г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А56-100477/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Дмитриева И.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7484/2018) ООО "Гарант-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2018 по делу N А56-100477/2017 (судья Орлова Е.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ООО "Гарант-Сервис"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская 12/литера А, ОГРН: 1027810310274) (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис"" (место нахождения: 196641, п. Металлострой, Санкт-Петербург, ул. Школьная 12/А/4Н, ОГРН: 1057811788000) (далее ответчик) о взыскании задолженности по оплате расходов истца на установку ОДПУ (ИТП N 2) в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Южная д.15, в части оплаты за собственников жилых помещений за период ноябрь 2014 г. - ноябрь 2017 г. включительно в размере 200 511 руб. 41 коп.; задолженность по оплате расходов истца на установку ОДПУ (ИТП N 2) в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Южная д.15, в части оплаты за собственников нежилых помещений в размере 58 841 руб. 63 коп.; задолженность по оплате расходов истца на установку ОДПУ (ИТП N 1) в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Южная д.15, в части оплаты за собственников жилых помещений за период май 2015 г. - ноябрь 2017 г. включительно в размере 176 315 руб. 53 коп.; задолженность по оплате расходов Истца на установку ОДПУ (ИТП N 1) в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Южная д.15, в части оплаты за собственников нежилых помещений в размере 62 089 руб. 39 коп., и 12 955 руб. возмещения расходов по госпошлине.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.02.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным определением суда, ответчик обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, а на основании части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов; установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта), а до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; при этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Также согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии; а в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов), до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок; при этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета; в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания, а граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В данном случае, поскольку собственники МКД в установленные Законом N 261-ФЗ сроки не обеспечили оснащение спорных МКД УУТЭ, истец сам выполнил такое оснащение.
При этом, согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; а в соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям, при том, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
В данном случае, вопреки доводам подателя жалобы, нормы материального права применены судом верно.
Именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета, и указанная правовая позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2015.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 310-ЭС15-7676, судебная коллегия указала, что управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового счетчика. В вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета управляющая компания опосредует отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений. Именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Таким образом, предъявленная ко взысканию сумма правомерно взыскана с ответчика.
Как следует из материалов дела, к исковому заявлению о взыскании задолженности по возмещению затрат на установку ОДПУ в качестве обоснования цены иска были приложены справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), расчет размера платы за установку ОПУ, в которых указаны размер затрат на установку ОДПУ.
Ссылка Ответчика на то, что суммы в документах противоречивы, является необоснованной и несостоятельной по причине того, что, сумма принятых работ, указанная в справке о стоимости выполненных работ и затрат (справка N КС-3) в штампе "принято в части п. 1,2 на общую сумму, в том числе НДС", полностью совпадает с суммами, указанные в акте о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и актах сдачи-приема проектной документации.
Довод Ответчика на то, что в многоквартирных домах проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели, которые оплачивают коммунальные платежи в РЖА, является несостоятельной по причине того, что согласно законодательству, именно собственники помещений обязаны оплатить эти расходы. ООО "Гарант-Сервис" является лицом, специально нанятым собственниками для решения вопросов управления многоквартирным домом и ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома. Вопрос начисления суммы возмещения затрат на установку ОДПУ относится напрямую к Ответчику. Оплата коммунальных платежей нанимателей в РЖА не относится к предмету настоящего спора.
Ответчик также указывает, что УУТЭ ему по акту не передавался, однако в материалы дела представлены акты приемки работ по установке УУТЭ, подписанные Ответчиком без каких-либо разногласий, замечаний.
В своей апелляционной жалобе Ответчик указывает, что площадь дома в расчете указана неверно. Однако каких-либо доказательств размера площади МКД, который указывает он, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, в материалы дела Ответчик не представил.
Ответчик полагает, что рассрочка 5 лет должна исчисляться с момента, когда Ответчик узнал размер затрат на установку ОДПУ.
В силу части 12 статьи 13 Законом N 261-ФЗ, в случае если объекты, в том числе многоквартирные дома, в нарушение требований частей 3-6.1 статьи 13 Законом N 261-ФЗ не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования таких объектов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов ОДПУ, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Частью 12 статьи 13 Законом N 261-ФЗ также предусмотрено, что лица, не исполнившие в установленный срок обязанностей по оснащению домов ОДПУ в установленный срок, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке ОДПУ, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку ОДПУ при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Соответственно, вышеуказанными положениями Законом N 261-ФЗ установлен порядок оплаты, а также конкретный срок исполнения обязанности по возмещению расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией в связи с установкой ОДПУ, который начинает исчисляться согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ N 261 именно с момента установки ОДПУ, а не с момента, когда Ответчик узнал размер затрат на установку ОДПУ.
Момент установки ОДПУ является дата составления акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Дата подписания вышеуказанных актов не является датой установки ОДПУ, что также подтверждается тем, что дата акта формы N КС-2 является датой окончания отчетного периода (окончания работ по установке ОДПУ). Даты отчетного периода указаны на первой странице акта формы N КС-2.
Довод подателя жалобы о несоблюдении Истцом досудебного претензионного порядка урегулирования настоящего спора признан апелляционным судом несостоятельным и противоречащим материалам дела.
Как видно из материалов дела 16.08.2017 Ответчику была нарочно направлена претензия N 58-24/30493 от 16.08.2017 г. Данная претензия была получена Ответчиком и зарегистрирована за N 581 от 16.08.2017 г., что подтверждается отметкой о вручении на самой претензии.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности также подлежит отклонению.
Как видно из материалов дела, Истцом заявлены требования о взыскании задолженности по возмещению затрат на установку ОДПУ за период ноябрь 2014-ноябрь 2017 года включительно. Исковое заявление было подано 28.11.2017 г., что подтверждается отметкой о принятии на исковом заявлении.
Учитывая, что за ноябрь 2014 года Ответчик должен был внести плату до 01.12.2014, исковое заявление подано в пределах сроков исковой давности.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2018 по делу N А56-100477/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100477/2017
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "Гарант-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7484/18