г. Саратов |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А12-48191/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.04.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 24.04.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Союз независимых предпринимателей"
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А12-48191/2017 о прекращении производства по делу (судья Репникова В.В.)
по заявлению Некоммерческого партнерства "Союз независимых предпринимателей" (ОГРН 1023402019783, ИНН 3435930543, г. Волжский Волгоградской обл.)
к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072, г. Волгоград)
о признании недействительным ненормативного правового акта.
при участии в судебном заседании:
от Некоммерческого партнерства "Союз независимых предпринимателей" - Бахмат У.М., доверенность от 01.08.2017 (срок доверенности 5 лет);
от Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Союз независимых предпринимателей" (далее - НП "СНП", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет) о признании недействительным акта N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года производство по делу N А12-48191/2017 прекращено.
НП "СНП" не согласилось с определением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу отменить, дело направить для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Волгоградской области.
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
В соответствии с частью 3 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, обжалование которых предусмотрено статьями 46, 50, 51 и 130 названного Кодекса, а также на определения о возвращении искового заявления и другие препятствующие дальнейшему движению дела определения (в том числе, определения о прекращении производства по делу) рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления такой жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 11.04.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Комитетом НП "СНП" выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия 3401 N 000066 от 20.07.2016 по маршруту N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)".
В соответствии с пунктом 4 приказа Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 11.04.2016 N 85-п "Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области" внеплановый контроль за осуществлением перевозок осуществляется при поступлении обоснованных жалоб и обращений граждан, организаций, органов местного самоуправления, органов государственного контроля и надзора, а также по поручению Губернатора Волгоградской области и его заместителей.
В Комитет 28.06.2017 поступило обращение гражданина Дронова Д.В. по вопросу ненадлежащего выполнения обязательства в части осуществления перевозок пассажиров на маршруте N 115 "г. Волжский (27 мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)" - соблюдения количества выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств.
03.07.2017 заместителем председателя Комитета принято плановое задание N 25/115-ВК о проведении внепланового контроля за выполнением НП "СНП" условий выполнения свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области на автобусном маршруте регулярных перевозок N 115 "г. Волжский (27мкр) - г. Волгоград (рынок ТЗР)" серии 3401 N 000066, а именно: - подпункта 2 пункта 6 Приказа, выполнение перевозчиком утвержденного расписания движения автобусов.
Срок проведения внепланового контроля: с 17 по 21 июля 2017 года.
По результатам внепланового контроля на линии 17.07.2017 проведенного с 08 часов 50 мин. по 10 часов 40 мин. на остановочном пункте в г. Волгограде (рынок ТЗР), составлен акт от 20.07.2017 N 25/115-ВК, которым установлено, что перевозка пассажиров в указанный период времени не осуществлялась, НП "СНП" самовольно изменило количество выполняемых рейсов, предусмотренного расписанием движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.
По результатам проверки в акте N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года предложено обратиться в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о прекращении действия свидетельства серии 3401 N 000066.
Заявитель, считая акт N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года незаконным, поскольку в нем отсутствуют сведения о времени и месте его составления, о наименовании проверяемого юридического лица, об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции основывался на том, что акт по результатам проведения внепланового контроля, составленный Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, не может быть оспорен в суде путем предъявления требования о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, органов государственной власти и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данную категорию дел арбитражный суд рассматривает в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных (иных) органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным (действий государственного органа незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Оспариваемый по настоящему делу акт по результатам проведения внепланового контроля, несмотря на наличие в нем указаний на обстоятельства, установленные в ходе проведения внепланового контроля, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний, не определяет меру ответственности, а содержит лишь результаты проверки.
Рассматриваемый документ не является тем актом государственного органа, который порождает гражданские права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы НП "СНП", в связи с чем, не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Акт контроля по своей природе содержит лишь заключения проверяющего и сам по себе никаких последствий для заявителя не влечет. Данный документ является носителем информации в отношении результатов проверки и не содержит указаний для осуществления заявителем каких-либо действий.
Акт N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года содержит предложение обратиться в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области.
Судом первой инстанции установлено, что указанное заявление Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области к НП "СНП" рассматривается в рамках N А12-27405/17, по которому НП "СНП" вправе заявлять свои возражения в отношении акта N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года.
Кроме того, в рамках дела N А12-30968/2017 рассматривалось заявление НП "СНП" о признании незаконными действия (бездействия) Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области при проведении внепланового контроля за выполнением Некоммерческим партнерством "Союз независимых предпринимателей" условий выполнения свидетельства об осуществлении перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Волгоградской области на автобусном маршруте регулярных перевозок N115 "г. Волжский (27 мкр.) - г. Волгоград (рынок ТЗР)", проведенной 17.07.2017, в отношении НП "СНП".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 ноября 2017 года, оставленным без изменения Двенадцатым арбитражным апелляционным судом, в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установить, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что акт по результатам проведения внепланового контроля N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года по своей сути не может считаться ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.
Следовательно, производство по делу о признании недействительным акта N 25/115-ВК от 20 июля 2017 года, составленного Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, правомерно прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное определение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого определения.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2018 года по делу N А12-48191/2017 о прекращении производства по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.