г. Челябинск |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А07-39404/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Ермолаевой Л.П., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2018 по делу N А07-39404/2017 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие предаставтели:
общества с ограниченной ответственностью "Промтехстрой" - Валеев Р.А. (доверенность от 10.01.2018),
Министерства обороны Российской Федерации - Нестерова У.Ю. (доверенность от 19.12.2018), Стулев А.В. (доверенность от 01.12.2017 ).
Общество с ограниченной ответственностью "Промтехстрой" (далее - ООО "Промтехстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны, заинтересованное лицо), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действия Министерства обороны по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2015 г. земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), общая площадь 30 000 кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2, кадастровый номер: 02:52:170109:98; обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Промтехттрой" в течение одного месяца с даты вступления решения суда законную силу и внести изменения в карту (план) путем исключения из указанной карты земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), общая площадь 30 000 кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2, кадастровый номер: 02:52:170109:98, направить в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан сведения об исключении из Единого Государственного Реестр Недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, в отношении земельного участка Заявителя: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), общая площадь 30 000 кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2, кадастровый номер 02:52:170109:98; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о наличии на земельном участке: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), общая площадь 30 000 кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2, кадастровый номер: 02:52:170109:98 запретной зоны (с учетом уточнения исковых требований, т. 1 л.д.121-122).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (далее также - кадастровая палата), федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2018 (резолютивная часть от 06.02.2018) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Министерства обороны Российской Федерации по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), общая площадь 30 000 кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2, и обязал Министерство обороны Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Промтехстрой" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу и внести изменения в карту (план) путем исключения из указанной карты земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98, направления в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан сведений об исключении из Единого государственного реестра недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98. В резолютивной части решения также указано на исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о наличии на земельном участке с кадастровым номером 02:52:170109:98 запретной зоны.
С указанным решением суда не согласилось Министерство обороны Российской Федерации (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что судом дана неправильная квалификация заявленных требований, поскольку процедура внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, осуществляемая кадастровой палатой на основании представленной в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти информации, не является действием по кадастровому учету. Действия Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению сведений о запретной зоне в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия произведены на основании протокола межведомственной комиссии N 1/МК от 08.10.2015, карты-плана запретной зоны Башкирского лесничества, приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 N 1176дсп и в соответствии с действовавшими на момент обращения Министерства обороны в орган кадастрового учета нормами п. 5.2. ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Нормы п. 5.1., 5.2., 5.3. ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые сослался суд в обоснование незаконности действий Министерства обороны, не подлежат применению к спорными правоотношениям в силу их вступления в законную силу позднее предоставления Министерством обороны сведений в орган кадастрового учета о запретной зоне военного объекта.
Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к землям лесничества и относится к категории земель населенных пунктов в силу отсутствия территорий, покрытых лесом. Судом не учтено, что в соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в земли населенных пунктов входят в том числе территориальные зоны военных объектов, а наименование запретной зоны "Башкирское лесничество" не означает отнесение земельного участка к землям лесного фонда. Вывод суда первой инстанции об отсутствии на земельном участке лесов не соответствуют материалам дела. Обратный вывод следует из снимков карты "Google map", о приобщении которых апеллянт ходатайствует на стадии апелляционного обжалования.
В резолютивной части решения судом указано на исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о наличии в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 запретной зоны военного объекта, однако судом не указано лицо, которому предписано устранить указанные нарушения, а Министерство обороны соответствующими полномочиями не обладает, в силу чего решение суда является неисполнимым.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители Министерства обороны поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ООО "Промтехстрой" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.08.2015 за обществом "Промтехстрой" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:52:170109:98, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4- х этажей), площадь 30 000 кв.м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2 (т. 1 л.д. 16).
26.04.2017 общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 20.04.2017 N 1/2/ДДУ/-2017, заключенного между ООО "Промтехстрой" и Дубровиным Владиславом Геннадьевичем (т. 1 л.д. 17).
11.05.2017 уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 11.05.2017 N 02/371/001/2017-2442, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан указало на наличие обременения в виде ограничения прав на земельный участок с кадастровым номером 02:52:170109:98, предусмотренного статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, наложенного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
25.05.2017 заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по регистрации договора участия в долевом строительстве от 20.04.2017 N 1/2/ДДУ/-2017 (т. 1 л.д. 22-23).
В ходе рассмотрения спора арбитражным судом по делу N А07- 15831/2017 заявителю стало известно, что оспариваемые действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан по внесению сведений о границах запретной зоны военного объекта - Алкинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости произведены в соответствии со сведениями, содержащимися в карте (плане) от 15.12.2015 (т.1 л.д.28-46).
Карта (план) подготовлена на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации "Об установлении запретной зоны военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" от 08.12.2015 N 1176дсп (т.1 л.д. 7).
Полагая, что действия Минобороны России по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Башкирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации от 15.12.2015 земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 являются незаконным и нарушающими права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством обороны не соблюдена предусмотренная Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 процедура включения земельного участка в границы запретной зоны военного объекта, а также не доказаны правовые основания отнесения земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 к зонам с ограниченными условиями использования. Земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, доказательств перевода земельного участка в иную категорию земель, в том числе к землям лесного фонда, в дело не представлено, в силу чего его отнесением Министерством обороны к территории Башкирского лесничества неправомерно.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 4 ст. 200, частей 2, 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 3 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Положение N 405) утвержден порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 Положения N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с указанным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; к военным объектам относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно- исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
В силу п. 5 Положения N 405 целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
В силу п. 5.1. ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации "Об установлении запретной зоны военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" от 08.12.2015 N 1176ДСП (т. 1 л.д. 27), в соответствии с проведенными кадастровыми работами, оформленными картой (планом) запретной зоны военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 28) установлены границы запретной зоны указанного военного объекта.
В границы запретной зоны вошел принадлежащий заявителю на праве собственности с 10.08.2015 (т. 1 л.д. 16) земельный участок с кадастровым номером 02:52:170109:98 площадь 30 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Чишминский район, с/с Лесной, с. Алкино-2, принадлежащий на праве собственности обществу "Промтехстрой", что установлено заключением кадастрового инженера Алчинова Г.Р. от 02.02.2018 N 1802-02 (т. 2 л.д. 76) и иными доказательствами не опровергнуто.
Сведения о включении земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 в границы запретной зоны военного объекта были внесены Министерством обороны в государственный кадастр недвижимости 12.02.2016, что следует из уведомления Управления Росреестра по Республике Башкортостан N 02/237/001/2017-2442 от 11.05.2017 о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, полученного обществом "Промтехстрой" при обращении за государственной регистрацией договора долевого участия (т. 1 л.д. 18).
Обременение и ограничение в отношении земельного участка в порядке ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации в виде запретной зоны военного объекта в едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, что следует из выписки из реестра по состоянию на 04.05.2017 (т. 1 л.д. 20).
Согласно п. 4 Положения N 405 запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Пунктами 10-14 Положения N 405 установлены ограничения использования земельных участков в границах запретной зоны военного объекта, к каковым в том числе относится запрет на проведение строительных, хозяйственных и иных работ, запрет строительства объектов капитального строительства производственного и социально-бытового назначения, необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, проживания и нахождения физических лиц в границах запретной зоны.
В силу п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков относятся к ограничениям прав на землю.
Изложенные нормы свидетельствуют о том, что включение земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей), нарушает права общества "Промтехстрой", поскольку устанавливает ограничения по использованию его земельного участка в соответствии с его назначением.
Согласно п. 7 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
В силу нормы п. 5 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Аналогичные положения изложены в п. 3 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении вещных прав лиц, не являющихся собственниками вещи.
Таким образом, поскольку ограничению прав на земельный участок в виде установления запретной зоны военного объекта как зоны с особыми условиями использования присущи свойства следования за вещью (право следования), такое ограничение подлежит оспариванию по правилам оспаривания вещных прав и ограничений.
Изложенное позволяет отклонить доводы апелляционной жалобы Министерства обороны о том, что действия Министерства по предоставлению в орган кадастрового учета сведений в порядке информационного взаимодействия о границах запретной зоны военного объекта не могут быть оспорены обществом "Промтехстрой", поскольку такие действия не являются действиями по кадастровому учету. В данном случае оспариваемые заявителем действия по установлению границ запретной зоны военного объекта привели к ограничению прав общества на принадлежащий ему земельный участок, то есть послужили правовым основанием ограничения прав на землю, в силу чего подлежат оспариванию в порядке п. 5 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, обращающимся в суд за судебной защитой, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Поскольку ограничения прав на земельный участок заявителя в порядке ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации не зарегистрированы и едином государственном реестре отсутствуют, защита прав общества "Промтехстрой" иными способами невозможна.
При этом апелляционный суд исходит из административно-правового характера действий Министерства обороны, поскольку внесение соответствующий сведений в государственный кадастр недвижимости произведено на основании административных актов, принятых Министерством в рамках властных полномочий, предусмотренных п. 7 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 405 от 05.05.2014.
Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлениях Президиума от 17.12.2013 N 11021/13, от 19.02.2013 N 12925/12 наличие спора о праве и, как следствие, необходимость защиты своих прав в исковом порядке не исключает также возможности оспаривания действий органа, имеющего административные полномочия, совершенных с нарушением закона, и удовлетворения судами заявлений о признании таких действий незаконными в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц.
Применительно к правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.03.2015 N 304-КГ14-6307, обжалование в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ действий регистрирующего органа по государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, связанных с нарушением требований Закона о регистрации, является самостоятельным способом защиты прав и законных интересов, существующим наряду с вещно-правовыми способами защиты, при этом исходя из п. 56 Постановления N 10/22 суд вправе сделать выводы о допущенном государственным регистратором нарушении только в том случае, если изменения в ЕГРП не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
С учетом изложенных мотивов, следует признать, что обществом избран надлежащий способ защиты нарушенного права и заявленные обществом требования следует расценивать как направленные на прекращение ограничения прав принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Применительно к разъяснениям, изложенным в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно п. 16 Положения N 405 решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
Согласно п. 19 Положения N 405 в обосновании необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта указываются назначение военного объекта, особенности местоположения военного объекта и его функционирования; прогнозируемые негативные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения на военном объекте чрезвычайных ситуаций; прогнозируемые последствия воздействия внешних факторов на бесперебойное и безопасное функционирование военного объекта; пространственные параметры запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, которые предлагается установить, на основании описания местоположения границ на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается; прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Вместе с тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции в протоколе заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 N 1/МК, а также в Приказе заместителя Министра обороны Российской Федерации "Об установлении запретной зоны военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" от 08.12.2015 N 1176ДСП отсутствуют сведения, указанные в п. 19 Положения N 405, в частности указания на земельные участки заявителя, как на земельные участки, пользование которыми собственниками ограничивается.
Пунктом 5.3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах зоны, установлен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2016 N 662 "Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны".
Доказательств соблюдения процедуры уведомления заявителя о включении принадлежащего ему земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории, материалы дела не содержат.
Изложенные обстоятельства, не опровергнутые Министерством обороны в апелляционной жалобе, свидетельствуют о нарушении предусмотренной Положением N 405 процедуры установления запретной зоны военного объекта.
Согласно п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются в том числе на земли обороны и безопасности, в составе которых могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.
Согласно п. 5 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 02:52:170109:98 в порядке, предусмотренном утвержденным Правительством Российской Федерации Положением N 405, может быть установлено только в отношении земельных участков, относящихся к землям обороны и находящимся в федеральной собственности.
Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям лесного фонда, землям специального назначения и землям населенных пунктов.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в частной собственности, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе путем утверждения или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (п.п. 2 п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:52:170109:98 находится в частной собственности общества "Промтехстрой", относится к категории земель населенных пунктов. Разрешенным использованием земельного участка является "многоквартирные жилые дома секционного типа (от 2-х до 4-х этажей)". Дата постановки участка на кадастровый учет - 06.11.2014 (т. 1 л.д. 20).
Право собственности общества "Промтехстрой" в установленном законом порядке не оспорено (п. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости"), равно как и не оспорены результаты кадастрового учета участка в части внесения в кадастр сведений о категории земель и виде его разрешенного использования.
Доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 из земель населенных пунктов в земли иных категорий, в том числе в категорию земель обороны или земли лесного фонда в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
Поскольку права заявителя на земельный участок предметом самостоятельного оспаривания не являются, у суда не имеется оснований для оценки правовой судьбы земельного участка с учетом представленного в материалы дела государственного акта на право пользования землей N 386 от 24.11.1982, выданного КЭЧ Уфимского района в отношении земельного участка площадью 1081, 18 га, относящегося к землям специального назначения (т. 2 л.д. 25).
Размещение земельного участка заявителя на территории, покрытой лесом, на что указывает Министерство обороны в жалобе, ссылаясь на снимки карты "Google map", не свидетельствует о его отнесении к участку лесного фонда. Из анализа хронологически действовавших в период с 24.11.1982 (с даты выдачи государственного акта на право пользования земельным участком площадью 1081, 18 га) норм ст. 5 и ст. 92 Лесного Кодекса Российской Федерации 1978 года, ст. 5, ст. 38 Основ лесного законодательства СССР 1977 года, ст.ст. 2, 4 Основ лесного законодательства РФ 1993 года, норм ст. 101 действующего Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и норм ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года следует различное правовое регулирование правового режима городских лесов (последний из указанных нормативных актов в отличие от иных актов не относил городские леса, расположенные в населенных пунктах, к землям лесного фонда).
В силу этого, оценка обоснованности определения категории земельного участка заявителя, в том числе его возможное отнесение к участкам лесного фонда, не может быть дана при рассмотрении настоящего спора, поскольку по существу направлена на оспаривание зарегистрированного права собственности как самого общества "Промтехстрой", так и предыдущих правообладателей участка путем оценки хронологической последовательности правоотношений по формированию и отчуждению земельного участка применительно к соответствующим нормам действующего законодательства.
Апелляционный суд также отмечает следующее.
В силу п. 6 Положения N 405 для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру; для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций. Граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру: на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горюче-смазочные материалы; на расстоянии, не превышающем 100 метров, - для прочих военных объектов.
В рамках настоящего дела из представленных в дело доказательств, не имеющих режима секретности, суду не представляется возможным установить соблюдение изложенных требований при определении границ запретной зоны в карте (плане) запретной зоны военного объекта - Башкирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 28).
При изложенных обстоятельствах правовые основания для установления запретной зоны военного объекта в отношении земельного участка заявителя Министерством обороны не доказаны.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм п. 5.1., 5.2., 5.3. ст. 87 ЗК РФ, в силу их вступления в законную силу позднее предоставления Министерством обороны сведений в орган кадастрового учета о запретной зоне военного объекта, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду того, что указанные нормы, введенные в действие Федеральным законом N 252-ФЗ от 13.07.2015 и вступившие в силу с 01.01.2016, действовали на момент внесения соответствующих сведений в кадастр (12.02.2016).
Кроме того, названные нормы направлены на детализацию алгоритма действий уполномоченного органа по установлению запретной зоны военного объекта, что не отменяет ни нормы Положения N 405, ни норм ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных мотивов суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, определив способ восстановления нарушенных прав заявителя в соответствии с нормами п. 23 Положения N 405.
Дополнительное указание судом первой инстанции на исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о наличии в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 запретной зоны военного объекта с учетом ранее изложенной судом апелляционной инстанции квалификации заявленных требований не противоречит разъяснениям, изложенным в абз. 1 и абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", не нарушает прав Министерства обороны, и является обоснованным с учетом степени нарушения прав заявителя и привлечения в качестве второго заинтересованного лица Управления Росреестра.
Убеждение апеллянта в том, что в указанной части судом первой инстанции на Министерство обороны возложены дополнительные обязанности по исключению соответствующей записи из кадастра, противоречат содержанию судебного акта и материалам дела.
Указание судом на то, что сведения подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости при отсутствии в настоящее время такого публичного реестра, также является обоснованным с учетом существа допущенного правонарушения, поскольку как ранее установлено судом, оспариваемые действия Министерства обороны послужили основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, в сведениях единого государственного реестра недвижимости отсутствуют зарегистрированные обременения земельного участка заявителя в виде запретной зоны (т. 1 л.д. 20), однако наличие обременений в государственном кадастре недвижимости препятствует реализации прав заявителя на государственную регистрацию прав и сделок в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:52:170109:98 (т. 1 л.д. 18).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2018 по делу N А07-39404/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-39404/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2018 г. N Ф09-2182/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПРОМТЕХСТРОЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрация Чишминского района РБ, ООО "ПромТехСтрой", ФГКУ "Приволжско-Уральского территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Башкирское лесничество