г. Киров |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А29-11815/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика: Якубова В.С., ликвидатора, выписка из ЕГРЮЛ от 19.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснозатонская жилищно-коммунальная компания", ИНН 1101083037, ОГРН 1101101011340
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 января 2018 года по делу N А29-11815/2017, принятое судом в составе судьи Голубых В.В.
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ИНН 1101301856 ОГРН 1061101039779)
к обществу с ограниченной ответственностью "Краснозатонская жилищно-коммунальная компания" (ИНН 1101083037 ОГРН 1101101011340)
о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Краснозатонская жилищно-коммунальная компания" (далее - Общество, ответчик, заявитель) 159 121 руб. 55 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 29.04.2013 N 643920 (далее - Договор) за апрель 2017 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Компании основаны на статьях 309, 310, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17 января 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель полагает, что судом при вынесении решения не были учтены условия Договора и фактические обстоятельства дела. Пунктом 4.2 Договора предусмотрено, что расчет гарантирующим поставщиком фактического потребления электрической энергии (мощности) исполнителю коммунальных услуг производится на основании сведений, представленных исполнителем коммунальных услуг в виде акта снятия показаний согласно пункту 2.4.2 Договора, в случаях отсутствия данного акта - на основании данных сетевой организации, определенных в соответствии с действующим законодательством РФ. Расчет объема коммунального ресурса по электрической энергии на содержание общего домового имущества должен был определяться на основании показаний индивидуальных приборов учета, снятых и переданных истцу непосредственно ответчиком. В деле имеются доказательства, подтверждающие факты снятия показаний и их передача истцу. Истец самостоятельно не принимал показания от потребителей, доказательств обратного в деле нет. Кроме того, на последнем судебном заседании истец признал, что получал от ответчика показания индивидуальных приборов учета. В деле имеется контррасчет ответчика, который истцом не оспорен. Кроме того, взыскиваемую сумму истец предъявил потребителям в счетах-извещениях за май 2017 года, что подтверждается отчетом о предъявлении потребленной продукции (услуг) за май 2017 года, а в зачете отрицательных объемов по этим домам в счет оплаты отказал. В случае взыскания спорной суммы истец получит эти деньги дважды.
Истец в отзыве пояснил, что, поскольку на индивидуальное потребление с жильцами МКД истцом заключены договоры на прямые расчеты, а ИКУ отрешился от своих обязанностей по выставлению поквартирных объемов жильцам, то истец принимает показания по ИПУ напрямую от жильцов, а не от ответчика. Ответчик, являясь заинтересованным лицом, заинтересован в том, чтобы показания по ИПУ были больше, соответственно, меньше будет объем, выставленный на ОДН ответчику. Пояснения ответчика о том, что истец не принимал показания от бытовых потребителей и не представил соответствующих доказательств, не соответствуют действительности. Уточнениями от 15.12.2017 истцом в суд были направлены поквартирные объемы по спорным МКД с показаниями, переданными истцу бытовыми потребителями. Судом эти ведомости были оценены на странице 6 решения. Факт оплаты собственниками жилых помещений многоквартирных домов за собственное потребление электроэнергии гарантирующему поставщику не отменяет обязанность ответчика производить оплату всего объема электроэнергии, поставляемого на нужды МКД, поскольку обязанность по приобретению коммунальных ресурсов в целях оказания гражданам коммунальных услуг возложена именно на управляющую организацию. Возражения ответчика относительно незачета отрицательного объема ответчику в ведомости за май 2017 года также необоснованны. Истцом ответчику выставлялись нули на оплату ОДН, а не отрицательные объемы в МКД, где объем по ИПУ был выше объема ОДПУ. Доказательств взыскания истцом одной и той же суммы дважды с ИКУ и бытовых потребителей ответчиком не представлено. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 17 января 2018 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
29.04.2013 Компания (гарантирующий поставщик, ГП) и Общество (исполнитель коммунальных услуг, ИКУ) заключили Договор, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) в согласованных объемах, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а исполнитель коммунальных услуг обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных Договором.
В силу пункта 5.6 Договора оплата за электрическую энергию производится ИКУ в следующем порядке:
- 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
- 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
- окончательный расчет производится до 18-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем; переплата зачисляется в счет будущих платежей.
Точки поставки и объекты, в которые поставляется электрическая энергия определены сторонами в приложении N 2 к Договору.
Договор вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2013 с условием о пролонгации (пункты 7.1, 7.2 Договора).
Во исполнение условий Договора истец в Спорный период поставил ответчику электрическую энергию на сумму 697 481 руб. 74 коп. и выставил для оплаты счета-фактуры от 28.02.2017 N 005529/0202, от 31.03.2017 N 008994/0202, от 30.04.2017 N009199/0202, от 31.05.2017 N00014740/0202.
Объем переданной электроэнергии подтвержден ведомостями энергопотребления сетевой компании.
При определении стоимости потребленной электрической энергии истцом применялись цены на электрическую энергию, рассчитанные в соответствии с приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.12.2016 N 16/1-Т.
Претензией от 19.06.2017 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
По расчету истца (с учетом уточненных требований), задолженность ответчика за апрель 2017 года составила 159 121 руб. 55 коп.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец в Спорный период осуществлял поставку электрической энергии на объекты, находящиеся в управлении ответчика.
Собственники помещений вправе управлять многоквартирным домом либо опосредованно (путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения), либо непосредственно. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу требований частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с жилищным законодательством и договором управления.
В силу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, управляющая организация после принятия общедомового имущества, в том числе внутридомовых электрических сетей, становится исполнителем коммунальных услуг и обязана оформить возникшие фактические договорные отношения на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Поскольку сам по себе статус исполнителя коммунальных услуг по причине равной стоимости коммунальных ресурсов и коммунальных услуг не позволяет получать доход в отличие от статуса управляющей общим имуществом дома, экономически управляющей организации выгодно избавиться от обременительной функции исполнителя коммунальных услуг.
В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом (ресурсоснабжающая приобретает статус исполнителя коммунальных услуг) и с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья (расчеты за коммунальные услуги "напрямую минуя управляющую организацию). Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не установлены.
Законодательство допускает внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Такой порядок может быть установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Исключением из названного права является оплата за электроэнергию на общедомовые нужды, которая в спорный период не могла производиться собственниками помещений многоквартирных жилых домов напрямую ресурсоснабжающей организации (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2).
В то же время при изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса. Внесение собственниками помещений платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не меняет состава сторон и их ответственности ни в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем, ни в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому в отсутствие оплаты всего объема ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, ресурсоснабжающая организация не лишается права требовать оплаты этого объема ресурса от исполнителя коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124, в случае если величина объема по ИПУ превышает или равна величине объем по ОДПУ, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Таким образом, на основании данной нормы ответчику за ОДН в МКД с отрицательным объемом выставляется объем, равный нулю.
Исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (подпункт "ж" пункта 31 Правил N 354).
Из ведомостей, представленных истцом (т. 4 л.д. 3-25), следует, что объемы выставляются следующим образом: если показания передаются потребителями, то по показаниям ИПУ; если показания не передаются, то в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, то есть плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления); где ИПУ отсутствуют - по нормативу по количеству комнат и проживающих граждан в квартирах в соответствии с пунктами 55, 56 Правил N 354.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Доказательств того, что истец получит двойное взыскание с ответчика и бытовых потребителей в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 января 2018 года по делу N А29-11815/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснозатонская жилищно-коммунальная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11815/2017
Истец: АО Коми энергосбытовая компания
Ответчик: ООО Краснозатонская жилищно-коммунальная компания
Третье лицо: МУП "СЕВЕРНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ВОРКУТА", ООО "КЖКК", ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ВОРКУТА"