г. Чита |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А78-6334/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 24.04.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания - Забайкальск" Волгиной Н.И. на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 февраля 2018 года по делу N А78-6334/2016 по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Эксплуатационно-строительная компания - Забайкальск" (ОГРН 1107505000250, ИНН 7505006127, 674650, Россия, пгт. Забайкальск, Забайкальский край, ул. Советская, 7) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, 672002, Россия, г. Чита, Забайкальский край, Амурская 68), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, 109097, Россия, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, 672021, Россия, г. Чита, Забайкальский край, ул. Ленина, д. 108), Федеральной антимонопольной службы (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, 123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11), Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, 672002, Россия, г. Чита, Забайкальский край, ул. Чкалова, 136), о взыскании 3 245 664 руб.,
(суд первой инстанции: Архипенко Т.В.),
при участии в судебном заседании:
от ЗАО "ЭСК-Забайкальск": Филипенко А.А., представитель по доверенности от 25.04.2016, конкурсный управляющий Волгина Н.И. (паспорт),
от Министерства финансов Забайкальского края: Бондаренко И.А., представитель по доверенности от 06.02.2018,
от Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края: Троегубова Д.В., представитель по доверенности от 10.01.2018.
установил:
закрытое акционерное общество "Эксплуатационно-строительная компания - Забайкальск обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края убытков в размере 3 245 664 руб.
Определением от 25.08.2016 к участию в деле в качестве соответчика судом привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, Федеральная антимонопольная служба, Министерство территориального развития Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 февраля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, конкурсный управляющий истца обратился с апелляционной жалобой. Считает, что нарушение законных прав и интересов должника в лице ЗАО "ЭСК Забайкальск" состоит в наличии выпадающих доходов (убытков), вызванных государственным регулированием тарифов на коммунальные услуги. Полагает, что вывод суда о том, что определенная экспертами сумма убытка по регулируемому виду деятельности холодное водоснабжение образовалась вследствие меньшего объема оказанных истцом услуг по сравнению с утвержденной программой водоснабжения, а также в связи с увеличением затрат на холодное водоснабжение (в т.ч. из- за неудовлетворительного состояния системы водоснабжения городского поселения и, как следствие, большого объема потерь), не влияет на обоснованность требований предприятия, поскольку предъявленная к взысканию сумма убытка образовалась в связи с оказанием истцом коммунальных услуг теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в 2014 году исходя из финансового результата по всем регулируемым видам деятельности. Указывает, что порядок определения суммы убытков ЗАО "ЭСК Забайкальск" соответствует правовой позиции, высказанной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей". Просит решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца, конкурсный управляющий в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика, третьего лица в судебном заседании возразили против доводов апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, судом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 ЗАО "ЭСК - Забайкальск", являясь организацией теплоснабжения, оказывало услуги горячего водоснабжения, централизованного водоотведения и холодного водоснабжения для городского поселения "Забайкальское" муниципального района "Забайкальский район". Коммунальные услуги общество осуществляло с использованием муниципального имущества на основании концессионного соглашения N 1 от 14.05.2013.
Размер платы за тепловую энергию, холодное водоснабжение и водоотведение устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании решений и заключений Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Приказом РСТ Забайкальского края от 21.11.2013 N 655, с учетом приказа от 03.02.2014 N 17, утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, на централизованное холодное водоснабжение и водоотведение для ЗАО "ЭСК - Забайкальск" на 2014 год.
Согласно заключению РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ЗАО "ЭСК - Забайкальск" на 2014 год, тариф на холодное водоснабжение установлен с учетом нормативов, определенных уполномоченным органом, в размере экономически обоснованного, тариф на тепловую энергию в связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги установлен ниже экономически обоснованного, исходя из предполагаемого объем отпуска энергоресурса, определена сумма выпадающих доходов на услуги теплоснабжения в размере 7 142 502 руб.
Указанная сумма была согласована руководителем РСТ Забайкальского края для ЗАО "ЭСК - Забайкальск" на 2014 год в Справке о поквартальной разбивке объема выпадающих доходов, возникших в связи с установлением тарифа ниже экономически обоснованного и применения норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления, не соответствующего фактическим нормативам потребления.
В соответствии с Порядком предоставления в 2014 году из бюджета Забайкальского края субсидий теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжении, холодное водоснабжение, водоотведение (утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 23.05.2014 N 273) распоряжением Правительства Забайкальского края от 25.12.2014 N 732-р определено обеспечить Минтерразвитию Забайкальского края компенсацию выпадающих доходов ЗАО "ЭСК - Забайкальск" в 2014 году - в размере 5 000 000 руб.
Субсидия перечислена истцу платежным поручением от 30.12.2014 N 183734.
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы определен объем тепловой энергии, фактически поставленной и предъявленной к оплате потребителям ЗАО "ЭСК - Забайкальск" в 2014 году, в размере 61 223,15 Гкал (106 833 320 руб.), общий объем произведенной тепловой энергии - 82 758,79 Гкал. Экспертом определены экономически обоснованные расходы ЗАО "ЭСК- Забайкальск" за 2014 год в размере 116 514 200 руб., в том числе: теплоснабжение (горячее водоснабжение) 73 939 500 руб., холодное водоснабжение 32 718 000 руб., централизованное водоотведение 9 856 700 руб.
Размер фактической суммы недополученных доходов ЗАО "ЭСК-Забайкальск" за 2014 год с учетом объема полезного отпуска и экономически обоснованных расходов по результатам экспертизы составил 10 994 540 руб. по виду деятельности холодное водоснабжение.
Согласно результатам проведенной экспертизы по виду деятельности теплоснабжение в 2014 году убыток отсутствует, прибыль составила 16 597 210 руб., по виду деятельности водоотведение прибыль составила 1 962 090 руб.
Истец с результатом экспертизы не согласился, в пояснениях от 02.02.2018 указывает, что по результатам 2014 года по данным бухгалтерского учета ЗАО "ЭСК- Забайкальск" сформировался положительный результат по виду деятельности теплоснабжение в размере 4 922 330 руб. в результате уменьшения объема оказанных услуг и уменьшения затрат; по виду деятельности водоотведения прибыль составила 2 186 827 руб.; по виду деятельности холодное водоснабжение убыток составил 15 354 821 руб., в связи с чем, общий финансовый результат по всем регулируемым видам деятельности - убытки в размере 8 245 664 руб.
С учетом полученной из бюджета субсидии в 2014 году в размере 5 000 000 руб. истец просит взыскать с казны Забайкальского края убытки в размере 3 245 664 руб.
В пункте 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 Гражданского кодекса предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса).
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
Исходя из анализа указанных норм права, следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом, отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренной статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцу необходимо доказать состав правонарушения, включающий в себя также размер причиненных убытков.
В обоснование возникновения убытков истец указывает на государственное регулирование тарифов на услуги теплоснабжения и водоснабжения, установления тарифов ниже экономически обоснованных и как результат - возникновение межтарифной разницы (выпадающих доходов), обязанность компенсации которых действующим законодательством возложена на государство.
Представленным в обоснование размера убытков доказательствам судом дана оценка с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об их относимости и допустимости к предмету спора.
Истцом не оспаривается, что по результатам 2014 года убытки возникли по регулируемому виду деятельности холодное водоснабжение, тариф на который был установлен в размере экономически обоснованного, то есть с учетом экономически обоснованных расходов общества по данному виду деятельности. Убыток образовался в связи с меньшим объемом оказанных истцом услуг по сравнению с утвержденной программой водоснабжения, а также в связи с увеличением затрат на холодное водоснабжение.
Материалы дела не содержат доказательств, что причиной убыточной деятельности истца по предоставлению услуг холодного водоснабжения в спорный период являются действия в сфере регулирования тарифов.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, на основании совокупности представленных доказательств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт причинения ему убытков, установленным РСТ Забайкальского края тарифом, причинно-следственная связь между действиями ответчика-1 и убытками общества, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требований истца.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом подробного исследования и оценки в суде первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для иных выводов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Юридически значимые обстоятельства по настоящему делу правильно установлены судом первой инстанции в результате надлежащей оценки всех представленных в дело доказательств в их взаимной связи и совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем указано в мотивировочной части настоящего постановления.
Иных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, истцом, ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 8 февраля 2018 года по делу N А78-6334/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.