости без изменения целей реализации бизнес-проекта. Просила согласовать указанные в отчёте изменения по факту (т.2, л.д.15).
02.03.2017 в целях проверки обоснованности получения в 2016 году бюджетных средств в виде гранта начинающим субъектам малого предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса на понесённые и планируемые затраты в рамках софинансирования реализации бизнес-проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей" уполномоченными должностными лицами Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, Министерства экономики Республики Хакасия в присутствии предпринимателя проведён осмотр и замеры приобретённых товарно-материальных ценностей. Осмотр и замеры у предпринимателя произведены с целью проверки соответствия фактического наличия и использования товарно-материальных ценностей бизнес-проекту.
По итогам осмотра составлен акт осмотра и замеров товарно-материальных ценностей, приобретённых в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Актом осмотра зафиксировано фактическое отсутствие части спортивного инвентаря по адресу: г. Абакан, ул. Торговая, д. 2а, 65н (т.2, л.д.8).
02.03.2017 предпринимателем представлены пояснения, в которых она указала, что недостающее оборудование отсутствует в связи с задержкой транспортировки, часть товара отгружена не полностью из-за отсутствия складе; детский велотренажёр отсутствует в связи с тем, что был возвращён по причине брака. По вопросу отсутствия трудовых договоров, пояснила, что в настоящее время ведётся подбор персонала (т.2, л.д.18).
24.03.2017 уполномоченным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия составлен акт выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" Министерства экономики Республики Хакасия (т.1, л.д.153). В указанном акте содержится вывод (стр. 18 акта), что предпринимателем Бурковской В.Н. не соблюдены условия, цели и порядок предоставления гранта (субсидии) что повлекло неправомерные расходы субсидии федерального бюджета в сумме 451 591 рублей 40 копеек.
В данном акте обозначены следующие нарушения:
1. Предпринимателем не соблюдены сроки, объёмы и выполнение целевых показателей по реализации бизнес-проекта, а именно, Бурковской В.Н. не заключены по состоянию на 02.03.2017 трудовые договоры с персоналом для работы в гимнастическом зале.
2. Сведения о наличии помещения для установки 46 единиц спортивного оборудования (инвентаря) недостоверны. Из пункта 5.1.1 бизнес-проекта (т.1, л.д.43) следует, что в собственности Бурковской В.Н. находится нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торговая, д. 2А, пом. 65Н, общей площадью 211,1 м2, используемая площадь 30 м2. Фактически Бурковской В.Н. оказываются услуги детского плавания в бассейнах. Площадь помещения, пригодная для организации зала оздоровительной гимнастики для детей, за вычетом используемых, вспомогательных и общих мест, составляет 30 м2. Размер площади, необходимый для размещения указанного в заявлении на предоставление гранта оборудования, составляет 207 м2 (4,5 м2 * 46).
3. Расходы на приобретение шкафа-купе, стойки под гантели (2 шт.) и зеркальной стены произведены сверх норм расходования средств на данное оборудование.
Согласно перечню статей затрат, указанных в приложении 1 к договору N 050-13-дг, и расчёта размера гранта, представленного с заявлением о предоставлении гранта (субсидии), в рамках реализации бизнес-проекта предусмотрены расходы, в том числе на покупку шкафа-купе в размере 25.000 рублей, стоек под гантели (2 шт.) на общую сумму 16 000 рублей и зеркальной стены (13 м2) на сумму 37 000 рублей
Согласно сведениям, представленным Бурковской В.Н. с отчётом от 18.01.2017 об использовании денежных средств, в том числе средств гранта, расходы на шкаф-купе, стойку под гантели (2 шт.) и зеркальную стену (1 шт.) составили 273 994 рублей, в том числе: 204 929 рублей 90 копеек - средства федерального бюджета и 69 064 рубля 10 копеек - средства предпринимателя.
Осмотром и замером товарно-материальных ценностей, приобретённых в рамках реализации бизнес-проекта, установлено фактическое наличие шкафа-купе и зеркальной стены (5,8 м2). Стойки под гантели (2 шт.) отсутствуют.
4. Представлены недостоверные сведения о полученном оборудовании.
Согласно сведениям, представленным Бурковской В.Н. с отчётом от 18.01.2017 об использовании денежных средств, в том числе средств гранта, от поставщиков по документам (акты от 16.12.2016, от 29.12.2016 приёма-передачи оборудования, товарная накладная от 28.12.2016 N D000015121) получено оборудование, в том числе: детский велотренажёр (2 шт.), маты в ассортименте (4 шт.), коврик массажный Fosta F0810, дуга для подлезания в ассортименте (3 шт.), спортивный комплекс У73 8 269334, доска для жима, стойка под гантели (2 шт.).
Осмотром товарно-материальных ценностей, установлено, что данное оборудование, за исключением велотренажёра в количестве 1 шт., отсутствует.
5. Предпринимателем нарушено действующее законодательство, поскольку нарушен пункт 6 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчётов" при осуществлении расчёта с ИП Родина Н.Ю. в наличной форме в рамках одного договора в размере свыше 100 000 рублей.
06.04.2017 министерством издан приказ N 050-27-х о возврате средств субсидии (гранта), предоставленных Бурковской В.Н. и о расторжении договора с получателем гранта в одностороннем порядке (т.1, л.д. 20).
07.04.2017 в адрес предпринимателя министерством направлено уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора о предоставлении средств гранта в связи с нарушением предпринимателем условий пунктов 2.3.1, 2.3.3 договора (т.1, л.д.12). В связи с этим предпринимателю предложено в добровольном порядке вернуть средства гранта в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления.
10.05.2017 министерство на заявление предпринимателя от 20.01.2017 об изменении статей затрат по договору о предоставлении гранта (субсидии) сообщило, что в соответствии с пунктом 2.3.3 договора предприниматель принял на себя обязательство использовать в срок до 31.12.2016 по целевому назначению средства гранта, полученные по договору, в соответствии с перечнем статей затрат согласно приложению N 1 к договору. В связи с тем, что запрос на согласование статей поступил после окончания срока использования средств гранта, а также после фактического приобретения основных средств и оборудования, отсутствующих в перечне статей затрат согласно приложению N 1 к договору, министерством не согласованы замены статей затрат, указанных в заявлении предпринимателя от 20.01.2017 (т.2, л.д.14).
31.05.2017 министерство обратилось к предпринимателю с претензией о необходимости возврата средств гранта (т.1, л.д.13).
Поскольку требование о возврате денежных средств предпринимателем не было исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Предметом рассматриваемого иска является требование о взыскании бюджетного гранта, использованного с нарушением условий его предоставления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что предоставленные грант был использован ответчиком с нарушением условий его предоставления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в частности, финансовую поддержку таких субъектов и организаций (часть 1).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации путём предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее - субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из анализа вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидий.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в приложении 8 определены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства "Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Правила N 316).
Пунктом 2 Правил N 316 предусмотрено, что субсидии предоставляются на исполнение расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг), предусматривающих, в том числе поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 316 поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства включает в себя предоставление субсидии субъекту Российской Федерации для субсидирования части затрат субъектам малого предпринимательства (гранты) - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и на приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)" в приложении 1 определены Правила предоставления поддержки и проведения мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия (далее - Правила N 610).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил N 610 министерство является ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014-2016 годы". Субсидирование осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основах в установленном законодательством порядке на основании заключённого договора. Поддержка заявителям оказывается на реализацию мероприятий по приоритетным направлениям развития малого и среднего предпринимательства. Формы и сроки предоставления документов, необходимых для получения поддержки (гранта) и документов, подтверждающих её целевое использование, устанавливаются приказом министерства.
Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, включая критерии отбора установлен в разделе 2 Правил N 610. В частности, одним из условий предоставления субсидий (гранта) является соблюдение получателем субсидии (гранта) условий данного порядка и договора о предоставлении гранта (субсидии).
Согласно пункту 3.3.1.1 Правил N 610 гранты (субсидии) начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии. Гранты (субсидии) предоставляются на понесённые затраты в рамках бизнес-проекта.
Для заявителей, относящихся к лицам, указанным в пункте 3.3.1.2 настоящих Правил, гранты (субсидии) предоставляются на понесённые и (или) планируемые затраты в рамках бизнес-проекта.
В соответствии с установленным в пункте 2.4.2 Правил N 610 порядком после предоставления заявок Комиссия рассматривает заявки в порядке их регистрации, руководствуясь условиями предоставления поддержки, предусмотренными настоящими Правилами, и критериями, указанными в пункте 3.3.1.5 настоящих Правил.
По результатам рассмотрения представленных заявок Комиссия принимает решение и формирует рекомендации министерству о предоставлении грантов (субсидий) и (или) об отказе в предоставлении грантов (субсидий), определяет объем предоставляемых грантов (субсидий), что оформляется протоколом Комиссии.
Критерии оценки Комиссией конкурсных заявок начинающим субъектам малого предпринимательства установлены Пунктом 3.3.1.5 Правил N 610, к которым относятся:
приоритетные направления бизнес-проекта: соответствие бизнес-проекта приоритетным и перспективным направлениям государственной поддержки; значимость показателя - 10%; преимущественная принадлежность заявителя к лицам, отвечающим требованиям, изложенным в пункте 3.3.1.2 настоящих Правил; значимость показателя - 10%;
экономическая эффективность бизнес-проекта: период окупаемости инвестиций; значимость показателя - 10%;
социальная эффективность бизнес-проекта: создание новых рабочих мест (приём на работу); значимость показателя - 15%; отношение среднемесячной заработной платы работников начинающего субъекта предпринимательства к величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Республике Хакасия; значимость показателя - 15%;
бюджетная эффективность бизнес-проекта: разность доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия в связи с реализацией бизнес-проекта и средств, направляемых из бюджета Республики Хакасия на его поддержку; значимость показателя - 20%. Рассчитывается за период реализации бизнес-проекта;
дальнейшие перспективы развития бизнес-проекта: вложение средств (затраты по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, затраты на приобретение оборудования, программного обеспечения, разработку сайта в сети "Интернет", получение лицензий и разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, приобретение сырья, выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии) в реализацию бизнес-проекта относительно общей суммы бизнес-проекта на момент подачи заявки: значимость показателя - 20%.
Пунктом 4.1 Правил N 610 предусмотрено, что министерство и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (грантов) их получателями.
В рамках контроля предоставления и использования субсидий министерство проводит проверки по документальному изучению законности, полноты и достоверности заявок на предоставление субсидий (грантов) и отчётности об исполнении договоров о предоставлении субсидий (грантов).
Министерство вправе до окончания срока реализации проекта, указанного в бизнес-проекте (бизнес-плане, технико-экономическом обосновании), проводить мониторинг на предмет наличия объекта субсидирования, указанного в бизнес-проекте, бизнес-плане, технико-экономическом обосновании и одобренного комиссией, а также мониторинг информации о созданных рабочих местах, указанных в бизнес-проекте (бизнес-плане, технико-экономическом обосновании).
Министерство проводит мониторинг путём получения информации от получателя субсидии (гранта), выезда на место расположения объекта субсидирования и иными не запрещёнными законодательством способами.
Согласно пункту 4.2 Правил N 610 одним из оснований для возврата субсидии (гранта) является несоблюдение получателем субсидии (гранта) условий и порядка предоставления субсидии (гранта).
В соответствии с пунктом 4.3 Правил N 610 возврат субсидии осуществляется на основании приказа министерства. В этом случае договор о предоставлении гранта (субсидии) расторгается в одностороннем порядке, о чём получатель поддержки (гранта, субсидии) уведомляется в письменном виде.
В течение 30 календарных дней с момента получения письменного уведомления о возврате средств субсидии (гранта) получатель поддержки (гранта, субсидии) обязан вернуть средства, полученные на основании заключённого с министерством договора, в полном объёме.
Возврат предоставленных субсидий (грантов) производится получателями субсидий (грантов) в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии (гранта) или возврата её не в полном объёме - в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.4 Правил N 610).
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, нормативными правовыми актами Республики Хакасия закреплена договорная основа субсидирования, из этого следует, что заключение договора о предоставлении субсидий является одним из условий их предоставления. Следовательно, отношения, связанные с предоставлением субсидий в Республике Хакасия, регулируются как нормами бюджетного законодательства, так и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно договору от 10.11.2016 N 050-13-р (т.1, л.д.14) о предоставлении гранта (субсидии) бюджетные денежные средства в виде гранта (субсидии) были предоставлены предпринимателю на создание и развитие собственного бизнеса на понесённые и планируемые затраты в рамках бизнес-проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей".
В соответствии с пунктом 2.3.3 договора предприниматель принял на себя обязательство использовать в срок до 31.12.2016 по целевому назначению средства гранта в соответствии с перечнем статей затрат (приложение N 1 к договору).
Таким образом, из толкования вышеуказанных положений договора следует, что условием использования гранта являлось его целевое назначение, а именно, перечень статей затрат в рамках реализации бизнес-проекта, обозначенных в приложении N 1 к договору.
Как следует из пункта 5.2 договора, за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.4 договора в случае выявления министерством нарушений, оказание государственной поддержки прекращается, а договор о предоставлении гранта расторгается в одностороннем порядке, о чём получатель гранта уведомляется в письменном виде в течение 15 календарных дней с момента обнаружения министерством нарушений. В течение 30 календарных дней с момента получения письменного уведомления о возврате средств гранта получатель возмещает средства, полученные на основании договора, в добровольном порядке в полном объёме.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведённой совместно с Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия, установлено нарушение предпринимателем пунктов 2.3.1, 2.3.3 договора N 050-13-р, а именно, нецелевое использование средств гранта.
Согласно приложению N 1 к договору о предоставлении гранта (субсидии) N 050-13-р (т.1, л.д.80) в рамках реализации бизнес-проекта сторонами был определён следующий перечень затрат: шкаф-купе - 1 шт.; скамейка - 2 шт., зеркальная стена - 13 кв.м.; гребной тернажер -5 шт.; тренажер степпер - 5 шт.; тренажер - 10 шт.; велотренажер - 5 шт.; штанговый тренажер - 5 шт.; твистер - 5 шт.; брусья - 5 шт.; мат - 5 шт.; стойка под гантели - 2 шт.; гантели - 16 шт.; спортивный комплекс - 2 шт.; тележка спортивная со спортинвентарем - 2 шт.; гимнастический ковер - 1 шт.; облучатель бактерицидный - 1 шт.
18.01.2017 предприниматель представил в министерство отчёт об использовании денежных средств, в том числе средств гранта (т.1, л.д.52), из которого следует, что на средства гранта приобретено следующее оборудование:
- детские велотренажеры 2 шт.; облучатель; скамья гимнастическая 2 шт.; мат гимнастический 4 шт.; гибкая палка 6 шт.; коврик массажный 2 шт.; скамья под штангу детская 1 шт.; коврик босоножка средний 1 шт.; дуга для подлезания 4 шт.; мяч-попрыгун 8 шт.; гантель 20 шт.; тренажер силовой детский 1 шт.; домашний спортивный комплекс 1 шт.; спортивный комплекс 1 шт.; диск здоровье 8 шт.; батут 1 шт.; доска для жима 1 шт.; мини-степпер детский 1 шт.; тренажер 1 шт.; бревно гимнастическое напольное 2 шт.; беговая дорожка 2 шт.; детский спортивный комплекс 1 шт.; коврик ладошки 1 шт.; коврик массажный с камнями 1 шт. на общую сумму 262 937 рублей 50 копеек;
- шкаф-купе 1 шт., зеркальная стена 1 шт.; стойка под гантели 2 шт. на общую сумму 204 929 рублей 90 копеек.
Таким образом, перечень оборудования, приобретённого предпринимателем на средства гранта для целей организации зала спортивной гимнастики для детей, отличен от перечня, согласованного сторонами в приложении N 1 к договору N 050-13-р о предоставлении гранта (т.1, л.д.17).
Согласно заявлению от 20.01.2017 (т2 л15), направленному в адрес министерства, предприниматель Бурковская В.Н. сообщила, что в соответствии с представленным ей в министерство отчётом от 18.01.2017, указанные в приложении N 1 к договору основные средства: гребной тернажер - 5 шт.; тренажер степпер - 5 шт.; тренажер - 10 шт.; велотренажер - 5 шт.; штанговый тренажер - 5 шт.; твистер - 5 шт.; брусья - 5 шт.; мат - 5 шт.; тележка спортивная со спортинвентарем - 2 шт. не были куплены в полном объёме из-за значительного повышения их стоимости. В связи с этим ею было приобретено следующее оборудование: мат гимнастический - 3 шт.; гибкая палка 6 шт.; скамья под штангу 1 шт.; коврик босоножка 1 шт.; дуга для подлезаний 3 шт.; мяч-попрыгун 8 шт.; гантель 20 шт.; тренажер силовой детский 1 шт.; спортивный комплекс (тележка спортивная со спортинвентарем) 1 шт.; коврик массажный 1 шт.; диск здоровье с магнитами 8 шт.; батут 1 шт.; доска для жима 1 шт.; мини степпер 1 шт.; тренажер 1 шт.; бревно гимнастическое напольное 1 шт.; беговая дорожка детская 1 шт.; коврик ладошки 1 шт.; коврик массажный с камнями 1 шт.
Как следует из представленного в материалы дела анализа расходования средств на реализацию бизнес-проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей", составленного должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (т.1, л.д.171), в ходе проверки обнаружены следующие отклонения от указанного в приложении к договору перечня затрат:
1) зеркальная стена приобретена размером 5,8 кв.м. вместо 13 кв.м.; гребной тренажёр - 1 шт. (вместо 5); тренажер степпер - 1 шт. (вместо 5); тренажер - 3 шт. (вместо 10); велотренажер - 2 шт. (вместо 5); штанговый тренажер - 1 (вместо 5); маты - 4 шт. (вместо 5 шт.); гантели - 20 шт. (вместо 16); спортивный комплекс -3 (вместо 2);
2) не были приобретены: твистеры 5 шт.; брусья 5 шт.; тележка спортивная со спортинвентарем 2 шт.;
3) произведены затраты на следующее оборудование, не предусмотренное договором о предоставлении гранта: гибкие палки - 6 шт.; коврик массажный 2 шт.; коврик "Босоножка"
- 1 шт.; дуга для подлезания - 3 шт.; мяч попрыгун 8 шт.; диск здоровье 8 шт.; батут детский 1 шт.; бревно гимнастическое напольное 1 шт.; коврик "Ладошки" - 1 шт.; коврик массажный с камнями - 1 шт.
При этом выявлено несоответствие стоимости приобретённого оборудования, указанной в расчёте средств гранта, с фактически произведёнными затратами на данное оборудование, в частности, приобретены шкаф-купе, стойка под гантели, зеркальная стена: план - 25 000 рублей+16 000 рублей+37 000 рублей, факт - 273 994 рубля (из них средства гранта -204 929 рублей 90 копеек).
Согласно акту осмотра и замеров товарно-материальных ценностей от 02.03.2017 (т.2, л.д.62), составленному старшим контролёром-ревизором Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, представителем министерства и предпринимателем, на момент осмотра отсутствовали: детский велотренажер - 1 шт.; мат - 1 шт.; маты гимнастические - 3 шт.; коврик массажный для профилактики и лечения плоскостопия - 1 шт.; дуга для подлезания - 3 шт.; спортивный комплекс - 1 шт.; доска для жима - 1 шт.; стойки под гантели -2 шт. Как следует из данного акта, шкаф выполнен из ДСП серого цвета, без задней стенки, прикреплён к стене уголками на шурупах. Размеры: высота - 210 см, ширина 140 см., глубина 60 см. двери из зеркал 66 см. Зеркальная стена выполнена из 3 -х частей зеркал (1,2-м. х 1,6-м.), прикреплённых к стене держателями. Общий размер стены: длина - 3, 6 м., высота 1,6 м. Ковёр гимнастический по факту является шерстяным ковром красного цвета размером 2 м х 3 м.
Как следует из указанных выше пояснений предпринимателя, представленных в министерство (т.2, л.д.15), отклонение от перечня затрат, указанного в приложении N 1 к договору о предоставлении гранта (субсидии), произошло из-за значительного повышения стоимости оборудования.
По мнению ответчика, такое изменение не привело к изменению функционального назначения оборудования, приобретённого для целей реализации бизнес проекта. Инвентарь и оборудование были приобретены без изменения направления бизнес-проекта. Предприниматель полагал, что изменение условий договора им не производилось, цель бизнес-проекта достигнута. Предприниматель указывает, что в спорном договоре не содержится указаний на конкретный артикул, модель инвентаря или оборудования. Фактически спортивный зал осуществляет свою деятельность, то есть, по мнению, предпринимателя, цели, на которые была выделена субсидия достигнуты, поскольку ею, как предпринимателем, начата самостоятельная предпринимательская деятельность.
Данные доводы предпринимателя обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как указано выше, денежные средства в виде гранта были выделены предпринимателю не только на создание и развитие собственного бизнеса, но и на понесённые и планируемые затраты в рамках бизнес-проекта "Создание и развитие зала оздоровительной гимнастики для детей", обозначенные в приложении N 1 к договору, о чём конкретно указано в пунктах 1.1, 2.3.3 договора. При этом в пункте 2.3.3 договора определено именно целевое назначение использования средств гранта - перечень статей затрат, обозначенный в приложении 1 к договору.
Материалами дела (договором о предоставлении гранта от 10.11.2016, бизнес-планом, отчётом об использовании денежных средств, в том числе средств гранта от 18.01.2017, актом проверки от 24.03.2017) подтверждается, что предпринимателем произведено расходование средств гранта лишь на часть приведённых в приложении N 1 к договору основных средств. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями предпринимателя, изложенными в заявлении от 20.01.2017, представленном в министерство, и не опровергнуты предпринимателем в ходе судебного разбирательства.
Ответчик не представил доказательств, что в период с момента подачи заявления на получение гранта (07.09.2016) и по 31.12.2016 произошло существенное увеличение стоимости оборудования, указанного в перечне затрат в рамках бизнес проекта. Предпринимателем не представлены доказательства того, что она обращалась в министерство для разрешения данного вопроса. Кроме того, в ходе судебного разбирательства предприниматель не обосновала разумность произведённых ею расходов средств субсидии в суммах, значительно превышающих плановые значения по ряду статей расходов. В частности, расходы на приобретение шкафа-купе, стойки под гантели, зеркальной стены на сумму 273 994 рублей (из них средства гранта - 204 929 рублей 90 копеек), при плане - 78 000 рублей.
В материалах дела отсутствуют также доказательства того, что предприниматель в соответствии с пунктом 8.1 договора о предоставлении субсидии обращалась в министерство с предложением о внесении изменений в данный договор.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод предпринимателя о том, что она в заявлении от 20.01.2017 (т.2, л.д.15) предлагала министерству изменить перечень статей затрат. Как усматривается из указанного заявления, предприниматель сообщала министерству о приобретении на средства гранта оборудования, не предусмотренного перечнем статей затрат, и просила согласовать изменения, указанные в отчёте уже по факту. То есть, предприниматель представила в министерство заявление о внесении изменений в отчётные формы, однако заявление о внесении изменений в приложение к договору, определяющее перечень затрат не представляла. Между тем договор не предусматривает самостоятельного изменения на усмотрение получателя субсидии перечня статей затрат без внесения соответствующих изменений в приложение N 1 к договору.
На основании изложенного, апелляционный суд отклоняет довод предпринимателя о том, что Министерство, выявив факт не приобретения основных средств 02.03.2017 в течение 30 дней не направило предпринимателю письменное уведомление об устранении выявленных нарушений, поскольку предприниматель, в соответствии с пунктом 2.3.3 договора должна была использовать в срок до 31.12.2016 по целевому назначению средства гранта в соответствии с перечнем статей затрат (приложение N 1 к договору), вместо чего, предприниматель в заявлении от 20.01.2017 сообщила министерству о том, что ею уже приобретено на средства гранта оборудование, не предусмотренное перечнем статей затрат.
Довод предпринимателя о том, что уведомление о расторжении договора направлено ей с нарушением установленного договором срока - 15 дней с момента обнаружения нарушений, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил N 610 возврат субсидии осуществляется на основании приказа министерства. В этом случае договор о предоставлении гранта (субсидии) расторгается в одностороннем порядке, о чём получатель поддержки (гранта, субсидии) уведомляется в письменном виде.
Как следует из материалов дела, 06.04.2017 министерством издан приказ N 050-27-х о возврате средств субсидии (гранта), предоставленных Бурковской В.Н. и о расторжении договора с получателем гранта в одностороннем порядке (т.1, л.д.20), который направлен предпринимателю 07.04.2018.
Судом первой инстанции также верно отклонены доводы ответчика о введении её в заблуждение министерством относительно возможности изменения перечня затрат. Доказательство того, что министерство разъясняло предпринимателю о возможности расходования средств субсидии на оборудование иного вида и количества, то есть на иные статьи затрат, не предусмотренные договором, без внесения соответствующих изменений в договор, предприниматель в материалы дела не представила.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что между истцом и ответчиком заключались какие-либо дополнительные соглашения, изменяющие приложение N 1.
Согласно пункту 5.6 договора стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, то есть обстоятельств, возникших помимо воли и желания сторон и которые нельзя предвидеть или избежать. Между тем в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств судом установлено не было, о наличии таких обстоятельств ответчиком не заявлено, соответствующих доказательств не представлено.
Министерство указывает, что Бурковской В.Н. при использовании средств гранта (субсидии) не достигнуто приобретение оборудования определённого вида и количества, указанного в Приложении N 1 к договору, что повлекло неправомерные расходы субсидии федерального бюджета в сумме 451 591 рублей 40 копеек.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьёй субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определённом нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не предоставил доказательств того, что средства гранта потрачены им в полном объёме на цели, предусмотренные условиями его предоставления, а именно в соответствии с перечнем затрат, осуществляемых в рамках бизнес-проекта, определённом в приложении N 1 к договору.
Довод ответчика о том, что средства гранта были израсходованы по назначению, в соответствии с условиями их выделения и заключенного с Министерством соглашения, не влияет на правомерность выводов суда первой инстанции, поскольку судами двух инстанций установлено, что предпринимателем не достигнуто приобретение оборудования определённого вида и количества, указанного в Приложении N 1 к договору, что повлекло неправомерные расходы субсидии федерального бюджета.
Так, в силу части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период предоставления гранта) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Правовыми и фактическими основаниями для возврата средств гранта в бюджет являются установленные в ходе проверки факты нецелевого использования средств предоставленного предпринимателю гранта в силу чего ссылка предпринимателя на статью 450.1 ГК РФ отклоняется апелляционным судом.
Ссылка ответчика на то, что возврат гранта приведет к закрытию зала, являющегося для предпринимателя единственным доходом, не имеет правового значения, поскольку указанное не опровергает вышеуказанные выводы о нецелевом использовании средств гранта, предусмотренных договором.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что получение ответчиком гранта не только являлось ее правом, но и возлагало на нее определенные обязанности, установленные действующим законодательством, неисполнение которых является основанием для возврата данного гранта. Ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, а, следовательно, должен и мог предположить и оценить возможность отрицательных последствий такой деятельности (риск неэффективности своей экономической деятельности).
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу, что истцом подтверждено нарушение ответчиком порядка использования средств гранта, а именно, нецелевое использование средств гранта.
С учётом вышеизложенного требования истца о взыскании с ответчика бюджетных средств в сумме 451 591 рублей 40 копеек являются законными и обоснованными, арбитражный суд не находит оснований для отказа истцу в удовлетворении требования.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, уплаченных по платежному поручению от 27.02.2018 N 206496627 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на индивидуального предпринимателя Бурковскую Валентину Николаевну.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "02" февраля 2018 года по делу N А74-9467/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.