г. Ессентуки |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А63-17498/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2018 по делу N А63-17498/2017 (судья Л.В. Быкодорова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПСК КО", г. Ставрополь, ОГРН 1022601972975, ИНН 2635037832,
к комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, г. Ставрополь,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
о признании недействительным приказа от 01.08.2017 N 535 "Об отказе в продлении срока действия лицензии", об обязании возвратить сумму государственной пошлины в размере 65 000 рублей, уплаченную на основании платежного поручения от 07.07.2017 N 594 при обращении в комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности
при участии в судебном заседании:
от комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию - Чубова И.В. (доверенность N 1 от 25.12.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "ПСК КО" - Петров А.Н. (доверенность от 15.01.2018)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПСК КО", г. Ставрополь, (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, г. Ставрополь, (далее - комитет, заинтересованное лицо), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, о признании недействительным приказа от 01.08.2017 N 535 "Об отказе в продлении срока действия лицензии", об обязании возвратить сумму государственной пошлины в размере 65 000 рублей, уплаченную на основании платежного поручения от 07.07.2017 N 594 при обращении в комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности.
Решением от 22.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе комитет просит решение суда от 22.01.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве общество просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда от 22.01.2018 без изменения.
До начала судебного заседания от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 12 по Ставропольскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда от 22.01.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.07.2017 общество обратилось в комитет с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18, подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество платежным поручением от 07.07.2017 N 594 уплатило государственную пошлину за продление срока действия лицензии в размере 65 000 рублей.
На основании заявления общества комитетом вынесено распоряжение от 18.07.2017 N 514 п/э о проведении внеплановой документарной проверки.
В ходе проверки установлено, что согласно сведениям, представленным налоговым органом в форме электронного документа, полученного с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по межведомственному запросу комитета, общество имеет на первое число месяца и не погашенному на дату поступления заявления в комитет задолженность по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
По указанным основаниям приказом комитета от 01.08.2017 N 535 "Об отказе в продлении срока действия лицензии" обществу отказано в продлении срока действия лицензии со ссылкой на подпункт 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ является основанием для отказа в продлении срока действия лицензии.
Общество, не согласившись с указанным приказом, обратилось в арбитражный суд с данными требованиями.
Согласно положениям Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), розничная продажа алкогольной продукции осуществляется на основании лицензии.
Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 19 Закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 этого же закона одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@, согласно пункту 2 приложения N 2 которого справка формируется на дату, указанную в запросе заявителя.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23.05.2013 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Встреча" указал на право соискателя лицензии во избежание негативных последствий отказа в возврате государственной пошлины за предоставление лицензии самостоятельно, до подачи в лицензирующий орган необходимых документов оценить соответствие отраженных в них данных требованиям, предъявляемым к розничной продаже алкогольной продукции.
В целях реализации прав, изложенных в постановлении КС РФ N 11-П, общество до обращения с заявлением в комитет обратилось в Межрайонную ИФНС России N 12 по СК с заявлением, в котором просило указать имеется ли у общества задолженность по налогам.
Из материалов дела следует, что обществу отказано в продлении лицензии в связи с тем, что на дату обращения в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии, то есть по состоянию на 18.07.2017, согласно информации Федеральной налоговой службы, полученной комитетом в рамках межведомственного электронного взаимодействия, у общества имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Однако судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что фактически, по состоянию на дату обращения в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока лицензии (18.07.2017) у общества такая задолженность отсутствовала, поскольку налоговым органом предоставлена недостоверная информация о наличии у общества задолженности.
05 июля 2017 года Межрайонная ИФНС России N 12 по Ставропольскому краю выдала справку о состоянии расчетов по налогам и сборам N 211972 (форма КНД 1160080), согласно которой у общества не имеется задолженности.
В соответствии с платежным поручением от 07.07.2017 N 590 общество уплатило указанную задолженность, в связи с чем по смыслу пункта 2 статьи 45 НК РФ данная задолженность считается оплаченной, а обязанность по уплате налога выполненной в полном объеме.
14 июля 2017 года налоговая инспекция выдала обществу справку N 51468 об исполнении обязанности об уплате налогов.
Таким образом, информация, содержащаяся в ответе Федеральной налоговой службы на запрос о предоставлении сведений, полученная комитетом в рамках межведомственного электронного взаимодействия, о наличии у общества задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, по состоянию на 18.07.2017, не соответствовала действительности и фактическому состоянию расчетов общества с бюджетом.
Примененный в данном деле правовой подход соответствует сложившейся в Российской Федерации судебной практике (постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2016 N 304-КГ16-6449).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заинтересованного лица о том, что при принятии решения об отказе в продлении срока действия лицензии комитет действовал в соответствии с требованиями законодательства со ссылкой на то, что факт недостоверной информации о наличии у заявителя задолженности по налогам и сборам возник в связи с действиями налогового органа, у комитета не было возможности проверить наличие задолженности, поскольку предоставление налоговой службой информации о наличии задолженности связано с техническими проблемами. Периодичность обновления налоговым органом информации о наличии или отсутствии задолженности налогоплательщика перед бюджетами всех уровней Российской Федерации, а также порядок взаимодействия лицензирующего и налогового органов не должны являться препятствием для реализации права заявителя на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
По смыслу статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, положений постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 для признания ненормативных правовых актов недействительными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый приказ комитета не соответствует Закону N 171-ФЗ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя в реализации права на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах данный приказ является недействительным.
Заявитель обратился в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов с целью восстановления этих прав и интересов. Реализация этого права возможна в случае, если оспариваемыми действиями нарушены его права и охраняемые законом интересы и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом установлено, что в настоящее время обществом повторно подано заявление, повторно уплачена государственная пошлина и комитетом выдана лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Соответственно, восстановление нарушенного права общества способом обязания комитет устранить допущенные нарушения путем выдачи лицензии не приведет к восстановлению нарушенного права.
В соответствии с платежным поручением от 07.07.2017 N 594 заявителем уплачена государственная пошлина за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 65 000 рублей.
В то же время отказ в выдаче лицензии в качестве основания для возврата государственной пошлины ни Законом N 171-ФЗ, ни статьей 333.40 НК РФ не предусмотрен. Комитет уплаченную государственную пошлину обществу не возвратил.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции требования общества правомерно удовлетворены в полном объеме.
Доводы комитета, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2018 по делу N А63-17498/2017.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2018 по делу N А63-17498/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17498/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2018 г. N Ф08-4710/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ПСК КО"
Ответчик: КОМИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
Третье лицо: МРИ ФНС 12 по Ставропольскому краю