город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2018 г. |
дело N А32-55313/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П., в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в Тбилисском районе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2018 по делу N А32-55313/2017 (судья Погорелов И.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Березиной Ирины Михайловны к заинтересованному лицу Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в Тбилисском районе Краснодарского края о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Березина Ирина Михайловна (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в Тбилисском районе Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным действий (бездействий) управления по отказу в проведении уточнения платежа по страховым взносам, уплаченным в 2016 году, обязании провести уточнение платежей, согласно поданным заявлениям и зачесть уплату взносов на основании платежных поручений от 23.12.2016 N 3 и 30.12.2016 N 5 в счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, обязании представить справку об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов за 2016 год.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неверным указанием предпринимателем реквизитов в платеже, что повлекло перечисление денежных средств в иной фонд.
Заявитель с доводами жалобы не согласился, считая решение суда законным необоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в декабре 2016 года предпринимателем перечислены платежи в Пенсионный фонд через расчетный счет в ПАО "Крайинвестбанк" г. Краснодар по платежным поручениям от 23.12.2016 N 3 в сумме 17 200 руб., от 30.12.2016 N 4 на сумму 3 796 руб. 85 коп., от 30.12.2016 N 5 на сумму 1 500 руб.
В платежных поручениях N 3 и N 4 ошибочно указан КБК ФОМС, что привело к переплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и недоимку по страховым взносам, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии.
09.01.2017 после обнаружения ошибки предприниматель обратился в Пенсионный фонд с заявлениями N 1 и N 2 об уточнении платежей.
Пенсионный фонд направил требование от 01.09.2017 N 67932 об уплате взносов от МИФНС N 5.
01.11.2017 предприниматель обратился с заявление об уточнении платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по Краснодарскому краю.
Ответом от 23.11.2017 N Б-8596-105/8904 предпринимателю отказано в уточнении платежей в связи с тем, что в соответствии с нормами законодательства о страховых взносах, действовавших до 01.01.2017, проведение уточнений, поступивших денежных средств между внебюджетными фондами, органами Пенсионного фонда не предусмотрено и что до настоящего времени из Пенсионного фонда разъяснения по порядку уточнения реквизитов в платежных документах, денежные средства по которым поступили в органы ПФР от 01.01.2017 с кодом главы "392" в отделение ПФР не поступали.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный фонд от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 данной статьи (для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Судом установлено, что 09.01.2017 предприниматель обратился в пенсионный фонд с заявлением об уточнении платежей N 3 и N 4, между тем, 01.09.2017 пенсионным фондом требование об уплате платежей заявлено без учета заявления предпринимателя об уточнении.
В силу подпункта 4 пункта 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктом 2 статьи 24 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Действующее законодательство не ставит признание обязанности страхователя по уплате страховых взносов исполненной в зависимость от правильности указания плательщиком КБК в платежных документах.
Довод заявителя апелляционной жалобы, отклоняется апелляционный судом, поскольку, в рамках настоящего спора неверного КБК страхователем не повлекло неперечисление суммы страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В спорной ситуации внесение денежной суммы на иной КБК не может являться основанием для непринятия исполненной обязанности учреждения по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на один счет территориального органа Федерального казначейства - 40101810300000010013.
Следовательно, несмотря на неверное указание КБК, спорные платежи поступили на единый счет Пенсионного фонда в Федеральном казначействе, который обладает полномочиями по самостоятельному распределению поступивших сумм между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов и уполномочен принять решение об уточнении.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2018 по делу N А32-55313/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.