г. Саратов |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А06-6551/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Службы жилищного надзора Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 декабря 2017 года по делу N А06-6551/2017 (судья Колмакова Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Коммунальные системы" (г. Астрахань, ул. Зеленая, д. 72А, 87, ОГРН 1113016000404, ИНН 3016065513)
к Службе жилищного надзора Астраханской области (г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 75/48, ОГРН 1143015002778, ИНН 3015103653)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Давиденко Анжела Важаевна (г. Астрахань)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Коммунальные системы" (далее - ООО УК "Коммунальные системы", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Службы жилищного надзора Астраханской области (далее - административный орган) от 26.07.2017 N 469.
Решением суда первой инстанции от 05 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал предписание Службы жилищного надзора Астраханской области от 26.07.2017 N 469 недействительным.
Кроме того, с административного органа в пользу общества судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Служба жилищного надзора Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.04.2017 N 1847 Службой жилищного надзора Астраханской области на основании обращения гражданина проведена внеплановая проверка соблюдения ООО УК "Коммунальные системы" обязательных требований жилищного законодательства, по результатам которой составлен акт от 26.07.2017 N 1821.
В ходе проверки административным органом установлено отсутствие документов, подтверждающих передачу ООО УК "Коммунальные системы" технической документации по жилому дому по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 42а, в адрес ООО "Альянс".
26.07.2017 Службой жилищного надзора Астраханской области ООО УК "Коммунальные системы" выдано предписание N 469, согласно которому обществу надлежит в срок до 27.08.2017 передать ООО "Альянс" техническую документацию на жилой дом по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 42а.
ООО УК "Коммунальные системы", полагая, что предписание от 26.07.2017 N 469 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции основывался на том, что административным органом не установлен факт передачи заявителю от предыдущей управляющей организации либо нахождения технической документации на момент проведения проверки у ООО УК "Коммунальные системы", в связи с чем предписание является неисполнимым.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений в многоквартирном доме могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Создание либо избрание новой управляющей организации, а, соответственно, и наделение ее всеми правами, означает прекращение всех прав управляющей организации либо иного управляющего, осуществлявшего функции управления ранее.
Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Обязанность по передаче технической документации вызвана необходимостью осуществления вновь избранной управляющей компанией деятельности по обслуживанию многоквартирного дома.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Из материалов дела следует, что 01.08.2015 между ООО УК "Коммунальные системы" (Управляющая организация) и собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 42а, заключен договор управления многоквартирным домом.
08.06.2017 общим собранием собственников помещений указанного дома принято решение, оформленное протоколом N 1, о расторжении договора управления с ООО УК "Коммунальные системы", выборе в качестве управляющей организации ООО "Альянс" (т. 1, л.д. 73-75).
09.06.2017 между ООО "Альянс" (Управляющая организация) и собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 42а, заключен договор управления многоквартирным домом N 17.
14.06.2017 ООО УК "Коммунальные системы" уведомлено представителем собственников о смене управляющей компании (т. 1, л.д. 123).
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздела V Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами техническая документация ООО УК "Коммунальные системы" в адрес новой управляющей организации - ООО "Альянс" не передавалась.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Службы жилищного надзора Астраханской области, выдавая обществу оспариваемое предписание, не установила факта наличия данной технической документации у исполнителя (обязанного лица).
Суд апелляционной инстанции признает данный вывод суда первой инстанции противоречащим материалам дела.
Из содержания заявления ООО УК "Коммунальные системы", поданного в суд, следует, что основанием заявленных требований явилось отсутствие оснований для расторжения договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО УК "Коммунальные системы".
Доводов об отсутствии у общества технической документации в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ООО УК "Коммунальные системы" не заявляло.
В сообщении от 25.10.2017 N 100 (т. 1, л.д. 101), направленном в Службу жилищного надзора Астраханской области, ООО УК "Коммунальные системы" указало на невозможность исполнения предписания от 26.07.2017 N 469 ввиду исключения с 24.07.2017 дома по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 42а, из реестра ООО УК "Коммунальные системы".
Таким образом, ни в ходе проверки, ни в при рассмотрении дела арбитражным судом общество не указывало на отсутствие у него технической документации как на основание невозможности исполнения предписания.
Кроме того, в силу пункта 21 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание Службы жилищного надзора Астраханской области является законным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 февраля 2018 года по делу N А06-6551/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью управляющей компанией "Коммунальные системы" требований отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.