г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А56-99412/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лущаев С.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4929/2018) ГУ-УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2018 по делу N А56-99412/2017 (судья Терешенков А.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027800542440; ИНН 7801202570) (далее - УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институту физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук (ОГРН 1037800014823; ИНН 7801022898) (далее - ИФ РАН, заинтересованное лицо) о взыскании 23000 руб. штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме РСВ-1 за девять месяцев 2016 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 25.01.2018 суд удовлетворил заявленные требования, снизив размер штрафных санкций до 1000 руб.
Не согласившись с указанным решением, УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, снижение судом штрафных санкций до 10000 руб. противоречит принципам справедливости и соразмерности.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка данных, представленных Учреждением по форме СЗВ-М за июль 2016, отчет по форме РСВ-1 за девять месяцев 2016 года на 543 застрахованных лиц.
При проверке полноты и достоверности представленных сведений Управлением выявлено представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М - не указано 46 застрахованных лиц.
Управлением в связи с выявленными нарушениями был составлен акт от 02.02.2017 N 202S18170002206 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Возражений Учреждением по актам не представлено.
16.03.2017, рассмотрев материалы проверки, Пенсионный фонд принял решение от 02.05.2017 N 202S19170008565 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в общей сумме 23000 рублей по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Требованием от 28.04.2017 N 202S01170559625 Учреждению было предложено в добровольном порядке в срок до 26.05.2017 уплатить штраф.
Неисполнение Учреждением требования явилось основанием обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, счел возможным уменьшить размер штрафных санкций до 1000 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации отнесены к плательщикам страховых взносов. Частью 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" с 1 апреля 2016 года вводится для страхователей новая форма отчетности в ПФР.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N83п.
На основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
По результатам проверки представленных сведений Управлением выявлено нарушение - не представлены в первоначальных сведениях за июль 2016 года данные в отношении 46 застрахованных лиц.
15.02.2017 (за рамками отчетного периода) ИФ РАН представлены дополняющие формы на застрахованных лиц, которые не были представлены страхователем ранее, во время представления отчетности за организацию в целом за июль 2016 года и отражены по форме РСВ-1 за девять месяцев 2016.
В данном случае Страхователь не исправил (не уточнил) представленную отчетность, а вновь сдал сведения на других застрахованных лиц.
Таким образом, сведения о застрахованных лицах, указанных в СЗВ-М с типом формы "дополняющая" представлены заинтересованным лицом за пределом срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а первоначально представленные сведения являются неполными, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Устранение Страхователем ошибок в данном конкретном случае не может служить основанием непривлечения страхователя к ответственности, т.к. в соответствии со статьей 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, финансовые санкции при представлении страхователем отчетности в течение 5 дней не применяются в случаях представления уточненных, исправленных сведений (например, ошибки ФИО в первичной отчетности), а в данном случае - сведения на 46 застрахованных лиц являются вновь представленными.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2018 N Ф07-14037/2017 по делу N А21- 2999/2017.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных Управлением требований, и, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность заинтересованного лица, посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 1000 руб.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вышеуказанные выводы суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Учитывая вышеизложенное и, установив, что ИФ РАН является социально значимым учреждением, осуществляющим важную социальную функцию, финансирование заявителя, в основном, осуществляется за счет средств государственного бюджета, размер примененных штрафных санкций является существенным для заинтересованного лица, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным применить к правонарушителю смягчающие ответственность обстоятельства и снизить размер назначенного штрафа до суммы 1000 руб.
Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2018 по делу N А56-99412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.