город Омск |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А70-13011/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1334/2018) общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "ГАЗ" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2017 по делу N А70-13011/2017 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "ГАЗ" к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным решения от 17.07.2017 "Об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432002:3 под существующую передвижную автомобильную газозаправочную станцию",
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "ГАЗ" (далее - заявитель, ООО "ТПК "ГАЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения от 17.07.2017 "Об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432002:3 под существующую передвижную автомобильную газозаправочную станцию".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2017 по делу N А70-13011/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель указывает на то, что спорный земельный участок в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" размещен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2. При этом в статье 22 указанного решения в основных видах разрешенного использования отсутствует разрешенное использование - земли общего пользования.
Кроме того податель жалобы настаивает на том, что расположенный на спорном земельном участке объект - передвижная автомобильная газозаправочная станция, является временной постройкой и не является объектом недвижимости, в связи с чем исключительные права на земельный участок под данным объектом у его собственника не возникают.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
07.06.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением об организации проведения аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432002:3, с адресным описанием: г.Тюмень, ул. Широтная-Народная, под существующую передвижную автомобильную газозаправочную станцию.
Решением Департамента от 17.07.2017 N 1958-з Обществу было отказано в проведении аукциона по продаже земельного участка на основании подпунктов 8, 18 пункта 18 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку на данном земельном расположены объект строительства, сооружение, принадлежащие гражданам и юридическим лицам; часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах земель общего пользования, территории общего пользования в соответствии с проектом планировки 10 планировочного района "Тюменский".
Заявитель, полагая, что решение Департамента об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка от 17.07.2017 N 1958-з не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
05.12.2017 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
Частью 1 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, перечислен в части 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Как следует из оспариваемого решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка от 17.07.2017 N 1958-з, в качестве основания для отказа Департамент указал на расположение на земельном участке объекта строительства, сооружения, принадлежащего гражданам или юридическим лицам, а также на тот факт, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах земель общего пользования.
Подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусматривает, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
При принятии оспариваемого решения Департамент руководствовался проектом планировки территории планировочного района N 10 Тюменский, утвержденным постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 N 17. На основании указанного проекта Департамент пришел к выводу о частичном наложении испрашиваемого земельного участка на границы земель общего пользования (спорный земельный участок пересекает красные линии).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.
Факт частичного расположения испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования подтвержден материалами дела, а именно: фрагментом основного чертежа планировки территории, входящего в состав основной части проекта планировки планировочного района N 10 - Тюменский (Транссибирская магистраль - граница населенного пункта ул. Федюнинского (первое объездной кольцо) и фрагментом разбивочного чертежа красных линий планировки территории, входящих в состав основной части проекта планировки планировочного района N 10 - Тюменский (Транссибирская магистраль - граница населенного пункта ул. Федюнинского (первое объездное кольцо)), утв. постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 N 17.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0432002:3 частично выходит за границы красных линий.
Исходя из вышеизложенного, у Департамента не имелось правовых оснований для передачи на аукцион земельного участка 72:23:0432002:3, в том виде в каком он существует сейчас (границы земельного участка частично пересекают красные линии).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности отказа Департамента в проведении аукциона по продаже спорного земельного участка по указанному основанию.
Довод заявителя о том, что границы земельного участка не могут пересекать красные линии, поскольку земельный участок образован и поставлен на кадастровый учет, подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным относимыми и допустимыми доказательствами.
В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке находится объект - автозаправка, в состав которой входит технологическая система КЗПМ-С, а также технологическая система подземной АГЗС, Департамент пришел к выводу, что данный объект имеет прочную связь с землей, в связи с чем относится к недвижимому имуществу. Руководствуюсь положениями подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, Департамент отказал Обществу в проведении аукциона по продаже вышеназванного земельного участка по данному основанию.
Как было выше сказано, Общество просило организовать проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432002:3 под существующую передвижную автомобильную газозаправочную станцию.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемом земельном участке расположена автомобильная газозаправочная станция. Данная станция была размещена на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0432002:3 на основании договора аренды земельного участка от 10.07.2008 N 115/27, заключенного между Администрацией г.Тюмени и ООО ХК "Газсистем" (арендатор). Согласно пункту 1.2 указанного договора участок предоставлен арендатору под временную постройку - автомобильную газозаправочную станцию (без права капитального строительства).
Общество на основании договора купли-продажи N 01-Н3WЛ1 от 17.02.2016 приобрело у ООО ХК "Газсистем", в том числе Народную АГЗС: Технологическая система КЗПМ-С1 (сосуд 10 м.куб.), технологическая система подземной АГЗС.
На основании положений указанного договора Департамент пришел к выводу о том, что АГЗС, для размещения которой предоставлен земельный участок, имеет прочную связь с землей, поскольку предусмотрена технологическая система подземной АГЗС.
Согласно пункту 2 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25) передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.
Согласно пункту 5.10 СП 156.13130.2014. свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221) передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, и характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения КПГ, выполненного как единое заводское изделие.
Из акта обследования земельного участка от 27.06.2017 и фотоматериалов, приложенных к отчету по результатам обследования здания по адресу: г. Тюмень, ул. Народная, 11 (АГЗС), следует, что на земельном участке расположено сооружение операторской - здание со скругленными углами и навесом.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что сооружения, изображенные на фотоматериалах, не подпадают под понятие передвижная автомобильная газонаполнительная станция.
Более того, как следует из пояснений Департамента и технико-эксплуатационной документации Технические системы "КПЗМ" (ОАО "Кузполемермаш") технологическая система КЗПМ-С, приобретенная Обществом, является оборудованием стационарной АГЗС, а не передвижной АГЗС. Наличие технологической системы подземной АГЗС также усматривается из договора купли-продажи от 17.02.2016.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы Департамента о том, что на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0432002:3 размещено сооружение (АЗСЗ), прочно связанное с землей.
Ссылки Общества на отчет по результатам обследования здания по адресу: г. Тюмень, ул. Народная, 11 (АГЗС), из которого следует, что здание операторской является временным сооружением, не принимаются судом апелляционной инстанции как не учитывающее изложенные выше обстоятельства. Из указанного отчета не усматривается оценка наличия подземных коммуникаций (подземное технологическое оборудование), что свидетельствует о существовании стационарной, а не передвижной АГЗС.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что Обществу в рассматриваемом случае правомерно было отказано в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432002:3 под существующую передвижную автомобильную газозаправочную станцию.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных ООО "ТПК "ГАЗ" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "ГАЗ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.12.2017 по делу N А70-13011/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.