г. Вологда |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А05-12224/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 апреля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 декабря 2017 года по делу N А05-12224/2017 (судья Максимова С.А.),
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (ОГРН 1132900001574, ИНН 2901991858; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Урицкого, дом 1, офис 402; далее - фонд) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 28.06.2017 N ОК-02/07-06/66, действий инспектора по вынесению акта проверки соблюдения жилищного законодательства от 15.05.2017 N ОК-02/07-01/458 и проведению соответствующей проверки.
Решением суда от 11 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения поступившего в из региональной общественной приемной Председателя всероссийской политической партии "Единая Россия" в Архангельской области обращения гражданки, проживающей в городе Архангельске по адресу: улица Попова, дом 23, квартира 24 с просьбой проверить правильность исчисления платы за капитальный ремонт, инспекцией на основании распоряжения от 13.04.2017 N ОК-02/01-15/1005 в отношении фонда проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований действующего законодательства при определении взноса на капитальный ремонт, по результатам которой составлен акт проверки от 15.05.2017 NОК-02/07-01/458.
В ходе проведения проверки установлено, что заявителем в нарушении требований жилищного законодательства при определении размера взноса на капитальный ремонт неверно применялось значения площади жилого помещения, в результате этого допущен обсчет потребителя в период с ноября 2014 года по март 2017 года на сумму 5910 руб. 26 коп.
По результатам проверки инспекция выдала фонду предписание об устранении выявленных нарушений от 28.06.2017 N ОК-02/07-06/66, в котором предписано в срок до 30.10.2017 произвести перерасчет взноса на капитальный ремонт собственнику квартиры N 24 в доме N 23 по улице Попова в городе Архангельске.
Не согласившись с действиями по проведению вышеуказанной проверки, вынесению акта по ее итогам, а также вынесенным предписанием, фонд обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал фонду в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением Администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па, инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
В силу подпункта 1 пункта 8 указанного Положения инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе путем организации и проведения проверок, за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, к формированию фондов капитального ремонта.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения в частности по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе, юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, в том числе, к формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности, в том числе, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу статьи 16 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии со статьей 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года.
В силу статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет в частности платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Согласно статье 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются в частности аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (статья 181 ЖК РФ).
Правовая основа осуществления государственного жилищного надзора, в том числе порядок организации и проведения проверок, права и обязанности органов государственного надзора, их должностных лиц установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, регионального государственного жилищного надзора.
Частью 4.3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Соответствующее требование содержится также в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, согласно пункту 9 которого к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
Поскольку в рассматриваемом случае в инспекцию поступило обращение гражданки, проживающей в городе Архангельске по адресу: улица Попова, дом 23, квартира 24 с жалобой на неправильность исчисления платы за капитальный ремонт по платежным документам, выставленным заявителем, в силу вышеперечисленных норм у инспекции имелись полномочия и законные основания для вынесения распоряжения от 13.04.2017 N ОК-02/01-15/1005 о проведении в период с 13.04.2017 по 15.05.2017 внеплановой документарной проверки соблюдения фондом требований действующего законодательства при определении взноса на капитальный ремонт, и проведения проверки фонда как регионального оператора.
В ходе проверки инспекцией установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме N 23 по улице Попова в городе Архангельске избрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет дома в Архангельском отделении N 8637 ОАО "Сбербанк России", владельцем которого является региональный оператор - фонд.
Материалами дела подтверждается выставление именно фондом в спорный период с ноября 2014 года по март 2017 года собственнику квартиры N 24 в доме N 23 по улице Попова в городе Архангельске платежных документов (счетов-квитанций) на оплату взносов на капитальный ремонт. При этом в нарушение положений части 8.1 статьи 156 ЖК РФ в связи с неверным применением значения площади жилого помещения допущен обсчет указанного лица в период с ноября 2014 года по март 2017 года на сумму 5910 руб. 26 коп.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что поскольку квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт в спорном периоде вышеуказанному собственнику выставлялись заявителем, выводы инспекции о том, что именно фонд допустил указанное нарушение и обязан его устранить, являются обоснованными.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы заявителя о том, что в его функции формирование платежного документа, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, не входит, заявитель не является уполномоченным лицом на выставление платежных документов собственникам помещений в доме N 23 по улице Попова в городе Архангельске.
Данные доводы не соответствуют материалам дела и фактическим действиям фонда, а также положениям указанных выше норм.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы фонда.
Руководствуясь статями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 декабря 2017 года по делу N А05-12224/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.