г. Самара |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А55-22450/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой А.С.,
при участии:
от ответчика - представитель Никитина О.В., доверенность N МЭЖКХ-15/3892 от 19.09.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2018 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года по делу N А55-22450/2017 (судья Лихачев А.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о взыскании 2 237 019 руб. 82 коп. убытков,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", открытое акционерное общество "Тевис",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков, возникших за период сентябрь-декабрь 2014 года по многоквартирным домам находящихся в управлении Общества в результате применения нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, установленных приказом Министерства от 27.05.2013 N 89 (в ред. от 26.11.2015 N 478), в размере 2 237 019,82 руб. (с учетом принятых судом уточнения размера исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", открытое акционерное общество "Тевис".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2018 по делу N А55-22450/2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.04.2018 на 14 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городском округе Тольятти.
В силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), а также договоров управления заявитель оказывает коммунальные услуги гражданам, проживающим в управляемых им многоквартирных домах.
Приказом Министерства от 27.05.2013 N 89 (в ред. приказов от 26.11.2015 N 478, от 26.07.2016 N 171) были утверждены нормативы на общедомовые нужды, в том числе и по холодному водоснабжению (далее - Приказ).
Из пункта 4 Приказа следует, что нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды определены с применением расчетного метода (т.1 л.д. 80).
Вместе с тем, по мнению истца, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В этой связи, Общество считало, что ему по причине некорректного установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, за период сентябрь-декабрь 2014 года были причинены убытки по многоквартирным домам г. Тольятти в части холодного водоснабжения, которые составили 2 237 019 руб. 82 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что в действиях Министерства отсутствует противоправность, Приказ принят в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством. В спорных правоотношениях нормативы на холодное водоснабжение были установлены с использованием расчетного метода, который согласно пункту 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 1 статьи 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Жилищным законодательством Российской Федерации установлен субъект, ответственный за установление норматива потребления коммунальных услуг и порядок такого установления.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действовавшей в спорный период редакции), установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Самарской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 337 возложена на Министерство
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
В силу пункта 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил N 306.
Согласно пункту 31 Правил N 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Из материалов дела следует, что для проведения расчета и оценки итоговых значений нормативов потребления Министерством запрошены у органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций данные в соответствии с требования правил N 306 (письма от 18.05.2012 N 15/2280, от 03.07.2012 N 15/2926).
При проверке представленных сведений, исходя требований пункта 34 Правил N 306, Министерством установлено, отсутствие совокупности условий для применения метода аналогов (т.1, л.д. 112-164).
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды Министерством правомерно применен расчетный метод.
Приказ принят Министерством в пределах его компетенции, в соответствии с действующими нормативными актами, не оспорен, не признан недействительным.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон, то есть принял законное, обоснованное и мотивированное решение (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение об отказе в иске принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2018 года по делу N А55-22450/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22450/2017
Истец: ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти"
Ответчик: Самарская область в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской бласти
Третье лицо: ОАО "ТЕВИС", ООО "Волжские коммунальные системы"