г. Пермь |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А60-58997/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - Смолов М.А., паспорт, доверенность от 03.05.2017;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2018 года по делу N А60-58997/2017,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению Центрально-Уральского Федерального государственного унитарного геолого-промышленного предприятия (ОГРН 1026601510858, ИНН 6625005074)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков,
установил:
Центрально-Уральское Федеральное государственное унитарное геолого-промышленное предприятие обратилось в суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области о признании не соответствующим закону отказа от 10.08.2017 N АР-9568/67 в предварительном согласовании представления в аренду земельных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2018 года требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обратились с апелляционной жалобой, просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа неправомерным, поскольку судом не применена норма п. 3 ст.11.2 ЗК РФ, согласно которой целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Отмечает, что территориальное управление не наделено полномочиями на принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадь которого превышает десять гектар. Поскольку представленные заявителем документы не отвечали требованиям законодательства, оснований для передачи пакета в Росимущество не имелось.
Заявитель, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Центрально-Уральское Федеральное государственное унитарное геолого-промышленное предприятие (далее Предприятие) на основании договора аренды земельного участка от 29.12.2016 N АЗФ-138/0865, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (арендодатель), является арендатором частей земельного участка (кадастровый номер 66:41:0000000:183 общей площадью 34695008 кв.м) с учетными номерами 122 (площадью 370106 кв.м) и 123 (площадью 52316 кв.м).
Предприятие 10 июля 2017 года обратилось в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду Предприятию частей земельного участка (кадастровый номер 66:41:0000000:183, далее исходный участок), как самостоятельных объектов права, которые предстоит образовать из ранее предоставленных в аренду частей исходного участка с учетным номером 122 и с учетным номером 123. В заявлении было указано, что площадь запрошенного земельного участка с учетным номером 122 уменьшена в связи с отказом Предприятия от аренды части земельного участка, занятой линией электропередачи. Дополнительно заявитель ходатайствовал об изменении разрешенного использования испрошенных земельных участков на условно разрешенный вид использования (разрешенный вид использования - "земли под эксплуатируемыми лесами", условно разрешенный вид использования - "недропользование") в связи с расположением испрошенных земельных участков в пределах границ горного отвода, предоставленного Предприятию.
ТУ Росимущества в Свердловской области 10.08.2017 уведомило Предприятие о принятом решении N АР-9568/67 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков в связи с наличием законодательного запрета изменения разрешенного использования образуемых частей исходного земельного участка, несоответствием испрашиваемых частей земельного участка площади арендуемых Предприятием частей исходного земельного участка, а также уведомило заявителя об отсутствии у ТУ Росимущества в Свердловской области полномочий на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше 10 га.
Полагая отказ ТУ Росимущества в Свердловской области не соответствующим закону и нарушающим права заявителя, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на заинтересованное лицо обязанность рассмотреть заявление Предприятия и принять решение в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ в течение месяца с момента вступления в силу настоящего судебного акта, суд первой инстанции исходил из наличия оснований полагать отказ заинтересованного лица неправомерным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким основанием в частности является договор аренды.
По общим правилам договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подп.20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Обязательным этапами предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ являются подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу п. 8 указанной выше статьи являются:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду мотивирован заинтересованным лицом несоответствием образуемых земельных участков разрешенному использованию исходного земельного участка, несоответствием площади испрашиваемых земельных участков площади арендуемых земельных участков, а также отсутствием у ТУ Росимущества в Свердловской области полномочий по принятию соответствующего решения.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статье 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.09.2017) "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. Закона о недрах).
В соответствии с положениями ст. 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Наличие у заявителя статуса недропользования в отношении испрашиваемых земельных участков установлено преюдициальным судебным актом по делу А60-6828/2016. Участок предоставлен заявителю под разработку Светлореченского месторождения жильного кварца, на что у заявителя имеется лицензия СВЕ N 13447 ТЭ от 18.01.2006, действие которой продлено до 16.09.2028.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о наличии у Предприятия права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, без проведения торгов в силу подп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, реализации указанного права путем подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды с приложением схемы расположения земельного участка, и отсутствие у заинтересованного лица предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение (отказ) противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы заинтересованного лица о необходимости применения к спорным правоотношениям п. 3 ст.11.2 ЗК РФ, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального права при принятии судом оспариваемого судебного акта.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с п. 3 ст.11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Оспариваемый судебный акт не является судебным актом об изменении разрешенного использования земельных участков, при этом Предприятие является пользователем недр и имеет право на заключение договора аренды земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, без проведения торгов.
Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка. В этом случае решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка (п.10.1 указанной статьи).
Довод заинтересованного лица об отсутствии у него полномочий по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен. Оснований полагать ошибочным вывод суда первой инстанции о неосуществлении территориальным органом возложенных на него функций по внутриведомственному взаимодействию в целях реализации прав заявителя, что в свою очередь не может являться основанием для отказа в рассмотрении заявления Предприятия, не имеется.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Согласно п. 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, п. 4, п. 4.1.1. типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 01.11.2008 N 374, территориальное управление является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области. Порядок взаимодействия органов Росимущества регламентирован Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 572, в связи с чем отсутствие у территориального управления полномочий не может являться препятствием для принятия решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 января 2018 года по делу N А60-58997/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.