город Омск |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А46-21554/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аристовой Е. В.,
судей Веревкина А. В., Еникеевой Л. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Набиевым М. З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2256/2018) общества с ограниченной ответственностью "Смакдог`С" на решение от 31.01.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21554/2017 (судья Яркова С. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смакдог`С" (ИНН 5501201412, ОГРН 1075543003810) к Администрации Кировского административного округа города Омска (ИНН 5507010862, ОГРН 1025501396360), при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, о признании незаконными решения и действия,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Смакдог`С" Новоселова А. В. (по доверенности б/н от 15.11.2017 сроком действия до 31.05.2018),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Смакдог`С" (далее - ООО "Смакдог`С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными решения и действий Администрации Кировского административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) об определении принадлежащего заявителю павильона площадью 18 кв. метров, установленного по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, остановка общественного транспорта "Дмитриева" в Кировском административном округе города Омска, самовольно размещённым объектом, и о его выносе в срок до 12.11.2017 (распоряжение Администрации Кировского административного округа города Омска от 24.10.2017 N 1212 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества").
До принятия решения по существу рассматриваемого заявления общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконными решение и действия Администрации об определении принадлежащего заявителю павильона, площадью 18 кв. метров, установленного по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, остановка общественного транспорта "Дмитриева", в Кировском административном округе города Омска, самовольно размещённым объектом, и о его выносе в срок до 12.11.2017 (распоряжение администрации Кировского административного округа города Омска от 24.10.2017 N 1212 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества") и в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Администрацию Кировского административного округа города Омска в течение 30 дней с момента принятия судебного акта по настоящему делу заключить с заявителем договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) сроком на пять лет на территории Кировского административного округа города Омска согласно адресному ориентиру: г. Омск, ул. 70 лет Октября, остановка общественного транспорта "Дмитриева".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент).
Решением от 31.01.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21554/2017 в удовлетворении требований ООО "Смакдог`С" отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её податель ссылается на судебную практику, а также на то, что в период с 08.04.2016 и по настоящее время заявитель уплачивал неосновательное обогащение в связи с размещением торгового объекта, что свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений. Кроме того, податель жалобы со ссылкой на постановление от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" полагает, что общество обладает правом на заключение с Администрацией договора на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В судебном заседании представитель ООО "Смакдог`С" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Администрация Кировского административного округа города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителя ООО "Смакдог`С", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Смакдог`С" принадлежит НТО - павильон, площадью 18 кв. метров, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, остановка общественного транспорта "Дмитриева" в Кировском административном округе.
11 мая 2011 года между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (арендодатель) и ООО "Смакдог`С" (арендатор) на основании протокола о результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды части земельного участка на территории города Омска от 10.05.20011 подписан договор аренды части земельного участка N Д-Кр-21-9008, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на три года часть земельного участка, площадью 10 кв. метров, с учётным номером 85, из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населённых пунктов в границах города Омска с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1009, с местоположением части в центральной части кадастрового района 55:36: г. Омск (в 59 м южнее относительно ориентира - 9-этажного жилого дома с почтовым адресом: ул. 70 лет Октября, д. 12 в Кировском административном округе города Омска).
В силу пункта 1.3 вышеуказанного договора участок предоставляется для размещения киоска горячего питания.
Как указывает истец, по истечении срока действия договора аренды, в связи с использованием заявителем земельного участка и отсутствием у Департамента имущественных отношений Администрации города Омска возражений по его использованию, договор от 11.05.2011 N Д-Кр-21-9008 считался возобновлённым на тех же условиях на неопределённый срок в соответствии со статьями 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается письмами арендодателя от 20.08.2014 N Исх-ДИО/12948 и от 28.08.2015 N Исх-ДИО/15416.
Письмом исх. от 28.08.2015 N Исх-ДИО/15416 Департамент имущественных отношений Администрации города Омска известил заявителя об отказе от вышеуказанного договора, указав, что по истечении трёхмесячного срока, договор аренды земельного участка от 11.05.2011 N Д-Кр-21-9008 будет прекращён.
В материалы дела представлены заявления (исх. от 15.10.2015), в которых ООО "Смакдог`С" просило Администрацию заключить договор на размещение НТО, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта горячего питания, по адресу: г. Омск, в 58 метрах южнее относительно ориентира 9-этажного жилого дома с почтовым адресом: ул. 70 лет Октября, д. 12 в Кировском административном округе, площадью 18 кв. метров, на срок до 5 лет на основании договора аренды земельного участка от 11.05.2011 N Д-КР-21-9008, а также о включении в схему размещения НТО названного павильона.
08 июня 2016 года между администрацией Кировского административного округа города Омска (сторона-1) и ООО "Смакдог`С" (сторона-2) подписано соглашение о взыскании платы за фактическое использование торгового места N 94.
По условиям соглашения от 08.04.2016 N 94 сторона-2 для размещения павильона фактически использует торговое место, площадью 18 кв. метров, расположенное в Кировском административном округе города Омска по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, д. 12 (58 метров южнее).
Согласно пунктам 1.2, 2.1 соглашения от 08.04.2016 N 94 соглашение не является правоустанавливающим документом на размещение нестационарного торгового павильона. Величина платы за фактическое использование торгового места, подлежащая возмещению стороной-2, составляет 7 905 руб.
На основании заявления вх. от 16.10.2017, направленного обществом Администрации, заинтересованным лицом дан ответ, что торговый объект включён в план выноса движимого имущества на территории Кировского административного округа города Омска на IV квартал 2017 года, в связи с тем, что заключить договор на размещение НТО не представляется возможным по причине отсутствия указанного торгового объекта в схеме размещения НТО и невозможности его включения в указанную схему (исх. от 14.11.2017 N ИсАКНО/2777).
Как указывает истец, 24.10.2017 Администрацией издано распоряжение N 1212 "О выносе самовольно размещённого движимого имущества", в соответствии с пунктом 14 которого спорный павильон, площадью 18,00 кв. метров, установленный по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября, остановка общественного транспорта "Дмитриева" в Кировском административном округе города Омска, определён как самовольно размещённый объект. Этим же распоряжением определён срок, в течение которого должны быть совершены действия по вынесению самовольно размещённого объекта - до 12 ноября 2017 года.
Полагая, что решение и действия Администрации не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Смакдог`С" предъявило в арбитражный суд настоящее заявление.
31.01.2018 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта нарушения последних именно ответчиком.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Как следует из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 Кодекса).
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённым Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, основными задачами Департамента являются управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска (пункт 4 части 17 Положения).
Департамент выступает арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение, которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, в пределах своей компетенции, а также распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов (пункты 2, 5 части 20 Положения).
На основании Решения Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета" полномочия по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов переданы Администрациям административных округов города Омска.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила включения НТО).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил включения НТО правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, а постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п - Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Порядок размещения НТО).
Порядок НТО определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в неё изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Пунктом 3 Порядка размещения НТО установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, производится в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Администрация письмом исх. от 17.03.2016 N Вн-АКАО/721 направила в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на согласование схему размещения нестационарных торговых объектов на остановках общественного транспорта, превышающих три и более НТО на территории Кировского административного округа г. Омска, в том числе и в отношении спорного торгового павильона (пункт 69 приложения к названному письму).
Однако Департамент в части добавления в Схему спорного объекта указал, что рассмотрение и принятие решения возможно после проработки территории в комплексе, а также проработки эскизов остановок (исх. от 07.04.2016 N 12/4460).
Как установлено судом первой инстанции, место размещения павильона ООО "Смакдог`С" не было включено в Схему.
Пунктом 18 Порядка размещения НТО предусмотрены случаи, когда не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов определённые места размещения, в том числе, согласно подпункту 1, к ним относятся места размещения в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учётом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со сведениями, предоставленными Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, земельный участок под торговым павильоном расположен в территориальной зоне ИТ2-1373 (зоне городского наземного транспорта).
Постановлением Администрации города Омска от 27.11.2017 N 1294-п утверждён Проект межевания части территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, согласно которому земельный участок под торговым павильоном расположен в границах дороги.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку у общества отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии у него права на размещение нестационарного торгового объекта в границах спорной территории, не усматривается оснований для признания незаконными решения и действий Администрации об определении принадлежащего заявителю объекта самовольно размещённым и о его выносе в срок до 12.11.2017 (распоряжение Администрации Кировского административного округа города Омска от 24.10.2017 N 1212 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества").
С учётом вышеприведённого обоснования, суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы в части наличия оснований считать пользование земельным участком основанным на соответствующих правоотношениях подлежат отклонению, поскольку возмещение стоимости такого пользования по соглашению от 08.04.2016 N 94 не является правовым основанием для владения истцом земельным участком в целях размещения спорного объекта.
Вопреки доводам подателя жалобы, материалы настоящего дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии у истца на настоящий момент права на заключение договора на размещение НТО.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела и не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объёме на основе доказательств, оценённых в соответствии с правилами, определёнными статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.01.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21554/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления.
Председательствующий |
Е. В. Аристова |
Судьи |
А. В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.