г. Тула |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А62-7525/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., в отсутствии заявителя - акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549), ответчика - Смоленской таможни (г. Смоленск, ИНН 6729005713, ОГРН 1026701425849), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.03.2018 по делу N А62-7525/2017 (судья Ерохин А. М.),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможенный орган, ответчик) об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 982 598 руб. 86 коп., а также о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, в размере 272 174 руб. 89 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.03.2018 требования АО "Тандер" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Смоленская таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в части взыскания со Смоленской таможни процентов за просрочку возврата таможенных платежей в размере 272 174 руб. 89 коп. В обоснование жалобы таможня указывает на то, что АО "Тандер" пропущен срок подачи заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
АО "Тандер" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Поскольку в порядке апелляционного производства таможенным органом обжалована только часть решения суда, а АО "Тандер" не заявлено соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой ответчиком части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", и в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Как установлено материалами дела, общество обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Смоленской таможни от 15.10.2013 N 10113000/400/151013/Т0071 об отказе предоставления ЗАО "Тандер" льгот по уплате налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов в отношении ввезенного товара в связи с обнаружением фактов несоблюдения требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, принятого по результатам камеральной таможенной проверки по вопросу правомерности применения обществом ставки НДС 10 % в отношении готовых продуктов из домашних свиней, задекларированных по ДТ N 10113093/290813/0012325 (тов. N 1, 2, 3), N 10113093/100913/0012940 (тов. N 1, 2, 3), N 10113093/130913/0013090 (тов. N 1, 2, 3), N 10113093/230913/0013623 (тов. N 1, 2, 3).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.03.2015 по делу N А62-209/2014 решение Смоленской таможни по результатам камеральной таможенной проверки от 15.10.2013 N 10113000/400/151013/Т0071 признано недействительным, как противоречащее положениям статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушающее права и законные интересы общества. На таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
На основании указанного решения арбитражного суда общество обратилось в Смоленскую таможню с заявлением N ОТСиП-1782/17 от 12.05.2017 о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, исчисленных и списанных по требованию об уплате таможенных платежей от 30.10.2013 N 429, выданному в соответствии с решением Смоленской таможни по результатам камеральной таможенной проверки от 15.10.2013 N 10113000/400/151013/Т0071, в размере 982 598 руб. 86 коп. (по ДТ N 10113093/100913/0012940 - 216 678 руб. 50 коп., по ДТ N 10113093/130913/0013090 - 240 872 руб. 38 коп., по ДТ N 10113093/230913/0013623 - 224 342 руб. 19 коп., по ДТ N 10113093/290813/0012325 - 300 705 руб. 79 коп.), которые общество внесло в качестве авансовых платежей на счет Федерального казначейства платежным документом от 19.11.2013 N 350 на сумму 5 600 000 руб.
Смоленская таможня письмом от 18.05.2017 N 11-25/14374 отказала в возврате денежных средств по ДТ N 10113093/100913/0012940, ДТ N 10113093/130913/0013090, ДТ N 10113093/230913/0013623, ДТ N 10113093/290813/0012325 в связи с пропуском срока, установленного таможенным законодательством, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в спорный период) (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС определено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) предусмотрено, что при несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока возврата таможенных платежей в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Пропуск сокращенного срока, установленного частью 2 статьи 148 Закона N 11-ФЗ для обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года (пункт 32 Постановления N 18).
Согласно материалам рассматриваемого дела общая сумма излишне взысканных и не возвращенных заявителю таможенных платежей составляет 982 598 руб. 86 коп. Указанные денежные средства согласно правоприменительным разъяснениям, изложенным в пунктах 31, 32 Постановления N 18, подлежат возврату плательщику на основании статьи 147 Закона N 311-ФЗ в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Решением арбитражного суда по делу N А62-209/2014 на Смоленскую таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В день оглашения резолютивной части указанного судебного акта (19.03.2015) общество стало обладать объективной информацией о наличии у него права возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
В арбитражный суд с заявлением о возврате таможенных платежей заявитель обратился 05.09.2017 (согласно сведениям из бланка DHL Express), то есть с соблюдением трехгодичного срока.
На основании изложенного суд области пришел к выводу об обоснованности требования заявителя о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в размере 982 598 руб. 86 коп.
Согласно положениям части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2015), при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В соответствии с пунктом 33 Постановления N 18 выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Исходя из представленного обществом расчета сумма процентов за период с 05.09.2014 по 01.09.2017 составляет 272 174 руб. 89 коп. Расчет проверен судом области и обоснованно признан правильным.
Доводы таможни о злоупотреблении правом со стороны общества со ссылкой на то, что общество было уведомлено о необходимости обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей 08.07.2015, а обратилось с соответствующим заявлением только 12.05.2017, тогда как таможенный орган самостоятельно без заявления общества не наделен правом осуществить возврат, исходя из формулировки резолютивной части решения арбитражного суда по делу N А62-209/2014 и в силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, правомерно отклонен судом первой инстанции, так как начальная дата периода начисления процентов определена заявителем в пределах срока исковой давности, а не с момента взыскания спорных платежей, который выходит за рамки срока исковой давности, что не позволяет сделать вывод о злоупотреблении правом со стороны заявителя.
Отсутствие факта возврата излишне уплаченных таможенных платежей на момент рассмотрения арбитражным судом дела не исключает возможность удовлетворения арбитражным судом требования о взыскании процентов одновременно с удовлетворением требования о возврате таможенных платежей, на которые начислены проценты, что соответствует смыслу части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Кроме того, суд первой инстанции верно учел, что взыскиваемые проценты не зависят от своевременности возврата излишне уплаченных таможенных платежей и не представляют по своей юридической природе штрафную санкцию за просрочку исполнения обязательства, рассматриваемые проценты компенсируют потери субъекта предпринимательской деятельности, вызванные самим фактом неправомерного изъятия денежных средств.
Учитывая вышеизложенное, суд области пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований о возврате из федерального бюджета процентов за просрочку возврата таможенных платежей в размере 272 174 руб. 89 коп.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.03.2018 по делу N А62-7525/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7525/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2018 г. N Ф10-5207/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ТАНДЕР", ООО "Тандер"
Ответчик: Смоленская таможня