г. Пермь |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А50-41766/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Гуляковой Г.Н., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
при участии:
от заявителя КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО БАЗОВЫМ И ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА "СТАРТ": Ташкинов Д.А. - представитель по доверенности от 08.11.2017 г.
от заинтересованного лица Контрольно-счетной палаты Пермского края: Ахметьянов А.М. - представитель по доверенности от 11.07.2017 г., Кузьменко Г.С. - представитель по доверенности от 11.01.2018 г.
от третьих лиц Министерства финансов Пермского края и Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спора "Старт"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 февраля 2018 года
по делу N А50-41766/2017,
принятое судьей Т.С.Герасименко
по заявлению государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спора "Старт" (ОГРН 1125905009581, ИНН 5905295293)
к Контрольно-счетной палате Пермского края (ОГРН 1025900537090, ИНН 5902292350)
третьи лица: Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293,
ИНН 5902290917), Министерство физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586)
о признании недействительным представления N 24 от 01.09.2017 в части п.1,2, п.2.,
установил:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спора "Старт" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным вынесенного Контрольно-счетной палатой Пермского края (далее - заинтересованное лицо, КСП ПК) представления N 24 от 01.09.2017 в части п.1,2, п. 2.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.02.2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель по делу, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при оказании государственной услуги в области дополнительного образования заявитель руководствовался федеральными стандартами оказания услуг, которые устанавливают только минимальный возраст для зачисления в группы и продолжительность этапов спортивной подготовки. При выполнении государственных заданий учреждение оказывало государственную услугу в соответствии с заданием, итоговый результат по реализации мероприятий государственных заданий заявителем выполнен. Заявитель указывает на незаконность оспариваемого ненормативного акта, поскольку выводы заинтересованного лица о нецелевом использовании бюджетных средств являются необоснованными, противоречат фактическим обстоятельствам.
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку материалами дела подтверждается факт использования учреждением полученной субсидии на цели, не предусмотренные государственным заданием и не соответствующие целям уставной деятельности заявителя.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде рации.
Как следует из материалов дела, во исполнение плана работы КСП ПК на 2016 год в 2016-2017 году проводилась проверка: "Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Пермского края "Развитие физической культуры и спорта", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1324-п". Объектом проверки было Министерство и иные организации, учреждения и предприятия, участвующие в реализации мероприятий государственной программы.
В рамках данной проверки КСП ПК провело встречную проверку финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, оформленную актом от 20.04.2017.
По результатам контрольного мероприятия выявлен ряд нарушений, в связи с чем в адрес Учреждения вынесено представление от 01.09.2017 N 24, в котором зафиксированы, в том числе следующие нарушения:
- субсидии краевого бюджета были использованы по нецелевому назначению, а именно: направлены на уплату земельного налога в сумме 13 448 380,0 рублей за земельный участок под картодром, непосредственно не связанный с оказанием услуг при выполнении государственного задания (п. 1.2 описательной части представления).
- при выполнении государственного задания на оказание государственных услуг Учреждением предоставлялись государственные услуги, не соответствующие государственным заданиям, а также целям уставной деятельности Учреждения на общую сумму 58 662 493,42 рублей, в том числе:
-в 2014 году предоставлялись услуги по дополнительному образованию детей спортсменам высокого класса, что способствовало неправомерному использованию субсидий краевого бюджета на сумму 8 773 452,81 рублей;
-за 2014-2016 годы субсидии в общей сумме 21 096 352,17 рублей направлялись на оказание услуг контингенту, несоответствующему возрастному составу специализированный детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, а именно, мужчинам и женщинам в возрасте от 22 до 30 лет и старше;
-в связи с тем, что Министерством спорта в 2015 году утверждалось и осуществлялось финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственной услуги по реализации программ спортивной подготовки, не соответствующей уставной деятельности Учреждения, СДЮШОР "Старт" осуществляло расходование полученных субсидий на цели, не соответствующие его уставной деятельности; сумма неправомерно использованных субсидий составила 28 792 688,44 рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 18 Закона Пермского края от 12.09.2011 года N 808-ПК "О Контрольно-счётной палате Пермского края" Учреждению в резолютивной части представления предложено, в том числе следующее:
1. Разработать и представить в КСП ПК план мероприятий по устранению и предотвращению в дальнейшем выявленных нарушений и недостатков с указанием ответственных лиц и сроков исполнения плана мероприятий:
1.1.Размещать отчёты об исполнении государственных заданий на официальном сайте www.bus.aov.ru. своевременно и в полном объёме.
1.2.Выполнять государственное задание на оказание услуг в соответствии с государственным заданием и целями уставной деятельности Учреждения.
1.3.Соблюдать государственные интересы в сфере закупок при планировании и осуществлении закупочной деятельности.
1.4.Использовать бюджетные средства, направленные на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, строго в соответствии с их целевым назначением.
1.5.Соблюдать требования Федерального закона N 402 "О бухгалтерском учёте" по обоснованному перечислению бюджетных средств на основании первичных документов.
1.6.Принять меры по эффективному использованию краевого имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения.
Не согласившись с представлением в части п. 1.2 и 2 описательной части представления, заявитель обратился в суд с заявлением о его оспаривании в соответствующей части.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из подтверждения материалами дела факта нецелевого использования учреждением полученных субсидий в 2014-2016 г.г.
Заявитель по делу с данными выводами суда не согласен. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что при оказании государственной услуги в области дополнительного образования заявитель руководствовался Федеральными стандартами, которые устанавливают только минимальный возраст для зачисления в группы и продолжительность этапов спортивной подготовки. При выполнении государственных заданий учреждение оказывало услугу в соответствии с заданием, итоговый результат по реализации мероприятий государственных заданий заявителем выполнен.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" закреплено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
При этом основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Согласно Уставу Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по базовым и олимпийским видам спора "Старт", тип учреждения - дополнительное образование детей. Предмет и цель деятельности - оказание образовательных услуг детям по программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Деятельность спортивных школ по реализации дополнительного образования детей регламентируется законодательством в сфере образования - Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно статье 84 Закона N 273-ФЗ - реализация дополнительных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта включает в себя дополнительные общеразвивающие программы, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей; дополнительные предпрофессиональные программы, направленные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и развития и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Деятельность спортивных школ по осуществлению спортивной подготовки регламентируется Федеральным законом от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Согласно пункту 3.1-1 статьи 2 Закона N 329-ФЗ детско-юношеский спорт направляется на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих такую подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых они являются основными участниками.
Согласно статье 14 Закона Пермского края от 12.03.2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае", пункту 12 Приказа Министерства спорта РФ от 30.10.2015 г. N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации" СДЮШОР реализует дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта в отношении детей в возрасте 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год).
Исходя из положений статьи 69.1 и пункта 1 статьи 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно абзацу тридцать третьему статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Абзацем третьим статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п.3 ст.219 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что государственное автономное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Для учреждения формируется государственное (муниципальное) задание в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности; указанное государственное задание формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
При этом по настоящему делу судом первой инстанции правильно установлено, что заявитель согласно действующему законодательству и Уставу вправе реализовывать дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта и только в отношении детей в возрасте 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год).
Государственными заданиями учредителя Министерства физической культуры и спорта Пермского края на 2014-2016 годы учреждению установлены показатели, характеризующие состав, качество, объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ) в сфере оказания дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также определены категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг - дети от 6 до 18 лет (для учащейся молодежи максимальный возраст 25 лет).
Таким образом, в Государственном задании (в оспариваемой по настоящему делу части) учредителем правильно установлено содержание оказываемых школой услуг - в сфере оказания дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта, возраст потребителей данных услуг от 6 до 21 года, и неправомерно установлена часть потребителей услуг в возрасте, превышающем 21 год (от 22 лет до 25 лет).
Судом установлено, что в проверяемом периоде заявитель по ряду договоров, в том числе на выполнение государственного задания, получал субсидии от Министерства спорта.
В ходе проверки КСП ПК установлено, и судом первой инстанции подтверждено, что часть полученных субсидий использована неправомерно.
Так, судом верно установлено и подтверждается материалами дела, что субсидии в размере 28 792 688,44 руб., 8 773 452,81 руб. и 21 096 352,17 руб. были необоснованно направлены детской юношеской школой на цели, не предусмотренные государственным заданием и не соответствующие уставной деятельности учреждения (на образование спортсменов высокого класса, на реализацию программ спортивной подготовки), либо использованы для категории физических лиц, являющихся потребителями услуг в возрасте, превышающем 21 год (в возрасте от 22 лет и до 30 лет и в возрасте 30 лет и старше). В то время как субсидии могли быть использованы только на реализацию дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта (дополнительные общеразвивающие программы, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей; дополнительные предпрофессиональные программы, направленные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и развития и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки) и только в отношении детей в возрасте до 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год).
Довод жалобы о том, что при оказании государственной услуги в области дополнительного образования заявитель руководствовался Федеральными стандартами, которые устанавливают только минимальный возраст для зачисления в группы, подлежит отклонению, поскольку в силу положений статей 6, 69.2 Бюджетного кодекса РФ и части 2 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" субсидии на обеспечение деятельности автономного учреждения определяются на основании государственного задания, которое должно соответствовать видам деятельности, предусмотренных в уставе учреждения. В связи с чем, вывод о нецелевом расходовании субсидии обоснованно сделан контрольно-счетной палатой и судом при установлении несоответствия расходов государственному заданию и целям деятельности учреждения, установленным в Уставе.
Кроме того, судом установлено, что субсидия в размере 13 448 380,00 руб. была заявителем необоснованно направлена на уплату земельного налога в отношении земельного участка, занятого картодромом при оказании платных услуг, в то время как оказание услуг картодрома не было предусмотрено учредителем в государственном задании на 2014 год.
Довод заявителя жалобы о том, что на земельном участке под картодромом осуществлялась спортивная подготовка по виду спорта биатлон, отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что учреждением субсидии в размере 58 662 493,42 руб. были направлены с нарушением целей, предусмотренных уставом учреждения и государственными заданиями.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что оспариваемое представление КСП ПК вынесено в соответствии с положениями ст.18 Закона Пермского края от 12.09.2011 N 808-ПК "О Контрольно-счетной палате Пермского края", в пределах компетенции КСП ПК и в связи с допущенными заявителем фактами нарушений, изложенных в акте, и не опровергнутых заявителем, основания для признания его недействительным в оспариваемой части у судов отсутствуют.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2018 года по делу N А50-41766/2017 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2018 года по делу N А50-41766/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.