19 апреля 2018 г. |
Дело N А83-4422/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 19.04.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
при участии представителей: от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь - Андреевой С.И., доверенность от 26.07.2017 N УФС-29/Д; от Государственного комитета ветеринарии Республики Крым - Колонтай С.А., доверенность от 28.08.2017 N 05-37/2-6971,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.12.2017 по делу N А83-4422/2017 (судья Авдеев М.П.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" (ул. Кооперативная, 5, г. Бахчисарай, 298400)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь (пр-т Октябрьской революции, 8, г.Севастополь, 298038),
заместителю руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь Епанову Ю.В. (ул.Оленчука, 52, г.Симферополь, 295000),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя - Государственного комитета ветеринарии Республики Крым (ул.Ж.Дерюгиной, 5А, г.Симферополь, 295022),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, 295005), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Орликов переулок, 1/11, г. Москва, 107139),
об оспаривании приказа и признании действий незаконными,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании приказа от 13.04.2017 и признании незаконными действий по изданию и направлению уведомлений.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.12.2017 по делу N А83-4422/2017 заявление Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" удовлетворено в полном объеме. Признан недействительным и отменен приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю от 13.04.2017 N87/од. Признаны незаконными действия заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю Епанова Юрия Викторовича по изданию и направлению уведомления от 14.04.2017 NУФС-ЮЕ-01/1049. Взыскано с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" 3000,00 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционных жалоб административные органы ссылаются на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В представленных отзывах на апелляционные жалобы Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр", Совет министров Республики Крым, Государственный комитет ветеринарии Республики Крым указывают на необоснованность доводов апелляционных жалоб, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
От Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр", Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.
Совет министров Республики Крым, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Рассмотрев доводы жалоб, и отзывы на них, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в заседании, суд апелляционной инстанции считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь от 13.04.2017 N 87/од "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" назначено проведение внеплановой выездной проверки предприятия ГБУ РК "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" на предмет соблюдения Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" и на обслуживаемых им объектах пункта 12 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и пункта 59 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме. О проведении проверки, заявитель уведомлен 14.04.2017.
Предметом заявленных требований в рамках настоящего спора является оспаривание заявителем приказа Управления о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований установленных муниципальными правовыми актами, а также действий Управления по организации проведения проверки.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под государственным ветеринарным надзором согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или устранению) последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 5.1.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Одним из территориальных органов Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.02.2017 N 71, Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Республики Крым и города Севастополь. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минсельхоза России, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, приказами Россельхознадзора, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527, и настоящим Положением.
В пункте 9.3.1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, закреплено, что Управление на закрепленной территории осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления <1>, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции <*>.
Вместе с тем, согласно разъяснениям ссылки <*> указанные полномочия, за исключением ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) в местах полного таможенного оформления, являются переданными и осуществляются органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополь в соответствии с соглашениями, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Соглашение между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждено распоряжением Правительства РФ от 06.08.2014 N 1474-р.
Согласно пункту 3.34 Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 163 (с учетом внесенных изменений постановлением от 25.09.2014 N 358), переданные Совету министров Республики Крым полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет Государственный комитет ветеринарии Республики Крым
Таким образом, на момент проведения проверки Управление полномочиями по осуществлению государственного надзора наделено не было.
Издавая приказ от 13.04.2017 N 87/од о назначении проведения внеплановой выездной проверки предприятия ГБУ РК "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" на предмет соблюдения Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Бахчисарайский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" и на обслуживаемых им объектах пункта 12 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и пункта 59 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, Управление Федеральной служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь, уполномоченным органом на проведение данной проверки не являлось.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
При названных обстоятельствах, оспариваемый приказ, а также действия по его изданию и направлению обоснованно признаны судом незаконными.
Доводы апелляционных жалоб изучены судом апелляционной инстанции и отклонены, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.12.2017 по делу N А83-4422/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.