г. Чита |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А10-6140/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2018 года по делу N А10-6140/2017 по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ОГРН 1020300893249, ИНН 0323048828, место нахождения: 670049, г.Улан-Удэ, ул.Коммунистическая, 45А) к муниципальному общеобразовательному учреждению Гильбиринская средняя общеобразовательная школа (ОГРН 1020300973285, ИНН 0308004784, место нахождения: 671053, Республика Бурятия, Иволгинский район, с.Кокорино, ул.Молодежная, 38) о взыскании финансовых санкций в размере 14 000 руб.,
(суд первой инстанции - Н.А. Логинова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее - заявитель, Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению Гильбиринская средняя общеобразовательная школа (далее - ответчик, МОУ Гильбиринская СОШ, школа, учреждение) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 14 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что заявитель выявил факт нарушения Учреждением законодательства и составил акт о правонарушении только после самостоятельного исправления Учреждением в установленный срок нарушения, поэтому оснований для привлечения к ответственности по ст.17 закона N 27-ФЗ не имеется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.02.2018 по делу N А10-6140/2017 отменить полностью и принять новый судебный акт.
Считает, что из буквального толкования пункта 39 Инструкции N 766н следует, что от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальным сведений, то есть уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица.
В рассматриваемом случае имеет место дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых в установленный срок не была представлена.
Следовательно, положения пункта 39 Инструкции N 766н для освобождения страхователя от ответственности в рассматриваемом случае не могут быть применены.
Указывает, что учреждение представило не исправленные сведения, а совершенно новые сведения на 28 застрахованных лиц, поэтому фонд правильно квалифицировал его действия как не представление сведений в установленный срок.
Факт правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования выявлен после самостоятельного исправления Учреждением сведений по форме СЗВ-М. Только срок, исходя из нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
На основании вышеизложенного вывод суда о том, что в рассматриваемом случае Ответчик самостоятельно выявил допущенные ошибки и у Отделения отсутствовали основания для применения в отношении страхователя финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, считаем несостоятельным.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.03.2018.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Фонд просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 февраля 2017 года МОУ Гильбиринская СОШ в Пенсионный фонд поданы сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исх" в отношении 12 застрахованных лиц (л.д. 10).
21 февраля 2017 года МОУ Гильбиринская СОШ в Пенсионный фонд направлены сведения по форме СЗВ-М тип "доп" в отношении 28 застрахованных лиц (л.д.11).
18 апреля 2017 года в результате проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа МОУ Гильбиринская СОШ, УПФР в Иволгинском районе выявлено нарушение Учреждением требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", выразившееся в представлении индивидуальных сведений за январь 2017 года в отношении 28 застрахованных лиц по форме СЗВ-М (тип "доп") 21.02.2017 впервые, то есть с нарушением установленного срока, о чем составлен акт от 18.04.2017 N 003S18170003760 (л.д. 13-14).
Указанным актом Учреждение извещено о необходимости явки для рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на 12 мая 2017 года в 10 час. 00 мин.
12 мая 2017 года начальник Управления ПФР в Иволгинском районе- филиал ОПФР (ГУ) по Республике Бурятия рассмотрев акт от 18.04.2017 N 003S18170003760, вынес решение N 003S19170004241 о привлечении МОУ Гильбиринская СОШ к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 14 000 руб. (л.д.16-17).
Указанное решение от 12.05.2017 N 003S19170004241 в этот же день получено ответчиком.
26.05.2017 в адрес МОУ Гильбиринская СОШ выставлено требование N 003S011700149333 об уплате финансовых санкций в размере 14 000 руб. в срок до 14.06.2017.
Неисполнение требования в установленный срок явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в суд за взысканием санкций.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решение суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167- ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии со статьей 7 Закона N 167-ФЗ застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Понятие "страхователь" закреплено в статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи),в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, через многофункциональный центр в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующей в спорный период), в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей с 19.02.2017) страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
То есть, вопреки мнению фонда, пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее -письмо N КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход дозволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно выражает официальную позицию Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа по отношению к Управлению Пенсионного фонда) относительно приведенной правовой ситуации.
Доводы апелляционной жлобы о том, что указанное письмо не подлежит применению в связи с письмом ПФР от 29.11.2017 г. N ЛЧ-08-26/20004, частично принимаются, поскольку, действительно, данное письмо было издано применительно к ранее действовавшей Инструкции, однако, это не влияет на выводы по делу, поскольку действия учреждения были совершены в период действия старой Инструкции, а разъяснения в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 соответствуют п.37 новой Инструкции.
При этом апелляционный суд отклоняет доводы жалобы о том, что имело место не исправление уже поданных данных, а подача совершенно новых сведений на 28 застрахованных лиц, поэтому п.39 Инструкции не применим, сведения считаются поданными с просрочкой, поэтому основания для привлечения к ответственности имеются, в связи со следующим.
Согласно ст.15 закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Апелляционный суд также отмечает, что отсутствие в Инструкции указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, ст.15 закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, МОУ Гильбиринская СОШ подала сведения в Пенсионный фонд 14.02.2017, т.е. в установленный законом срок, что подтверждается извещением о доставке (л.д. 10).
21.02.2017 самостоятельно выявив ошибки, МОУ Гильбиринская СОШ представила исправленную форму СЗВ-М тип "доп", что также подтверждается извещением о доставке (л.д.11).
Документы приняты Пенсионным фондом, каких-либо ошибок и неполноты сведений в представленных ответчиком отчетностях не выявлено, что подтверждается протоколом проверки отчетности от 21.02.2017 (л.д. 12).
18.04.2017 в результате проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, Пенсионным фондом выявлены нарушения и составлен акт о выявлении правонарушений N003S18170003760, согласно которому ответчику, в том числе предложено внести необходимые исправления в документы кадрового учета (которые ответчиком уже внесены).
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, заявитель выявил факт нарушения Учреждением законодательства и составил акт о правонарушении только после самостоятельного исправления Учреждением в установленный срок нарушения, поэтому представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Учреждения к ответственности.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 февраля 2018 года по делу N А10-6140/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.