г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А56-82834/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Дмитриева Г.С. по доверенности от 28.12.2017, Иванова Д.И. по доверенности от 28.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1587/2018) ООО "БокситогорскГорЖилУправление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2017 по делу N А56-82834/2017 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "БокситогорскГорЖилУправление"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация" (ОГРН 1074715001921, адрес: 187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, ул. Павлова, д. 9; далее - ООО "БокситогорскГорЖилУправление", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН 1147847555107, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д. 3; далее - Комитет, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 20.07.2017 N 246-СВ.
Решением от 08.12.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, требуется капитальный ремонт отмостки МКД, проведение которого не предусмотрено действующим законодательством для управляющей организации, предписание не отвечает критериям исполнимости.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.07.2017 Комитетом на основании распоряжения от 11.07.2017 N 246-СВ по адресу: Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Школьная, д. 10, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "БокситогорскГорЖилУправление" с целью проверки выполнения ранее выданного предписания от 24.10.2016 N342-СВ.
Результаты проверки зафиксированы Комитетом в акте проверки от 20.07.2017 N 246-СВ.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 20.07.2017 N 246-СВ об устранении нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность по обеспечению исправного состояния отмостки, цоколя, отделочного слоя балконных плит многоквартирного дома (далее - МКД), штукатурного слоя стен МКД, кровли и системы водоотводов, а также входных крылец МКД.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что выданное Комитетом предписание является законным, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений частей 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу положений "а", "б", "г" и "е" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень работ и услуг от 03.04.2013 N 290) в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания фундамента многоквартирного дома, включаются, в числе прочего: выявление расслаивания, трещин, выпучивания фундамента, а при выявлении нарушений - детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению его эксплуатационных свойств; проверка состояния гидроизоляции и систем водоотвода фундамента, а при выявлении нарушений - восстановление их работоспособности.
В состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания стен многоквартирного дома, согласно пункту 3 Минимального перечня N 290 включаются, в числе прочего: выявление следов деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам, выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, а в случае выявления повреждений и нарушений - составление и выполнение плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации.
Как следует из пункта 7 Минимального перечня N 290, в целях надлежащего содержания кровли должна осуществляться проверка кровли на отсутствие протечек; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек, а при необходимости - разработка плана и проведение восстановительных работ включены в состав работ по обеспечению надлежащего содержания крыш многоквартирного дома.
Пунктом 9 Минимального перечня N 290, в числе прочего, предусмотрены такие виды работ по обеспечению надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, как выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана и проведение восстановительных работ.
В соответствии с приложением N 7 к Правилам N 170 к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту фундамента МКД относятся: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; замена водосточных труб, ремонт гидроизоляции кровли; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды.
Согласно пункту 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению.
В силу пункта 4.1.7 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно пункту 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм.
Как следует из пункта 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В пункте 4.6.4.7 Правил N 170 указано, что при невозможности устройства специальной вентиляции в чердачном помещении здания следует, как правило, при капитальном ремонте крыши сделать внутренний водосток с расположением желоба в нижней части ската и в пределах чердачного помещения (преимущественно на скате со стороны здания, расположенного на красной линии).
В соответствии с пунктом 4.8.10 Правил N 170 входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
Выявленные в ходе проведения проверки Комитетом нарушения относятся к планово-предупредительному ремонту в соответствии с Приложением N 7 к Правилам N 170.
Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ, изложенному в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Общество не оспаривает тот факт, что является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного жилого дома. Следовательно, заявитель принял на себя обязательства соблюдать положения законодательства Российской Федерации, вытекающие из приобретенного им статуса управляющей организации.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Довод Общества о том, что требуется капитальный ремонт отмостки МКД, проведение которого не предусмотрено действующим законодательством для управляющей организации, изложенный в апелляционной жалобе, подлежит отклонению апелляционным судом.
В соответствии с приложением N 7 к Правилам N 170 к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту фундамента МКД относятся: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Общество, осуществляя с 2011 года управление многоквартирным домом, не приняло своевременных мер по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Бездействие заявителя противоречит нормам жилищного законодательства и повлекло нарушение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Факт неисполнения ранее выданного предписания от 24.10.2016 N 342-СВ подтвержден постановлением Мирового судьи судебного участка N 1 в Бокситогорском районе Ленинградской области от 14.09.2017 по делу N 5-774/2017, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 40-47).
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2017 года по делу N А56-82834/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Бокситогорская городская жилищная управляющая организация" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.