город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2018 г. |
дело N А32-33881/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Новик В.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца - представитель Наджаф А.И. по доверенности от 09.01.2018, паспорт;
от ответчика - представитель Михайлова А.В. по доверенности N 12.1НЭ-18/52 от 30.12.2017, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 по делу N А32-33881/2017 по иску ООО УК "Симфония плюс" к ответчику - АО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" о взыскании неосновательного обогащения принятое в составе судьи Тамахина А.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Симфония плюс" обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" о взыскании 50 304,84 руб. неосновательного обогащения.
Истцом заявлялось ходатайство об изменении (уменьшении) исковых требований, а именно о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за период с 01.01.2017 по 01.07.2017 в размере 20 350 руб. 93 коп.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 16.04.2018 с акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Симфония плюс" (ИНН 2308052950 ОГРН 1152308000536) взыскано неосновательное обогащение за период с 01.01.2017 по 01.07.2017 в размере 20 350 руб. 93 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Симфония плюс" (ИНН 2308052950 ОГРН 1152308000536) из федерального бюджета возвращено 12 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 02.08.2017 N 407.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом необоснованно сделан вывод о том, что ответчик, начисляя управляющей организации плату за электроэнергию, потребленную подвальным помещением многоквартирного дома, оборудованного электрическими плитами, в котором расположена автостоянка, необоснованно применял тариф "прочие потребители", вместо тарифа для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и приравненных к нему исполнителям коммунальных услуг, с понижающим коэффициентом. При расчете стоимости коммунального ресурса, поставленного ответчиком на спорный объект (нежилое помещение) в период с 01.01.2017 по 01.07.2017 подлежит применению тариф (цена), установленный ресурсоснабжающей организацией, а именно нерегулируемая цена на электрическую энергию. Вывод суда о том, что подземная автостоянка, расположенная в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, оборудованного электрическими плитами, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов с применением понижающего коэффициента необоснован. Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 6037/13, применена судом без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", вступивших в силу c 01.01.2017.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор энергоснабжения от 01.02.2016 N 62539.
Согласно Приложения N 1 к договору "Перечень точек поставки, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию и мощность" одной из точек поставки является стоянка, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Российская, 72/5.
В соответствии с пунктом 4.2 договора энергоснабжения расчеты за электрическую энергию производятся по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Для объемов электрической энергии, потребляемой в нежилых помещениях и выделяемых в общем объеме поставки отдельной строкой в соответствии с пунктом 3.4 договора применяются цены (тарифы), используемые ГП для расчета стоимости электрической энергии, поставляемой потребителям той категории, к которой относятся собственники и пользователи нежилых помещений.
За период с 01.01.2017 по 01.07.2017 истец оплатил начисленную ему задолженность за потребленную электроэнергию в размере 2 413 890 руб. 81 коп. в полном объеме по платежным поручениям от 17.02.2017 N 61, от 21.03.2017 N 115, от 19.04.2017 N 192, от 19.05.2017 N 258, от 19.06.2017 N 311, от 18.07.2017 N 369.
Поскольку спорный многоквартирный дом оборудован электроплитами, при расчете стоимости потребленной электроэнергии гарантирующим поставщиком применялся тариф с учетом понижающего коэффициента.
Между тем, за указанный период при начислении платы за электроэнергию, потребленную автостоянкой, расположенной в подвале многоквартирного дома по адресу г. Краснодар, ул. Российская, 72/5, оборудованного электроплитами, расчет произведен ответчиком по нерегулируемому тарифу.
Поскольку при расчете за электроэнергию, потребленную автостоянкой, по мнению истца, подлежал применению тариф, установленный для многоквартирных домов, оборудованных электроплитами, с учетом понижающего коэффициента, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 20 350 руб. 93 коп.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации N 20-э/2 от 06.08.2004, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности):
1 группа - базовые потребители;
2 группа - население;
3 группа - прочие потребители.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 24.06.2011 N 303-э в пункт 27 Методических указаний внесены изменения, согласно которым ко 2-ой тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 31.12.2010 N655-э утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Указанный документ отнес исполнителей коммунальных услуг к категории потребителей, приравненных к населению.
В соответствии со статьей 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Уполномоченным органом в сфере установления тарифов на территории Краснодарского края является Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Приказом департамента от 19.12.2016 N 51/2016 установлен одноставочный тариф для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и приравненным к нему исполнителям коммунальных услуг, приобретающих электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества в размере 3 рубля/кВт.ч.
В силу подпунктов "а" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Обстоятельство принадлежности машиномест на праве собственности лицам, не проживающим в многоквартирном доме, а также использование этих машиномест для удовлетворения личных потребностей собственников, не имеет правового значения при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию, поставленную в помещение подземного гаража, поскольку на статус этого подвального помещения, в котором имеются инженерные коммуникации, не влияет принадлежность расположенных в нем машиномест лицам, не проживающим в таком доме. Наличие среди собственников машиномест лиц, не являющихся собственниками жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного стационарными электроплитами, не влияет на правовой режим подземного гаража как общедомового имущества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что подземная автостоянка, расположенная в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, оборудованного электрическими плитами, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов с применением понижающего коэффициента.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 6037/13.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10211/07 содержится вывод о необходимости оплаты электрической энергии, потребленной в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, оборудованного стационарными электрическими плитами, по единому тарифу для населения, установленному с понижающим коэффициентом.
На общедомовое имущество, в состав которого входит подземная автостоянка, распространяется режим мест общего пользования. Следовательно, ответчик, начисляя управляющей организации плату за электроэнергию, потребленную подвальным помещением многоквартирного дома, оборудованного электрическими плитами, в котором расположена автостоянка, необоснованно применял тариф "прочие потребители", вместо тарифа для населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами и приравненных к нему исполнителям коммунальных услуг, с понижающим коэффициентом.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Согласно части 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные главой о неосновательном обогащении, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании неосновательного обогащение за период с 01.01.2017 по 01.07.2017 в размере 20 350 руб. 93 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности принятого решения, апелляционной инстанцией отклоняются как несостоятельные и противоречащие нормам действующего законодательства в связи со следующим.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда о том, что поскольку нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, также входят в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.09.2013 г. N 6037/13 прямо указал на то, что подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, оборудованного электрическими плитами, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов с применением понижающего коэффициента.
Точка поставки электроэнергии "стоянка", а также работа инженерного оборудования многоквартирного дома, размещенного в помещениях подвала, предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме и связаны с удовлетворением коммунально-бытовых нужд граждан.
В тоже время производить начисления по точке поставки "стоянка" с применением тарифа группы "Прочие потребители" в полной мере является со стороны Ответчика необоснованным.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): первая группа - базовые потребители; вторая группа - население; третья группа - прочие потребители
В отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности управляющие организации, как исполнители коммунальных услуг приравнены к категории потребителей - население (Приложением N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Доказательств того, что электроэнергия, приобретаемая через точку поставки "стоянка" используется в коммерческих целях, ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", судом не принимается, поскольку не отменяет правомерно сделанных судом выводов, в том числе на основании постановления от 24.09.2013 г. N 6037/13.
В соответствии с п. 2 Правил оказания коммунальных услуг "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Между тем, доказательств использования подземной стоянки в коммерческих целях, либо исключения из мест общего пользования не представлено. Согласно подпункту "а" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В целом доводы общества по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 по делу N А32-33881/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.