город Воронеж |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А14-14815/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цурган Т.Д.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кузмич Н.О., представителя по доверенности от 29.12.2017;
от акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018 по делу N А14-14815/2017 (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1123668009740, ИНН 3665087007, город Воронеж) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, город Воронеж) о признании недействительным предписания от 14.07.2017 N 04-31/333,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания Ленинского района" (далее - заявитель, АО "УК Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области) о признании недействительным предписания N 04-31/333 от 14.07.2017.
Решением от 20.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, АО "УК Ленинского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что АО "Ленинского района" положения п.44 Правил N 354 не были нарушены, т.к. имеется решение собрания собственников помещения указанного МКД от 19.01.2017 о распределении сверхнормативной разницы объема коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, который обязателен для управляющей компании.
В судебное заседание представители АО "УК Ленинского района" не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, жилой дом N 167 по ул.Краснознаменной г. Воронежа находится в управлении АО "УК Ленинского района", что подтверждается протоколом общего собственников помещений МКД от 09.10.2015, договором управления от 29.01.2016 и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На основании приказа Государственной жилищной инспекции Воронежской области N 2687 от 19.06.2017 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Ленинского района".
По результатам указанной проверки 14.07.2017 был составлен акт проверки N 04-29/615, где отражено, что АО "УК Ленинского района":
- при определении размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N 167 по ул. Краснознаменной г. Воронежа, за январь-апрель 2017 года, распределяет сверхнормативный объем потребленных коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества между собственниками жилых помещений, без предъявления протокола общего собрания собственников МКД, которым было принято советующее решение о распределении сверхнормативного объема потребления коммунальных ресурсов;
- при определении размера платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N 167 по ул. Краснознаменной г. Воронежа, за январь-апрель 2017 года, применяет площадь жилых и нежилых помещений, не соответствующей площади, указанной в справочной информации по указанному МКД, представленной на проверки в инспекцию.
14.07.2017 заявителю было выдано предписание N 04-31/333 с требованием в срок до 01.09.2017 устранить выявленные нарушения:
- произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества в МКД N 167 по ул. Краснознаменной г. Воронежа, за январь-апрель 2017 г., исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленного Приказом УРТ Воронежской области N 39/1 по состоянию на 01.11.2016, в порядке, определенном действующими нормами жилищного законодательства, применив площадь жилых и нежилых помещений согласно техническому паспорту указанного МКД;
- при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, применять нормативы потребления коммунальных услуг (ресурсов) в порядке, определенном действующими нормами жилищного законодательства.
Приказом ГЖИ Воронежской области от 21.02.2018 N 84 были внесены изменения в акт проверки от 14.07.2017 N 04-29/615, а также в предписание от 14.07.2017 N04-31/333 в части исключения слов "по состоянию на 01.11.2016", "в ред. от 28.07.2016" по всему тексту акта и предписания.
Не согласившись с предписанием N 04-31/330 от 14.07.2017, АО "УК Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений частей 1, 4.2, 5 статьи 20, части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
АО "Ленинского района" не оспаривает, что в январе-апреле 2017 года произвело расчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общедомового имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета, с превышением установленных нормативов потребления.
При этом управляющая компания утверждает, что данный расчет произведен в порядке, предусмотренном Правилами N 354, в соответствии с решением собрания собственников помещений МКД от 19.01.2017 о распределении объема коммунального ресурса, превышающего объем, предоставленный на общедомовые нужды, определенный из показаний общедомовых приборов учета, между всеми жилыми и нежилыми помещениями МКД N167 по ул. Краснознаменной г. Воронежа и, следовательно, требование ГЖИ Воронежской области о перерасчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в платежных документах в указанный период незаконно.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, действовавшей с 01.04.2016) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт 1 пункта 2 статьи 154 ЖК РФ).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 11 Правил N 491 был дополнен подпунктом "л", согласно которому содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30.12.2016 N45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
Следовательно, решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть принято собственниками многоквартирного дома после 01.01.2017 только на основании пункта 29 Правил N 491.
19.01.2017 собственники помещений МКД N 167 по ул.Краснознаменной г. Воронежа принятии решение о том, что объем коммунальной услуги и стоимость коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределять между всеми жилыми и нежилыми помещениями МКД N 167 по ул. Краснознаменной г. Воронежа пропорционально размеру общей площади каждого жилого, нежилого помещения.
Доказательств принятия собственниками МКД N 167 по ул.Краснознаменной г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на решение собрания собственников помещений от 19.01.2017 (четвертый вопрос повестки дня) как на доказательство осуществления управляющей компанией работ и услуг по управлению указанным МКД в объеме, превышающем Минимальный перечень таких работ и услуг, обоснованно отклонена судом за несостоятельностью с учетом положений Минимального перечня N 290.
Пункты 15 и 20 минимального перечня предусматривают выполнение работ в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 13.08.2006 N 491, автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов относятся к внутридомовой системе электроснабжения.
Кроме того, судом принимается во внимание, что в договоре управления практически полностью отсутствуют работы, предусмотренные разделом 1 Минимального перечня и необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций, перекрытий, балок, лестниц, несущих элементов крыши, перегородок, внутренней отделки, полов.
Данные работы (услуги) предусмотрены 13 пунктами минимального перечня из 30, то есть не выполняется почти половина работ (услуг), содержащихся в перечне; пункт 1 приложения N 2 к договору управления предусмотрел лишь замену разбитых окон и дверей один раз в год, хотя п.13 устанавливает, что в отопительный период такие ремонтные работы вообще должны производиться незамедлительно; п.п.11-15 приложения N 2 к договору управления предусматривают лишь мытье полов 1 (первого) этажа данного двенадцатиэтажного дома и влажную протирку подоконников, тогда как п.25 минимального перечня предусматривает влажную уборку всех помещений общего пользования (лестничных площадок, маршей, коридоров и т.д.), влажную протирку подоконников, перил лестниц, почтовых ящиков, полотен дверей, дверных ручек, мытьё окон в помещениях общего пользования.
Таким образом, заявитель не опроверг довод заинтересованного лица об отсутствии оснований принимать во внимание решение собрания собственников от 19.01.2017 при определении размера платы за электроэнергию за январь-апрель 2017 года.
По своему содержанию оспариваемое предписание соответствует существу выявленного нарушения, направлено на его прекращение, а внесенные в него изменения направлены на его реальное исполнение в порядке действующих норм законодательства. Исходя из изложенного, а также принимая во внимание буквальное толкование приказа ГЖИ Воронежской области от 21.02.2018 N 84, суд приходит к выводу, что внесенными в предписание изменениями на управляющую компанию не возлагаются какие-либо дополнительные обязанности, ранее не предусмотренные предписанием от 14.07.2017 N04-31/333 изменения носят корректирующий, технический характер и направлены реализацию принципа исполнимости ненормативного акта государственного органа. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права и законные интересы Общества внесенными в предписание от 07.07.2017 N04-31/333 изменениями также не нарушаются. С учетом изложенного оснований для признания недействительным п. 1 предписания не имеется.
В материалы дела представлена копия приказа ГЖИ Воронежской области от 21.02.2018 N 84 согласно которому ГЖИ внесла изменения в акт проверки от 14.07.2017 N 04-29/615, а также в предписание от 14.07.2017 N04-31/333 в части исключения слов "по состоянию на 01.11.2016", "в ред. от 28.07.2016" по всему тексту акта и предписания.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, что обжалуемое предписание является законным и обоснованным, а требование заявителя - не подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018 по делу N А14-14815/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.