г. Челябинск |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А07-22448/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Скобелкина А.П. и Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2018 по делу N А07-22448/2017 (судья Давлеткулова Г.А.)
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 20.10.2017),
Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2018)
20.07.2017 открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - административный орган, Комитет) о признании незаконным предписания N ЦО-17-093-007 от 05.05.2017.
15.12.2016 в доме N 1 по улице Ферина города Уфы работниками заявителя проводилась проверка достоверности передачи показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ, счетчики), находящихся в квартирах жильцов, при проверке в квартире N 5 был обнаружен магнит установленный на ИПУ горячей и холодной воды, т.е. совершены действия направленные на искажение показаний приборов, о чем составлен акт.
Владельцу квартиры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Постановление N 354) произведен перерасчет платежей за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено не санкционированное подключение.
Административный орган в связи жалобой собственника квартиры провел проверку, считая действия заявителя незаконными, вынес оспариваемое предписание о проведении "обратного" перерасчета оплаты.
Предписание является незаконным, его текст содержит непонятные формулировки, которые лишают документ смысла, незаконным является п.3, где указано, что заявитель должен сообщить об исполнении предписания (т.1 л.д. 3-6).
Ответчик возражал против заявленных требований, указывал на законность своих действий и исполнимость выданного предписания (т.1 л.д. 46-48).
Решением арбитражного суда от 23.01.2018 требования общества удовлетворены, предписание признано незаконным.
В соответствии с п. 62 Правил N 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждено совершение собственником квартиры нарушения - установку магнита на счетчик холодной воды, что искажает показания прибора.
Суд не видит оснований не доверять пояснениям работников управляющей организации, в связи с этим начисление оплаты произведено на законных основаниях, а требования предписания не соответствуют действующему законодательства (т.1 л.д. 73-78).
13.03.2018 от административного органа поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Ошибочным является вывод суда об отсутствии нарушений при проведении проверки приборов учета.
Владелец квартиры не был предупрежден о проведении проверки, извещение об этом ему не направлялось.
Акт проверки составлен с нарушениями - в нем отсутствует подпись ведущего инженера, указанного в акте и принимавшего участие в проверке, вместо него подписался контролер Кагарманова П.И., отсутствует отметка жильца квартиры об отказе от подписи и получения акта.
Не указано, каким образом магнит повлиял на показания прибора учета, не отражено наличие или отсутствие контрольных пломб.
Нет информации об изъятии магнита, месте его прикрепления, не направлено уведомление об устранении не санкционированного подключения (т.1 л.д. 82-83).
Общество возражает против жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным актом, законность своих действий при проведении проверки.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующее.
ОАО "УЖХ Калининского района" зарегистрировано в качестве юридического лица, свидетельством от 18.12.2008 (т.1 л.д. 12), является управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, ул. Ферина 1.
Работниками общества проведена проверка показаний приборов учета - в квартире N 5 при осмотре счетчика на приборе учета обнаружен магнит (т.1 л.д. 16). По результатам проверки инженером Кагармановой Г.М. и контролером Черновым составлен акт показаний обхода ИПУ, где указано, что квартире 5 на счетчике холодной воды обнаружен магнит (т.1 л.д. 16).
16.12.2016 общество направило в муниципальное унитарное предприятие Единый расчетный - кассовый центр городского округа город Уфа предложение о начислении нарушителю платежей за предшествующие 6 месяцев (т.1 л.д. 17).
03.04.2017 житель квартиры обратился с жалобой в Прокуратуру Калининского района г. Уфа о незаконном начислении платежей, установку магнита в ИПУ он отрицает, о составлении акта о нарушении ему известно не было (т.1 л.д. 18). Жалобы направлена в Комитет для дальнейшей проверки.
14.07.2017 издано распоряжение N 1096 о проведении внеплановой проверки (т.1 л.д. 19), составлен акт N 17-1096-053 от 05.05.2017, где сделан вывод, что нарушение жильцом правил учета не было должным образом отражено в материалах проверки (т.1 л.д. 24-25).
05.05.2017 обществу выдано предписание N ЦО-17-093-007, где указано "Устранить нарушение. Привести текущее начисление размера платы по лицевому счету квартиры N5 по коммунальной услуге ХВС рассчитанного исходя из норматива потребление коммунального ресурса, в соответствие с п. 59 Правил N354, т.е. определенного по показаниям индивидуального прибора учета ХВС с января 2017 г., до полного устранения нарушения путем отражения отрицательного числа в платежном документе;
Произвести перерасчет доначисленной платы в платежном документе за июнь 2017 г. на общую сумму 7345,28 рублей, в том числе по коммунальной услуге ХВС 4280,57 руб., отведение сточных вод 3064,71 рубль путем отражения отрицательного числа в платежном документе; представить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору" (т.1 л.д. 10).
По мнению подателя апелляционной жалобы - Комитета суд первой инстанции неверно применил нормы права, сделав вывод о соблюдении обществом процедуры проведения проверки.
Суд первой инстанции признал предписание незаконным, невозможным к исполнению ввиду неясности подлежащих выполнению действий.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно "Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 г. N 616 Комитет осуществляет государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Необходимость соответствия предписания перечисленным требованиям обусловлена предусмотренной административным законодательством ответственностью за неисполнение предписания.
В соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Суд первой инстанции по результатам допросов работников Управления установил, что, после того как проверяющие постучали в дверь квартиры в целях проверки прибора учета, собственник квартиры попросил их подождать 5 минут, чтобы увести собак, находящихся в квартире, затем он открыл дверь, однако собак он так и не убрал, после чего на кухне они увидели магнит только на приборе холодной воды. Изъятие в ходе проверки прибора учета магнита подтвержден свидетельскими показаниями Кагармановой Г.М., Фахретдиновой Ю.С., а также не отрицался лицом, находившимся в квартире. Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда первой инстанции не имелось.
Суд пришел к выводу о наличии магнита на приборе учета 15.12.2016 года что, является несанкционированным вмешательством в работу индивидуального прибора учета и влечет негативные последствия, предусмотренных законодательством, в том числе, по начислению платежей. Эти выводы должны быть подкреплены доказательствами, собранными в установленном порядке.
Постановлением N 354 регламентирован порядок проведения проверки.
При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении до начисленной платы за коммунальные услуги. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
По п. 85 исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
Исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;
Указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок, они подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
Эти положения были нарушены - собственник квартиры о проведении проверки предварительно не уведомлялся, в акте проверки не указаны вышеизложенные обстоятельства, документ подписан одним из двух представителей, проводивших проверку, нет доказательств принятия мер по вручению собственнику квартиры акта проверки и отказа от его получения.
Отсутствуют доказательства изъятия магнита, описания места его обнаружения, возможности влияния на показания приборов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что собственник квартиры наличие магнита, установленного на приборе учета, отрицает, свидетельские показания работников общества, проводивших проверку, об искажении показаний счетчика, являются недостаточными для выводов о наличии такого вмешательства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности действий Комитета, установившего нарушение положений Постановления N 354 работниками общества при проведении проверки и вынесении предписания о восстановлении размера оплаты путем "отражения отрицательного числа в платежном документе". Предписание содержит понятные требования и может быть исполнено.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, в связи с чем, судебное решение следует отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2018 по делу N А07-22448/2017 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Е. В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.