г. Москва |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А41-82965/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2018 по делу N А41-82965/17, принятое судьей Сергеевой А.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТРИКОЛОР-Домодедово" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа,
при участии в заседании:
от ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" - Сорока К.А. по доверенности от 11.09.2017,
от Управления Росреестра по Московской области - Савченкова Ю.Ю. по доверенности от 29.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРИКОЛОР-ДОМОДЕДОВО" (далее также - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в осуществлении государственного кадастрового учета, оформленного решением от 20.07.2017 N МО-17/РКФ-290357, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный учет в отношении сооружения "Водопровод противопожарный", входящего в состав имущественного комплекса - "Производственно-складской комплекс N 23": местоположение объекта недвижимости Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, тер. Триколор; Кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости 50:28:0060208:40, 50:28:0060208:42, 50:28:0060208:101, 50:28:0060208:53; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости 50:28:0060208; год завершения строительства объекта недвижимости 2016, технические характеристики сооружения: протяженность - 556 м., количество смотровых колодцев - 10 шт., в том числе - 4ПГ - материал труб ПВХ d=280 мм.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2018 по делу N А41-82965/17 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
30 июля 2015 г. ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" было получено разрешение на строительство RUN 50-41-1534-2015, выданное Министерством строительного комплекса Московской области, согласно которому были построены следующие объекты недвижимости:
- производственно-складской комплекс N 23;
- контрольно-пропускной пункт (КПП);
- сооружения (сети инженерно-технического обеспечения).
07 декабря 2016 г. Министерством строительного комплекса Московской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RUN 50-41-6696-2016, которое разрешает ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - Производственно-складской комплекс N 23.
11 января 2017 г. по заявлению ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" Министерством строительного комплекса Московской области, внесены изменения в разрешение на строительство RU N 50-41-1534-2015, в части иных показателей - в разрешение на строительство добавлены контрольно-пропускной пункт и сети инженерно-технического обеспечения.
14 марта 2017 г. Министерством строительного комплекса Московской области в ответ на обращение внести изменения в выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию RU N 50-41-6696-2016 от 07 декабря 2016 г. в адрес ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" направлено письмо N 20ИСХ-3854 от 14.03.2017, в котором разъяснено, что согласно ст. 2 закона Московской области "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ сети инженерно-технического обеспечения не требуют получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
06.04.2017 ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" обратилось в Управление Федерльной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) с заявлением N 50-0-1-264/3001/2017-2246 для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации права N 50-50/021-50/021/009/2017-5736 объекта недвижимости - водопровод противопожарный, входящий в состав имущественного комплекса - Производственно-складской комплекс N 23: местоположение объекта недвижимости Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, мкр. Востряково, тер. Триколор; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости 50:28:0060208:40, 50:28:0060208:42, 50:28:0060208:101, 50:28:0060208:53; номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости 50:28:0060208; год завершения строительства объекта недвижимости 2016, технические характеристики сооружения: протяженность - 556 м, количество смотровых колодцев - 10 шт., в том числе - 4ПГ, материал труб ПВХ d=280 мм (далее по тексту - сооружение), что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 06.04.2017.
Уведомлениями от 11.04.2017 N МО-17/РКФ-131097, от 26.05.2017 N МО-17/РКФ-194437, от 26.05.2017 N МО-17/РКФ-194437 Управление Росреестра по Московской области уведомило ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" о приостановлении государственного кадастрового учета.
Заявлениями от 18.05.2017 N 50-0-1-264/3001/2017-3423, от 15.06.2017 N 50-0-1-264/3001/2017-4282, от 29.06.2017 N 50-0-1-264/3001/2017-4871 Обществом в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, в Управление Росреетра по Московской области поданы дополнительные документы.
Уведомлением от 04.07.2017 N МО-17/РКФ-255092 Управление Росреестра по Московской области уведомило Общество о приостановлении государственного кадастрового учета с указанием причин, послуживших основанием для приостановления, а именно - нарушение части 4 статьи 71 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о сооружении указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов (представленный в составе электронного технического плана Акт приемки в эксплуатацию не заверен подписью и печатью должностного лица уполномоченного осуществлять выдачу).
10.07.2017 Общество обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принято в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Московской области с заявлением исх. N 370 от 10.07.2017 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
27.07.2017 решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово".
Решением от 20.07.2017 N МО-17/РКФ-290357 Управление Росреестра по Московской области уведомило Общество об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом подведомственности дела, то есть в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействии) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" считает отказ Управления Росреестра по Московской области в осуществлении государственного кадастрового учета, оформленного решением от 20.07.2017 N МО-17/РКФ-290357 незаконным, поскольку нарушает требования статьи 24, части 10 статьи 40, части 4 статьи 71 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ); пп. 5 п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; ст. 2 Закона Московской области "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" от 10.10.2014; п. 20 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" в редакции приказа Минэкономразвития России от 1 ноября 2016 г. N 689, согласно которому если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Обществом в составе электронного технического плана был представлен акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией N б/н от 30.11.2016 (Типовая межотраслевая форма N КС-14, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Согласно положениям, содержащимся в Унифицированных формах первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, форма N КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Форма N КС-14 составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приемочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком соответственно для исполнителя работ.
Представленный Обществом в составе электронного технического плана акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией Nб/н от 30.11.2016 подписан представителем Застройщика - генеральным директором ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово", представителем организации, осуществляющей строительство - генеральным директором ООО "ПодрядПроект", представителем организации выполнившей проектные работы - главным инженером проекта ООО "ПодрядПроект", представителем эксплуатирующей организации - заместителем генерального директора ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово".
Других должностных лиц уполномоченных осуществлять выдачу и подписание данного акта, как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что представленные ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" документы, в том числе технический план на сооружение для осуществления государственного кадастрового учета, соответствуют положениям ст. 24, ст. 40, ст. 71 Закона N 218-ФЗ, положениям п. 20 приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Кроме того, 06.04.2017 ООО "ТРИКОЛОР-Домодедово" также подавало документы для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и регистрации права собственности в отношении других объектов недвижимого имущества, входящего в состав имущественного комплекса - "Производственно-складской комплекс N 23", в отношении которых была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет и зарегистрировано права собственности, а именно:
- интерфейсная канализация по заявлениям 50-0-1-264/3001/2017-2245 и 50-50/021-50/021/009/2017-5735 - 30.05.2017 произведен государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 50:28:0060208:184 и осуществлена государственная регистрация права 20.06.2017 N 50:28:0060208:184-50/028/2017-2;
- водопровод хозяйственно-питьевой по заявлениям 50-0-1-264/3001/2017-2249 и 50-50/021-50/021/009/2017-5739 - 30.05.2017 произведен государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 50:28:0060208:185 и осуществлена государственная регистрация права 20.06.2017 N 50:28:0060208:185-50/028/2017-2;
- канализация ливневая по заявлениям 50-0-1-264/3001/2017-2251 и 50-50/021-50/021/009/2017-5742 - 07.06.2017 произведен государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 50:28:0060208:186 и осуществлена государственная регистрация права 20.06.2017 N 50:28:0060208:186-50/028/2017-1.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество при подаче заявления для осуществления государственного кадастрового учета не представило документально оформленный состав приемочной комиссии, количество членов в нее входящих, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и были правомерно им отклонены по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Требований, обязывающих предоставлять в целях государственной регистрации документально оформленный состав приемочной комиссии, количество членов в нее входящих, законодательство не содержит.
Правового обоснования данного требования Управление Росреестра по Московской области, вопреки п. 5 ст. 200 АПК РФ, не представило ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона N 218-ФЗ на орган регистрации прав распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
На момент обращения Общества с заявлением о государственном кадастровом учете действовал Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 843 (далее - Административный регламент).
Согласно п. 194 Административного регламента в решениях о приостановлении кадастрового учета и отказе в его осуществлении должны быть указаны все причины (основания), приведшие к принятию соответствующего решения.
Помимо этого, в решении о приостановлении и отказе применительно к конкретной ситуации должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также возможные причины их возникновения.
Между тем, уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 11.04.2017 N МО-17/РКФ-131097, от 26.05.2017 N МО-17/РКФ-194437, от 20.06.2017 N МО-17/РКФ-232894, от 04.07.2017 N МО-17/РКФ-255092 и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 20.07.2017 N МО-17/РКФ-290357 в нарушение п. 194 Административного регламента не содержат основания, на которые Управление Росреестра по Московской области ссылается в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе.
С учетом обстоятельств дела и представленных доказательств, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что регистрирующему органы были представлены достаточные документы, соответствующие требованиям законодательства и необходимые для проведения испрашиваемых заявителем регистрационных действий и, соответственно, о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2018 по делу N А41-82965/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.