город Ростов-на-Дону |
|
22 августа 2018 г. |
дело N А53-4394/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В. Нарышкиной, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя (истца): генеральный директор Мостипан А.П., решение N 3 от 14.12.2016, паспорт,
от ответчика (ОАО "РЖД"): представители Дудников А.С. по доверенности от 16.01.2018, Скляров А.А. по доверенности от 16.01.2018,
от ответчика (ООО "Центральный элеватор"): представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интертрейд" (ИНН 7723867373, ОГРН 1137746265348)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 по делу N А53-4394/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Интертрейд" (ИНН 7723867373, ОГРН 1137746265348)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), обществу с ограниченной ответственностью "Центральный элеватор" (ИНН 6154111833, ОГРН 1076154005729)
о признании недействительным подпункта договора,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интертрейд" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о признании недействительным подпункта "б" пункта 7 договора N 43/1-152 от 28.09.2017 и применении последствий недействительности сделки.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центральный элеватор".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Центральный элеватор" о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления федеральной антимонопольной службы по Ростовской области отказано. В удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Интертрейд" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 25.06.2018 отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действующая редакция части 3 статьи 58 УЖТ РФ предусматривает право перевозчика взимать только единый сбор за подачу и уборку вагонов, который, в свою очередь, включает в себя плату за работу локомотива и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, а не две самостоятельные платы. Выделение платы за пользование путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, из сбора за подачу и убору вагонов в отдельную услугу, противоречит нормам УЖТ РФ. В ходе судебного разбирательства истец предоставил данные о проведении оплаты по спорному договору за оказанные РЖД услуги в общей сумме 555000 руб., из которых 317403,20 руб. в качестве оплаты услуг за использование путем необщего пользования. Таким образом, можно сделать вывод, что истец фактически дважды оплатил ответчику плату за использование путей необщего пользования.
От открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указал на несогласие с доводами жалобы, читает решение суда законным и обоснованным.
Представитель заявителя (истца) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика (ОАО "РЖД") в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям отзыва.
Ответчик (ООО "Центральный элеватор") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Центральный элеватор".
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик), обществом с ограниченной ответственностью "Центральный элеватор" (пользователь) и обществом с ограниченной ответственностью "Интертрейд" (грузовладелец) заключен договор N 43/1-152 от 28.09.2017 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Центральный элеватор" при станции Марцево СКЖД для производства грузовых операций для общества с ограниченной ответственностью "Интертрейд".
В подпункте "б" пункта 7 договора сторонами согласована плата за использование железнодорожного пути необщего пользования в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования длиной 4,734 км, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику, и взимается за сутки фактического использования железнодорожного пути необщего пользования, а именно за сутки подачи, уборки вагонов, прибывающих в адрес грузовладельца, за каждые сутки нахождения на железнодорожном пути необщего пользования подвижного состава, прибывающего в адрес грузовладельца, по причинам, не зависящим от перевозчика. Неполные сутки использования железнодорожного пути необщего пользования принимаются за полные.
На дату заключения договора размер платы составляет 3065*4,734=14 509,71 руб. /сутки за сутки фактического использования.
В случае утверждения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", с даты утверждения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" новых размеров ставок, грузовладелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", с учетом новых размеров ставки.
Как указывает истец, указанный подпункт договора не соответствует действующему законодательству, а именно положениям абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Статьей 64 УЖТ РФ предусмотрено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При не достижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
До вступления в силу с 01.04.2015 Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Уставжелезнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статья 58 Устава не содержала положений, предусматривающих сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования перевозчика в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование данными путями. В соответствии с прежней редакцией абзаца третьего данной статьи перевозчик вправе был притязать только на сбор за работу принадлежащего ему локомотива.
С 01 апреля 2015 года в статью 58 УЖТ РФ внесены изменения, в соответствии с частью 3 которой перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В силу части 4 статьи 58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на не принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Как указано в части 5 статьи 58 УЖТ РФ, если подача и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, осуществляются локомотивом, принадлежащим владельцу другого железнодорожного пути необщего пользования или иному лицу, с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) и указанных владельца железнодорожных путей необщего пользования или иного лица перевозчиком взимается плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
При этом согласно части 6 статьи 58 УЖТ РФ размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В подпункте "б" пункта 7 договора сторонами согласована договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования длиной 4,734 км, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику и взимается за сутки фактического использования железнодорожного пути необщего пользования, а именно за сутки подачи, уборки вагонов, прибывающих в адрес грузовладельца, за каждые сутки нахождения на железнодорожном пути необщего пользования подвижного состава, прибывающего в адрес грузовладельца, по причинам, не зависящим от перевозчика. Неполные сутки использования железнодорожного пути необщего пользования принимаются за полные.
На дату заключения договора размер платы составляет 3065*4,734=14 509,71 руб. /сутки за сутки фактического использования.
В случае утверждения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", с даты утверждения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" новых размеров ставок, грузовладелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", с учетом новых размеров ставки.
Спорный договор заключен сторонами 28.09.2017, то есть после внесения изменений в Устав, следовательно, его условия не противоречат действующему на момент заключения договора закону.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
В данном Перечне не поименована такая услуга как "предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" (перевозчику)".
При этом согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых услуг.
Заключенный между сторонами по делу договор свидетельствует о том, что соглашение о внесении платы за пользование путями необщего пользования было достигнуто, размер договорной платы согласован, что не противоречит статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из буквального толкования названных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что подобные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Доказательств того, что договор заключен на крайне невыгодных для истца условиях, что истец был вынужден подписать спорный договор вследствие стечения тяжелых обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.09.2017 N Ф07-8633/2017 по делу N А13-14352/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 25.01.2018 N 307-ЭС17-19013 по делу N А13-14352/2016 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о правомерности установления ежесуточной платы за пользование принадлежащим дороге железнодорожным путем необщего пользования по соглашению сторон), а также Определении Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N 303-ЭС17-19759 по делу N А73-920/2017, Определении Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 301-ЭС17-20372 по делу N А82-15521/2016.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны доводам искового заявления и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (платежное поручение N 187910 от 18.07.2018), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2018 по делу N А53-4394/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.