г. Москва |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А40-118590/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей: Проценко А.И., Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2018 по делу N А40-118590/17, принятое судьей Ю.А. Скачковой,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к ООО "ЭнКо Инвест" (ОГРН 1077760625656)
о взыскании денежных средств,
и по встречному иску о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Лобарева В.А. по доверенности от 27.12.2017;
от ответчика: Вьюнов С.В. по доверенности от 19.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭнКо Инвест" о взыскании долга по арендной плате за период с 2 квартала 2015 по 30.09.2016 в размере 819 193 руб. 35 коп. и пени за период с 2 квартала 2015 по 30.09.2016 в размере 96 002 руб. 86 коп.
Для совместного рассмотрения с первоначальным исковым заявлением определением от 26.09.2017 принято встречное исковое заявление ООО "ЭнКо Инвест" к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании 1 042 888 руб. 42 коп., состоящие из 870 112 руб. 80 коп. неосновательного обогащения и 172 776 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствам с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму долга с 20.08.2017 по дату фактической оплаты долга по ключевой ставке Банка России.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2018 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен в полном объеме.
Истец, не согласившись с указанным судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и отказе в удовлетворении встречного иска.
Представитель истца доводы жалобы поддержал. Представитель истца против жалобы возразил. Представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев дело, считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы от 23.01.2018 не имеется.
Как следует из материалов дела, 27.10.2011 между Комитетом по управлению имуществом г.Щербинки (арендодатель) и ООО "ЭнКо Инвест" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 49/2011 площадью 4 300 кв.м. (кадастровый номер 50:61:0020217:39), имеющего адресные ориентиры: г.Москва, г.Щербинка, ул. м.Барыши, дом 47, сроком по 01.11.2016, для благоустройства территории.
Договор был заключен на основании Постановления Администрации городского округа Щербинка Московской области от 18.11.2011 N 255/59.
В связи с присоединением к городу Москве части территории Московской области, в том числе территории города Щербинка, между Обществом, Комитетом по управлению имуществом г.Щербинки и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы (в настоящее время его правопреемник Департамент городского имущества г.Москвы) подписано трехстороннее дополнительное соглашение от 01.07.2012 N 1 к договору о переводе прав и обязанностей по договору аренды земельного от 27.10.2011 N 49/2011, в соответствии с которым права и обязанности арендодателя по договору перешли к Департаменту.
Договору был присвоен новый учетный номер "N М-11-500693".
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок определяется в приложении N 2 к договору. Сумма ежегодной арендной платы устанавливается исходя из базовой ставки, определяемой ежегодно на основании Решения Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области. Расчет арендной платы пересматривается ежегодно с учетом изменения базовых ставок арендной платы и площади земельного участка. Размер арендной платы считается измененным с 1 января соответствующего года на основании Решения Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области.
Согласно п.3.6, 3.7 договора размер ежегодной арендной платы, расчетный счет, на который она вносится, указываются в ежегодных расчетах арендной платы на текущий (календарный год). Расчеты арендной платы на текущий (календарный) год передаются арендатору (лично, доверенному лицу, почтой, факсом, уведомлением) без оформления нового дополнительного соглашения. Расчеты арендной платы не текущий (календарный) год не требуют какого-либо дополнительного согласования с арендатором.
Размер ежегодной арендной платы изменяются и подлежат обязательной уплате арендатором в каждом случая централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации), полномочным (уполномоченным) органом государственной власти и/или органом местного самоуправления, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. При этом, в случае принятия таких актов, исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов в ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомлений с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов, в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор. Уведомление может быть сделано через средства массовой информации.
На момент заключения договора размер ежегодной арендной платы был определен в соответствии с Решением Совета депутатов муниципального образования г.Щербинка Московской области от 30.05.2005 N 446/124 в редакции от 17.03.2011 "Об утверждении Порядка (методики) определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности на территории г.Щербинки".
Между тем, с 12.07.2012 в силу соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29.11.2011, и Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" территория городского округа Щербинка полностью вошла в состав города Москвы.
Таким образом, органы публичной власти города Москвы стали полномочными на регулирование размера арендной платы за пользование земельными участками, расположенными в границах бывшего городского округа Щербинка, следовательно, с этого момента арендная плата за пользование земельными участками подлежала расчету на основании нормативных правовых актов г.Москвы.
Основным нормативным правовым актом, регулирующий размер арендной платы за пользование публичными землями, расположенными в границах города Москвы, на момент присоединения города Щербинка, являлся Закон г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
В силу п.1, 3 ст.20 Закона Москвы, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Размер ежегодной арендной платы за такие земельные участки устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г.Москве" размер ежегодной арендной платы за пользования публичным земельными участками определяется на основании ставок арендной платы, указанных в Приложении N 1 к данному постановлению.
Таким образом, для расчета арендной платы за пользование земельным участком, расположенным на территории г.Москвы, во внимание берется вид разрешенного использования и кадастровая стоимость земельного участка, а также ставка арендной платы, закрепленная Постановлением Правительства Москвы.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок был передан обществу для благоустройства территории.
Согласно представленному обществом рапорту от 17.10.2017 N 9114898, на земельном участке с кадастровым N 50:61:0020217:39 устроены места отдыха (скамейки), сооружены детские игровые площадки.
Вышеуказанным Постановлением (п.8 Приложения N 1) установлена ставка арендной платы равная 0,3% применительно к участкам, имеющим вид разрешенного использования "Для размещения объектов рекреационного назначения", которая действовала, в том числе в период с 12.07.2012 по 01.11.2016.
В Приказе Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" при обозначении вида разрешенного использования земельного участка слово "Рекреация" употребляется как равнозначное слову "Отдых".
Согласно классификатору вид разрешенного использования "Отдых (рекреация)" (код. 5.0) включает:
обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности;
создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5".
Из изложенного следует, что указанный в Приложении N 1 к Постановлению N 273-ПП вид разрешенного использования "Для размещения объектов рекреационного назначения" включает в себя в том чисел такой вид разрешенного использования как "Для размещения скверов, парков, городских садов".
Следовательно, вопреки доводам апелляционной, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для определения размера арендной платы по договору в период с 2 квартала 2015 года по 30.09.2016 должна применяться ставка арендной платы равная 0,3.
В разделе "Публичная кадастровая карта", размещенном в сети Интернет на официальном портале Росреестра, доступны сведения о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе Москвы и Московской области, и их видах разрешенного использования.
Согласно данным сведениям, размещенным в сети Интернет, кадастровая стоимость земельного участка 50:61:0020217:39 составляет 4 343 руб.
Вместе с тем, в 2014, 2015, 2016 годах общество перечислило Департаменту арендную плату в общем размере 874 021 руб. 50 коп., что подтверждается платежными поручениями от 08.05.2015 N 1199, от 14.09.2015 N 1562, от 15.12.2015 N 1963, от 15.03.2016 N 619, от 14.06.2016 N 1103, от 20.09.2016 N 509.
Расчет неосновательного обогащения произведен обществом, исходя из размера годовой арендной платы равной 1 302 руб. 90 коп. из расчета кадастровой стоимости земельного участка - 4 343 руб. и ставки арендной платы - 0,3%, применимой для целей благоустройства территории, в связи с чем, за три года обществом были излишне перечислены денежные средства в размере 870 112 руб. 80 коп. (874 021 руб. 50 коп. - 3 908 руб. 70 коп.).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Департамент не обосновал размер кадастровой стоимости земельного участка в уведомлении от 23.03.2015 N 33-А023715/15 (0)-0 в размере 58 608 527 руб., тогда как согласно данным государственного кадастра, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена 4 343 руб. для использование его под детские площадки.
Так, годовой расчет арендной платы на 2015 год Департамент обосновывает в своем уведомлении от 23.03.2015 N 33-А023715/15 (0)-0, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка установлена в сумме 58 608 527 руб., и исходя ставки арендной платы 1,5% от кадастровой стоимости.
Ставку арендной платы в размере 0,3% к спорным отношениям Департамент не применяет, так как считает, что согласно акту осмотра Правительством Москвы от 16.02.2015 N 31/2015 и данным информационной системы РЕОН, земельный участок с кадастровым номером 50:61:0020217:39, для целей благоустройства не используется, часть участка частично огорожена металлическим забором, на котором ведется строительство, в связи с чем применил ставку арендной платы 1,5%, предусмотренную для "строительства жилых зданий" и "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, за исключением земельных участков, предоставленных для осуществления следующей деятельности" (т.2, л.д.31,35).
Однако, указанный акт с приложением к нему фотографий не свидетельствует об изменении обществом целевого назначения земельного участка. Работы по благоустройству предполагают ведение земляных работ. Кроме того, наличие рядом с земельным участком строящихся домов не опровергают его использование в соответствии с предоставленными целями, тогда как согласно рапорту общества от 18.10.2017 на земельном участке действительно расположена детская площадка, что полностью соответствует целевому назначению участка.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, Департамент не подтвердил размер кадастровой стоимости земельного участка равный 58 608 527 руб. исходя из формулы САП x СУПКС x S, где: САП - ставка арендной платы согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, СУПКС - средний удельный показатель кадастровой стоимости для фактического использования земельного участка, S - площадь участка, предусмотренной в отношении земельных участков, для которых правовыми актами Правительства Москвы не утверждена кадастровая стоимость (примечание 3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "Ставки арендной платы за землю в городе Москве").
Апелляционный суд отклоняет довод истца о неправильном расчете суммы неосновательного обогащения, так как ответчик подтвердил свои требования, приложил подробный расчет суммы неосновательного обогащения, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доказательств возврата или зачета денежных средств в порядке зачета истцом не представлено. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил встречный иск и взыскал неосновательное обогащение в сумме 870 112 руб. 80 коп., а также правомерно взыскал на основании ст.395 Гражданского кодекса РФ проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 172 776 руб. 05 коп. с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 870 112 руб. 80 коп. с 20.08.2017 по дату фактической оплаты долга по ключевой ставке Банка России.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 23.01.2018.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-268, ст.269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2018 по делу N А40-118590/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.