г. Красноярск |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А33-31215/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект": Белоусова А.В., представителя по доверенности от 09.01.2018 N 0001, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" января 2018 года по делу N А33-31215/2017, принятое судьей Смольниковой Е.Р.,
установил:
акционерное общество "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" (далее - АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице Управления администрации города Красноярска (далее - Управление администрации города Красноярска, ответчик), уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о внесении в муниципальный контракт от 23.09.2016 N 14/2016 изменений, изложив в следующей редакции:
- пункт 3 "Срок завершения работ":
п/п |
Наименование этапа |
Срок выполнения |
Сумма (руб.) |
1 |
1-4 этапы |
16.09.2016-10.12.2016 |
19.370.000,00 |
2 |
5 этап |
10.12.2016-29.12.2017 |
16.504.000,00 |
3 |
6 этап |
29.12.2017-01.12.2018 |
4.126.000,00 |
- пункт 13.1: "Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до исполнения сторонами своих обязательств";
- пункт 16 технического задания (приложение N 1 к муниципальному контракту от 23.09.2016 N 14/2016):
"Этап 5:
1) проверка и доработка материалов проекта по замечаниям заказчика;
2) подготовка материалов для проведения публичных слушаний по проекту планировки и межевания (пункт 18);
3) участие в проведении публичных слушаний и согласовании проекта планировки и межевания (пункты 11.8, 18)";
"Этап 6:
1) доработка материалов проекта по результатам публичных слушаний (пункт 11.8),
2) сдача материалов проекта планировки и межевания территории и доработка по замечаниям заказчика,
3) участие в утверждении проекта планировки и межевания,
4) подготовка материалов проекта межевания территории для передачи в орган государственного кадастрового учета согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с требованиями, действующими на момент утверждения проекта,
5) сдача материалов заказчику (пункты 17, 19)*.
* - при наличии замечаний органа государственного кадастрового учета по предоставленным материалам проекта межевания территории, исполнитель должен устранить указанные замечания в срок, не превышающий 14 календарных дней".
Решением суда от 31.01.2018 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в случае отказа в изменении сроков выполнения работ по контракту, неустойка причинит такой ущерб, что истец в значительной степени лишится того, на что вправе был рассчитывать при заключении муниципального контракта.
Заявитель также указал, что ответчик согласен с необходимостью переноса сроков, но не имеет возможности подписать дополнительное соглашение к контракту в силу ограничений Закона N 44-ФЗ, в связи с чем истец не согласен с выводом суда о понуждении к заключению дополнительного соглашения, так как имеется согласие двух сторон, документально подтвержденное материалами дела.
Кроме того, заявитель указал, что срок выполнения работ не указан в конкурсной документации именно в качестве существенного условия, в связи с чем налицо соглашение сторон об изменении срока выполнения работ, достигнутое в судебном заседании путем обмена письменными документами - исковым заявлением и отзывом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 16.04.2018.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие его представителя.
Как следует из материалов дела, между АО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" (подрядчиком) и Управлением архитектуры администрации города Красноярска (заказчиком) заключен муниципальный контракт от 23.09.2016 N 14/2016, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по разработке проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части города Красноярска и района "Удачный" в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и сдать результат работ заказчику, а заказчик, в свою очередь, обязался принять результат работ и оплатить его (пункт 1.1 контракта).
В силу пункта 2.1 цена контракта составляет 40 000 000 рублей.
Разделом 3 контракта установлены следующие сроки завершения работ:
- этап 1 - с момента заключения контракта работ до 03.10.2016;
- этап 2 - с момента окончания работ по первому этапу до 05.10.2016;
- этап 3 - с момента окончания работ по второму этапу до 18.10.2016;
- этап 4 - с момента окончания работ по третьему этапу до 10.12.2016;
- этап 5 - с момента окончания работ по четвертому этапу до 21.04.2017;
- этап 6 - с момента окончания работ по пятому этапу до 30.05.2017.
В соответствии с пунктом 13.1 контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2017.
Письмом от 08.11.2017 N 3546-41/8 истец обратился к ответчику с просьбой о внесении изменений в муниципальный контракт от 23.09.2016 N 14/2016 в части продления срока выполнения работ по контракту до 20.12. 2018.
Заказчик в письме от 17.11.2017 N 4389 отказал в продлении сроков выполнения работ по контракту, указав на отсутствие оснований, предусмотренных нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что указанные истцом обстоятельства не являются совокупностью обстоятельств, указывающих на допустимость изменения условий контракта по решению суда по правилам пунктов 2, 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Обязательственные правоотношения сторон возникли из муниципального контракта от 23.09.2016 N 14/2016, являющегося по своей правовой природе договором подряда, и регламентированы нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормы пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ относят предмет, срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ по контракту, а также цену контракта к существенным условиям государственного (муниципального) контракта, определяемым по результатам размещения заказа.
В статье 767 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи (уменьшение средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ), в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку муниципальный контракт был заключен сторонами в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, следовательно, изменить контракт возможно по тем основаниям, которые допускаются этим Законом. При этом по общему правилу изменение условий контракта не допускается. Часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного Федерального закона. Случаи, при наличии которых допускается внесение изменений в муниципальный контракт, предусмотрены в части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Истец ссылается на нарушение условий контракта со стороны заказчика, в частности установлена необходимость внесения изменений в генеральный план городского округа город Красноярск. По мнению истца, срок выполнения работ по контракту подлежит продлению до 20.12.2018. Кроме того, общество установило некорректное содержание технического задания (приложения N 1 к контракту) в части состава работ по этапам NN 5, 6.
При этом истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств существенных нарушений ответчиком принятых на себя обязательств, являющихся основаниями для изменения договора в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеющее приоритетное значение для государственных и муниципальных контрактов при выполнении подрядных работ, изменение сроков может быть обусловлено только уменьшением соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ.
Между тем в данном деле такие обстоятельства отсутствуют, факт существенного изменения обстоятельств, который послужил бы основанием для изменения условий контракта, истцом не доказан.
В силу пункта 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности - не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 Кодекса, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 718 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность заказчика в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи указанной статьи при неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы. Согласно пункту 2 указанной статьи в случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы.
Таким образом, действующее законодательство, допуская указанные способы защиты права подрядчика, не наделяет его правом требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта, в том числе в части сроков выполнения работ.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В силу статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Таким образом, заключая, договор, стороны тем самым признают обязательными к исполнению его условия.
Истец как участник аукциона был ознакомлен с предложенной формой муниципального контракта при размещении заказа, его условиями и сроками окончания работ, кроме того, как профессиональный участник, обязан был предвидеть все риски, связанные с выполнением работ по контракту.
Внесение изменений в муниципальный контракт на условиях, иных по отношению к предусмотренным в конкурсной документации, противоречит положениям Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95.
Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта. В рассматриваемом случае проведение аукциона на условиях выполнения работ в указанные контрактом сроки с последующим продлением для их победителя этих сроков ограничило бы конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контракта.
Анализируя приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Иные доводы заявителя не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2018 года по делу N А33-31215/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.