г. Пермь |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А60-60846/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Поповой О.С.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район в лице Камышловского районного комитета по управлению имуществом,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2018 года
по делу N А60-60846/2017,
принятое судьей Евдокимовым И.В.
по заявлению Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район в лице Камышловского районного комитета по управлению имуществом
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и возложении обязанности осуществить государственную регистрации права,
установил:
Администрация муниципального образования Камышловский муниципальный район в лице Камышловского районного комитета по управлению имуществом (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление, регистрирующий орган) от 14.08.2017 N 66/020/311/2017-993 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация), расположенный по адресу: Свердловская обл., Камышловский район, с. Куровское. Сквер "Славы".
Решением суда от 18.01.2018 в удовлетворении требований отказано.
Администрация с решением не согласна, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неверное применение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что право муниципальной собственности на земельный участок, относящийся к городским лесам, подлежит регистрации на основании заочного решения Камышловского городского суда Свердловской области от 20.11.2013 и определения Камышловского городского суда Свердловской области от 26.09.2016 по делу N 2-853/2013.
Управление направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило доводы администрации. Указывает, что при проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет их соответствия положениям действующего законодательства было установлено отсутствие документов, подтверждающие право муниципальной собственности на земельный участок.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 03.05.2017 администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, с кадастровым номером 66:13:1201002:108, площадью 473 кв.м., категория земель -земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация), расположенный по адресу: Свердловская область, Камышловский район, с. Куровское, сквер "Славы".
С заявлением представлены определение Камышловского городского суда Свердловской области от 26.09.2016 по делу N 2-853/2013 и заочного решения Камышловского городского суда Свердловской области от 20.11.2013 по делу N 2-853/2013.
Уведомлением от 15.05.2017 N 66/020/311/2017-993 государственная регистрация приостановлена по основанию п. 5 и 7 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с отсутствием правоустанавливающего документа подтверждающего право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:13:1201002:108, площадью 473 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация), расположенный по адресу: Свердловская область, Камышловский район, с. Куровское, сквер "Славы".
Сообщением от 14.08.2017 N 66/020/311/2017-993 на основании ст. 27 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации.
Администрация, полагая, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности является незаконным, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование требований администрация указала, что основанием для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок являются определение Камышловского городского суда Свердловской области от 26.09.2016 по делу N 2-853/2013 и заочное решение Камышловского городского суда Свердловской области от 20.11.2013 по делу N 2-853/2013.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года N 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Леса, расположенные на землях лесного фонда, городскими лесами не являются.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (п. 5 ч. 2 названной статьи).
Из разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", следует, что основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Из представленных на государственную регистрацию копий судебных актов не следует, что в резолютивной части судебного акта содержится вывод о признании за муниципальным образованием права собственности на конкретный участок с кадастровым номером 66:13:1201002:108, площадью 473 кв.м. То есть указанное решение не является основанием для регистрации права на конкретный объект недвижимости.
Иных правоустанавливающих документов на указанный участок заявителем не представлено.
Из кадастрового паспорта не следует, что спорный участок является городскими лесами.
При таких обстоятельствах в отсутствие правоустанавливающего документа, подтверждающего право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:13:1201002:108, отказ в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок является законным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно, доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2018 года по делу N А60-60846/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.