г. Москва |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А41-94940/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от административного органа по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - арбитражного управляющего Соловьева Н.Е.- Землякова О.В. (по доверенности от 13.07.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2018 по делу N А41-94940/17, принятое судьей Гараевой А.Х., по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о привлечении арбитражного управляющего Соловьева Н.Е. к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Соловьева Николая Евгеньевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель арбитражного управляющего Соловьева Н.Е. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2017 г. по делу N А41-88785/16 в отношении ООО "ПромСтройПроект" введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Соловьев Н.Е.
Управлением Росреестра по Московской области была проведена проверка по доводам жалобы ООО "Недвижимость Подмосковья" и установлено ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим ООО "ПромСтройПроект" Соловьевым Н.Е. требований пункта 4 статьи 20.3 и пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В отношении Соловьева Н.Е. составлен протокол N 01565017 от 02 ноября 2017 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие Соловьева Н.Е.
На основании указанного протокола Управление Росреестра по Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Соловьева Н.Е. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При этом следует учитывать, что лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении статьей 28.2 КоАП РФ предоставлены процессуальные гарантии, из которых с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления N 5 от 24.03.2005 следует, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, так как при этом разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе, лицо имеет право давать пояснения. Составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможно лишь в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Указанные нормы права направлены на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, а также имеют своей целью обеспечение всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Несоблюдение регламентированного статьей 28.2 КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговременно, то есть располагает соответствующей информацией и имеет возможность подготовиться к участию в данном процессуальном действии.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что административный орган должен располагать доказательствами о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности (в том числе и сведениями о неявке за почтовым извещением) при решении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении без его участия (пункт 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом первой инстанции, что уведомлением N 11а-1009 от 06.10.2017 (л.д. 22) продлен срок административного расследования, арбитражному управляющему предложено явиться 02.11.2017 в 12:00. Доказательства направления данного уведомления Соловьеву Н. Е. суду не представлены.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что, вопреки доводпм жалобы, в протоколе об административном правонарушении от 02.11.2017 N 01565017 (л.д. 24-27) указано, что арбитражным управляющим не размещены сообщения о результатах проведения собрания работников, бывших работников должника, а не о нарушениях по размещению сведений о поступлении требований кредиторов.
Допущенные нарушения суд апелляционной инстанции признает существенным и, соответственно, приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении указанных лиц к административной ответственности с учетом приведенных правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих данные выводы, в материалы дела не представлено.
Существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности свидетельствует об отсутствии оснований для наложения на него взыскания, независимо от того, совершило оно или нет административное правонарушение.
В вину арбитражному управляющему Соловьеву Н.Е. вменяется невключение в ЕФРСБ сведений о результатах проведения собрания работников ООО "ПромСтройПроект", а также не направление в арбитражный суд протокола такого собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона о банкротстве организация и проведение собрания работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим. По решению арбитражного управляющего собрание работников, бывших работников должника может быть проведено в форме заочного голосования.
Временным управляющим Соловьевым Н.Е. 15 июня 2017 г. в ЕФРСБ было размещено сообщение N 1870274 о проведении собрания работников, бывших работников ООО "ПромСтройПроект" в форме заочного голосования с приложенными бюллетенями для голосования к настоящему сообщению. Заполненные бюллетени с приложением заверенных копий документов, подтверждающих статус работника (бывшего работника) должны были быть представлены лицами, желающими принять участие и избрать представителя работников должника в срок до 17 июля 2017 г. (включительно).
Однако ни в срок, указанный в сообщении, ни позднее, заполненных бюллетеней в адрес временного управляющего не поступило, о чем имеются сведения в отчете временного управляющего ООО "ПромСтройПроект" от 05 октября 2017 г.
Таким образом, собрание в форме заочного голосования не состоялось, решение об избрании представителя работников ООО "ПромСтройПроект" и определение размера оплаты услуг представителя работников ООО "ПромСтройПроект" не принято.
Абз. 4 п. 8 ст. ст. 12 Закона о банкротстве установлено, что сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты проведения такого собрания, а в случае его проведения иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания работников, бывших работников должника.
Это сообщение наряду со сведениями, указанными в пункте 8 статьи 28 настоящего Федерального закона, должно содержать сведения о количестве работников, бывших работников должника, присутствующих на собрании работников, бывших работников должника, и о сумме требований кредиторов второй очереди.
Ввиду того, что ни одного бюллетеня в адрес временного управляющего не поступило, соответственно решения не принимались собранием кредиторов, у временного управляющего ООО "ПромСтройПроект" отсутствовала обязанность публиковать сообщение в ЕФРСБ, содержащее сведения о решениях, принятых собранием работников, бывших работников должника.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения Соловьева Н.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.01.2018 по делу N А41-94940/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.