г. Красноярск |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А33-20565/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от истца (Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края): Чупраковой Ю.Н., представителя по доверенности от 16.08.2017 N 76-0583,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Илькив Любови Борисовны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" октября 2017 года по делу N А33-20565/2017, принятое судьёй Путинцевой Е.И.,
установил:
Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (ИНН 2460083514, ОГРН 1072460002867, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Илькив Любови Борисовне (ОГРНИП 310246931600029, ИНН 840100142197, далее - ответчик) о взыскании предоставленной субсидии в размере 6 428 562 рублей 98 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "25" октября 2017 года исковые требования удовлетворены, с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любови Борисовны в пользу Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края взыскано 6 428 562 рубля 98 копеек субсидии, в том числе 3 202 742 рубля 98 копеек, предоставленной за счет средств федерального бюджета, 3 225 820 рублей, предоставленной за счет средств краевого бюджета.
С индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любови Борисовны в доход федерального бюджета взыскано 55 143 рубля государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) глава крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любовь Борисовна ссылается на что, в суде первой инстанции не участвовала, так как копию искового заявления и определение арбитражного суда о назначении судебного заседания не получала, поскольку в период с 24.08.2017 года по 06.09.2017 находилась на стационарном лечении в городе Красноярске. В связи с возникшими осложнениями здоровья, а именно с полным отсутствием зрения в указанный период, не имела возможности получать заказную корреспонденцию из суда и от истца, а также не могла ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети интернет. Кроме того в апелляционной жалобе заявитель указывает о своевременности сдачи отчетов о состоянии оленеводства.
Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 апелляционная жалоба ИП Илькив Л.Б. принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 19.01.2018. Определение изготовлено в форме электронного документа, подписано судьей усиленной квалифицированной электронной подписью и размещено в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделе "Картотека арбитражных дел" 13.12.2017. На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывались на 15.02.2018, 28.02.2018, 16.04.2018.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 16.04.2018 председательствующим объявлено, что к дополнениям к апелляционной жалобе приложены: копия отчета за 31.12.2016 - 01.01.2017 (имеется в материалах дела), копия сведений о состоянии оленеводства на 01.01.2017, копия информации о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2016 год, копия информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2016 год, копия письма от 21.12.2017 N НС-26-05/10805-ДР, копия описи.
Представитель истца возразил относительно возможности приобщения указанных дополнительных доказательств к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил, что указанные документы приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку отсутствует ходатайство о их приобщении.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любовью Борисовной (товаропроизводитель) были заключены соглашения о предоставлении государственной поддержки в виде субсидии: от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13.
Пунктом 1.1 соглашений от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13 предусмотрено, что они определяет порядок взаимодействия сторон по предоставлению государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в виде субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей за счет средств федерального бюджета (далее - государственная поддержка), осуществляемого в рамках оказания государственной поддержки сельскохозяйственному товаропроизводителю в соответствии со статьей 4.1 Закона Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае" (далее - Закона Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868).
Пунктом 1.2 соглашения от 24.03.2016 N 31 предусмотрено, что Агентство осуществляет предоставление государственной поддержки за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе форм и сроков предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Красноярского края по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п, Порядок), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Сельскохозяйственного товаропроизводителя индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любови Борисовны в размере 3 225 820 рублей.
Пунктом 1.2 соглашения от 28.03.2016 N 13 предусмотрено, что Агентство осуществляет предоставление государственной поддержки за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе форм и сроков предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Красноярского края по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - Постановление Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п, Порядок), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Сельскохозяйственного товаропроизводителя индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любови Борисовны в размере 2 440 332 рублей 83 копеек.
Дополнительным соглашением от 06.06.2016 к соглашению от 28.03.2016 N 13 размер субсидии увеличен до 3 202 742 рублей 98 копеек.
Пунктами 2.2.1-2.2.6 соглашений от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13 предусмотрено, что в целях реализации настоящего соглашения сельскохозяйственный товаропроизводитель обязуется:
2.2.1. Представлять в Агентство через исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов края, уполномоченные в соответствии с Законом Красноярского края от 27.12.2005 N 17-4397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства" осуществлять переданные: государственные полномочия (далее - органы местного самоуправления), заявление и документы для предоставления государственной поддержки по формам и в сроки, утвержденные Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-и и настоящим соглашением.
2.2.2. Представлять в Агентство производственно-финансовый план развития (текущий и среднесрочный) ежегодно до 1 января очередного года.
2.2.3. Представлять в Агентство через органы местного самоуправления квартальную и годовую (для индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства годовую) бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и 15 февраля очередного года, соответственно (на бумажном носителе и в электронном виде).
2.2.4. Представлять в Агентство информацию о следующих финансово-экономических показателях деятельности: о структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции по всем ее видам - ежегодно не позднее 15 февраля очередного года; об объеме валовой продукции в действующих ценах отчетного года - ежегодно не позднее 15 февраля очередного года;
о просроченной задолженности по заработной плате - в течение месяца с момента ее образования;
о поголовье сельскохозяйственных животных, об объеме произведенной и отгруженной сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в натуральном и стоимостном выражении по основным видам продукции и каналам реализации - ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
2.2.6. Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Агентство сведения о состоянии оленеводства по форме согласно приложению N 3 к Порядку (на бумажном носителе и в электронном виде).
Пунктом 2.2.9 соглашений от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13 предусмотрено, что сельскохозяйственный товаропроизводитель обязуется в 10-дневный срок с момента получения уведомления, указанного в пункте 3.4 настоящего соглашения, произвести возврат в доход краевого бюджета ранее полученных средств государственной поддержки, указанных в уведомлении, в полном объеме.
Пунктом 3.4 соглашений от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13 установлено, что в случае установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении государственной поддержки, а также в случае установления факта представления Сельскохозяйственным товаропроизводителем недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения государственной поддержки, Агентство направляет письменное уведомление Сельскохозяйственному товаропроизводителю о возврате перечисленных сумм государственной поддержки в доход краевого бюджета (далее - уведомление).
Перечисление сумм субсидий подтверждается копиями платежных поручений от 01.04.2016 N 266910 на сумму 3 225 820 рублей, 12.04.2016 N 877269 на сумму 2 440 332 рубля 83 копейки, 14.06.2016 N 384880 на сумму 762 410 рублей 15 копеек.
В связи с систематическим не предоставлением информации о финансово-экономических показателях деятельности, а также сведений о состоянии оленеводства ответчику было направлено письмо о возврате субсидии от 22.08.2016 N 76-0390 с требованием перечислить денежные средства, предоставленные в качестве субсидии на наращивание поголовья северных оленей в течение 10 дней.
Денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, ответчиком не были возвращены.
В связи с не возвратом субсидии, непредставлением отчетности, Агентство обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с ИП Илькив Л.Б. предоставленных субсидий.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В рассматриваемом споре таким нормативным правовым актом является Закон Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868) и постановление Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе форм и сроков предоставления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий и признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Красноярского края по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - Порядок предоставления субсидий от 30.03.2015 N 120-п).
Статьей 4.1 Закона Красноярского края от 11.12.2012 N 3-868 предусмотрено, что средства на компенсацию части затрат на содержание или на наращивание поголовья северных оленей предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, по ставкам на одну голову в следующих формах: а) субсидии на компенсацию части затрат на содержание поголовья северных оленей; б) субсидии на компенсацию части затрат на наращивание поголовья северных оленей (пункт 1).
Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются при условии заключения и исполнения соглашения о предоставлении государственной поддержки с органом исполнительной власти края в сфере развития северных территорий и поддержки малочисленных народов (пункт 5).
Порядок предоставления субсидий, установленных пунктом 1 настоящей статьи, в том числе формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для получения субсидий, ставка субсидирования на одну голову северного оленя, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков неиспользованной субсидии; положение об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, устанавливаются Правительством края (пункт 9).
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 N 120-п утвержден порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или на наращивание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий, ставку субсидирования на одну голову северного оленя, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков неиспользованной субсидии согласно приложению.
Пунктом 1.1 Порядка предоставлении субсидий от 30.03.2015 N 120-п предусмотрено, что Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или на наращивание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для получения субсидий, ставка субсидирования на одну голову северного оленя, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков неиспользованной субсидии регулирует:
процедуру предоставления субсидии на компенсацию части затрат на содержание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей (далее в настоящем разделе - субсидия 1);
процедуру предоставления субсидии на компенсацию части затрат на наращивание поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей (далее в настоящем разделе - субсидия 2).
Согласно пункту 4.2 Порядка предоставлении субсидий от 30.03.2015 N 120-п в случае установления факта несоблюдения товаропроизводителями 1, 2 целей, условий и порядка предоставления субсидии 1, 2, в том числе несоблюдения положений соглашения о предоставлении субсидии 1, 2, и (или) установления факта представления товаропроизводителями 1, 2 недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных ими для получения субсидии 1, 2, агентство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанного факта (фактов) направляет товаропроизводителю 1, 2 почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о возврате перечисленных сумм субсидии 1, 2 в доход краевого бюджета (далее - уведомление).
В уведомлении должна содержаться информация об основаниях для возврата средств субсидии 1, 2, сумме, подлежащей возврату, сроках возврата, лицевом счете агентства, коде бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат.
Согласно пункту 4.3 Порядка предоставлении субсидий от 30.03.2015 N 120-п товаропроизводители 1, 2 в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления обязаны произвести возврат в доход краевого бюджета ранее полученных сумм субсидии 1, 2, указанных в уведомлении, в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, о доказанности факта систематических нарушений ИП Илькив Л.Б. обязанности по предоставлению отчетности, то есть условий соглашений, в связи, с чем выплаченные субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей в размере 6 428 562 рублей 98 копеек подлежат возврату Агентству по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что истцом доказано нарушение ответчиком срока и порядка представления ИП Илькив Л.Б. информации о финансово-экономических показателях деятельности, а также сведений о состоянии оленеводства (соответствующая отчетность предоставлена с нарушением сроков и не в полном объеме) в силу следующего.
Пунктами 2.2.1-2.2.6 соглашений от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13, к условиям предоставления субсидий относится обязанность получателя субсидии предоставлять в агентство:
- производственно-финансовый план развития (текущий и среднесрочный) ежегодно до 1 января очередного года;
- квартальную и годовую (для индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства годовую) бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и 15 февраля очередного года, соответственно (на бумажном носителе и в электронном виде);
- информацию о следующих финансово-экономических показателях деятельности: о структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции по всем ее видам - ежегодно не позднее 15 февраля очередного года; об объеме валовой продукции в действующих ценах отчетного года - ежегодно не позднее 15 февраля очередного года:
о просроченной задолженности по заработной плате - в течение месяца с момента ее образования;
о поголовье сельскохозяйственных животных, об объеме произведенной и отгруженной сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в натуральном и стоимостном выражении по основным видам продукции и каналам реализации - ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
- ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Агентство сведения о состоянии оленеводства по форме согласно приложению N 3 к Порядку (на бумажном носителе и в электронном виде).
В письме от 27.05.2016 N 76-0256 адресованное ответчику, Агентство указало, что по условиям соглашений ИП Илькив Л.Б. обязана предоставлять следующую отчетность:
- ежемесячно в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем - о поголовье сельскохозяйственных животных, об объеме произведенной и отгруженной сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в натуральном и стоимостном выражении по основным видам продукции и каналам реализации;
- ежеквартально в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о состоянии оленеводства по форме согласно приложению N 3 к Порядку.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в 2016 году глава КФХ Илькив Л.Б. нарушила следующие условия соглашений от 24.03.2016 N 31, 28.03.2016 N 13 по предоставлению отчетности:
- план развития на 2017 год по состоянию до 01.01.2017 не представлен;
- бухгалтерский отчет за 2016 год на бумажном носители и в электронном виде не поступил;
- Форма N П-1 и Форма N П-1 (СХ) были предоставлены с нарушением сроков (в бумажном виде): за период январь-сентябрь 2016 года поступили 20.10.2016; за период октябрь-декабрь 2016 года поступили 10.01.2017. При этом в Форме N П-1 за декабрь отсутствует раздел 1 "Движение сельскохозяйственной продукции", в Форме П-1 за декабрь указана отгрузка товара на сумму 1200 тыс. рублей.
- сведения о состоянии оленеводства и план развития поступили в бумажном виде 24.01.2017.
Таким образом, ответчиком нарушены вышеуказанные условия предоставления субсидии.
В материалы дела представлено письмо Агентства от 22.08.2016 N 76-0390 (л.д.20-21) в адрес индивидуального предпринимателя Илькив Л.Б. о возврате сумм субсидий в краевой бюджет, перечисленных на компенсацию части затрат на наращивание поголовья оленей, так как не соблюдаются условия, установленные при предоставлении субсидий, а именно, за период с марта 2016 года по состоянию на текущую дату не представлено ни одного отчета. Письмо от 22.08.2016 N 76-0390 направлено в адрес ответчика посредством почтовой связи, прибыло в место вручения и возвращено отправителю
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая фактические обстоятельства дела, судом первой инстанции требование истца о взыскании уплаченной субсидии в размере 6 428 562 рублей 98 копеек правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с доводами Илькив Л.Б. о том, что ей не было известно о наличии в производстве арбитражного суда настоящего дела, поскольку исковое заявление от истца она не получала; определение арбитражного суда от 23.08.2017 о принятии искового заявления и назначении предварительного судебного заседания не могло быть ей получено ввиду того, что в период в период с 24.08.2017 года по 06.09.2017 находилась на стационарном лечении в городе Красноярске; о времени и месте судебного заседания, на котором принято решение, индивидуальный предприниматель извещен не был, суд апелляционной инстанции исследовал материалы дела и пришел к следующим выводам.
При подаче настоящего искового заявления Агентством по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края приложило копию квитанцию почтового отделения связи от 17.08.2017 о направлении в адрес индивидуального предпринимателя Илькив Л.Б. заказным письмом N 66000913561663 копии данного заявления.
В судебном заседании апелляционной инстанции 19.01.2018 представителем истца также в доказательство направления индивидуальному предпринимателю искового заявления представлено почтовое уведомление N 66000913561663, согласно которому корреспонденция направлена главе крестьянского (фермерского) хозяйства Илькив Любови Борисовне по адресу: п.Тухара ул.Абрикосовая д. 19 кв. 7, получено адресатом 09.09.2017.
В рамках исследования вопроса о получении указанного заказного письма судом апелляционной инстанции 19.01.2018 направлен запрос в городское отделение почтовой связи "Дудинка" о предоставлении информации о лице, получившем копию искового заявления направленного заказным письмом N 66000913561663.
Согласно ответу органа связи 28.02.2018 N 8.2.26.1.6-16/262 вышеуказанное отправление поступило в отделение почтовой связи "Дудинка" 31.08.2017 на имя Илькив Любовь Борисовны, вручено лично адресату 09.09.2017.
Определением от 23.08.2017 Арбитражный суд Красноярского края принял исковое заявление Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края к производству и назначил предварительное судебное заседание на 18.09.2017. Указанное определение 24.08.2017 направлено по адресу ответчика: по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и адресной справки (л.д.23) заказным письмом N 66004983206486 с уведомлением, на конверте имелась пометка суда "Судебное".
Как следует из материалов дела, ответчик уведомлялся судом первой инстанции о судебном процессе по юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и адресной справки (л.д.23) (г.Дудинка ул.Ленина д.16 кв.7) (л.д.5).
Приказом федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 17.05.2012 N 114-П утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в силу пунктов 20.15 и 20.17 которого при неявке адресатов за регистрируемыми почтовыми отправлениями разряда "Судебное" в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Почтовые отправления разряда "Судебное" хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней со дня их поступления в отделение почтовой связи.
Между тем фактически письмо не получено адресатом, возвращено в суд с отметкой "Истек срок хранения". На конверте имеется отметка органа почтовой связи об извещении и вторичном извещении адресата.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя (абзац 2 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что на лице, направившем сообщение, лежит бремя доказывания факта направления (осуществления) юридически значимого сообщения и его доставки, а риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Так, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи, с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этих условиях с учетом правил пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции имелись основания признать индивидуального предпринимателя извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания (18.09.2017).
Кроме того, учитывая, что ответчик исковое заявление получил, следовательно, мог предпринять меры для представления своей правовой позиции по делу и оспаривать иск, чего не производилось со стороны ответчика. Доводы ответчика о наличии объективных препятствия для подготовки к делу и направления отзыва на иск с документами, обосновывающими возражения относительно требований истца, не подтверждаются по материалам дела.
Ответчик как лицо, участвующее в деле, обладал правом, предоставленным частью 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что добросовестно пользуясь процессуальными правами, ответчик имел реальную возможность заблаговременно направить в суд отзыв и документы в обоснование своих возражений.
Между тем ответчик не воспользовался предоставленным ему правом на ознакомление с материалами дела, в связи с чем, в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что о судебном процессе ответчик не знал, является необоснованной.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от "25" октября 2017 года по делу N А33-20565/2017 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" октября 2017 года по делу N А33-20565/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20565/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2018 г. N Ф02-2920/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ПОДДЕРЖКЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ИЛЬКИВ ЛЮБОВЬ БОРИСОВНА
Третье лицо: Почтовое отделение "ДУДИНКА", ФГУП Почтовое отделение "Дудинка" через "Почта России"