г. Хабаровск |
|
26 апреля 2018 г. |
А73-583/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края: Медведевой Ю.А., представителя по доверенности от 09.10.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Шафигуллиной М.Г., представителя по доверенности от 17.01.2018;
от Общества с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань": Габитовой Е.В., представителя по доверенности от 01.12.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Общества с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань"
на решение от 15.02.2018 по делу N А73-583/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению заявление Министерства природных ресурсов Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения и предписания
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань"
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее - заявитель, министерство, Минприроды края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 18.12.2017 N 8/10035 и предписания от 18.12.2017 N 8/10046 по делу N 8-01/342.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Грузовой порт Пивань" (далее - ООО "Грузовой порт Пивань", общество).
Решением суда от 15.02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган и ООО "Грузовой порт Пивань" заявили апелляционные жалобы, в которых просили его отменить и принять новое об отказе в требованиях Минприроды края в связи с несоответствием выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм права.
В судебном заседании заявители жалоб поддержали свои позиции, на отмене судебного решения настаивали.
Представитель Минприроды края в ходе судебного разбирательства не признала позицию заявителей жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, считая судебное решение законным.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, министерство 12.10.2017 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи песчано-гравийного материала на участке недр, включающим северную часть Хорпинского месторождения песчано-гравийного материала. Согласно извещению, дата окончания подачи заявок - 10.11.2017, дата и время проведения аукциона - 28.11.2017 15:00.
Порядок и условия проведения аукциона утверждены Министром природных ресурсов Хабаровского края 11.10.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 данных условий, целью проводимого аукциона является определение пользователя недр, обладающего квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для разведки и добычи песка на участке недр, включающим северную часть Хорпинского месторождения песчано-гравийного материала в соответствии с настоящим порядком и условиями проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1.2 условий аукциона, победителю будет предоставлено право пользования участком недр местного значения и выдана лицензия на пользование недрами для целей разведки и добычи песка на участке недр, включающем северную часть Хорпинского месторождения песчано-гравийного материала сроком на 9,5 лет.
В соответствии с пунктом 7.4 условий проведения аукциона, для участия в аукционе необходимо представить заявку на участие в аукционе по форме, установленной приложением 2 к условиям аукциона, и документы, указанные в данном приложении.
Приложением N 2 к условиям аукциона является форма заявки на участие в аукционе, в пункте 2 которой указано о предоставлении данных о наличии у заявителя или других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания, копии дипломов квалифицированных специалистов, копии трудовых договоров или приказов о назначении на работу), в пункте 3 указано о необходимости предоставления данных о технических и технологических возможностях заявителя, а также других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования в собственности или в аренде, лицензий на проведение специальных работ).
Из материалов дела следует, что на участие в аукционе поступили три заявки от участников ОАО "ПМК N 83" (заявка от 08.11.2017 N 103), ООО "Грузовой порт "Пивань" (заявка от 10.11.2017 N 104), ИП Макаров С.В. (заявка от 10.11.2017 N 105).
Письмом от 20.11.2017 N 12344-33493 министерство известило ООО "Грузовой порт "Пивань" об отказе в приеме заявки на участие в аукционе и оригинал заявки возвращен вместе с указанным письмом (N 68092114918276) 22.11.2017, что подтверждается сведениями, полученными с сайта Почта России.
Кроме этого, 23.11.2017 Минприроды края направило на электронный адрес общества письмо от 20.11.2017 N 12344-33493 об отказе в приеме заявки на участие в аукционе.
Не согласившись с действиями министерства, общество обратилось в антимонопольный орган, который провел проверку, по итогам которой принято решение от 13.12.2013.
В данном решении отражено, что управление пришло к выводу об обоснованности жалобы в связи с тем, что имело место: нарушении срока извещения об отказе в приеме заявки в 10-дневный срок с даты регистрации заявки (пункт 1); нарушении пункта 2.11, подпункта 7 пункта 2.4 Положения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2005 N 54-пр, в части не указания в Порядке и условиях проведения аукциона перечня специалистов и видов лицензий, которые необходимы для освоения участка недр, в нарушении 10-дневного срока, отведенного на уведомление заявителя об отказе в приеме заявки, с даты регистрации заявки (пункт 2).
На основании данного решения Минприроды края выдано предписание от 13.12.2017 о необходимости в срок до 20.01.2018 аннулирования аукциона.
Посчитав данные решение и предписание незаконными, Минприроды края обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действий) закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд пришел к выводу о наличии совокупности этих условий, с чем соглашается и апелляционный суд.
В соответствии со статьей 13.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения (пункт 1 части 2).
Согласно статье 10.1 названного Закона основаниями возникновения права пользования участками недр в числе прочих являются: решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения (пункт 4); принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (пункт 6).
Из статьи 18 Закона о недрах следует, что участки недр местного значения предоставляются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать порядок предоставления в пользование участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, также способ их предоставления.
Законом Хабаровского края от 30.03.2005 N 267 "О порядке пользования участками недр местного значения" (далее - Закон N 267) установлено, что право пользования участками недр местного значения предоставляется на основе аукционов (статья 5).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 267 порядок и условия проведения аукционов на право пользования участками недр, состав и порядок деятельности аукционной комиссий определяется Правительством края.
Во исполнение Закона о недрах и Закона N 267 постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2005 N 54-пр утверждено Положение о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Хабаровского края (далее - Положение N 54-пр).
Согласно пункту 2.1 Положения порядок и условия проведения аукционов разрабатываются министерством природных ресурсов края и утверждаются заместителем Председателя Правительства края - министром природных ресурсов края.
Подпунктом 7 пункта 2.4 Положения N 54-пр установлено, что порядок и условия проведения аукциона включают, в том числе требования к заявке на участие в аукционе и документам, представляемым заявителем.
В соответствии с пунктом 2.6, для участия в аукционе на право пользования участком недр заявитель должен подать в министерство природных ресурсов края заявку по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению, документы, указанные в пункте 4.1 раздела 4 настоящего Положения, и документы в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
В приложении N 2 к Положению N 54-пр приведен Перечень документов, необходимых для принятия решения о приеме заявки к участию в аукционе, в который включены следующие документы:
- данные о наличии у заявителя или других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания, копии дипломов квалифицированных специалистов, копии трудовых договоров или приказов о назначении на работу) (пункт 2);
- данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования в собственности или в аренде, лицензий на проведение специальных работ) (пункт 3).
Требования являются обязательными для всех заявителей на участие в аукционных торгах, не выполнение условий является самостоятельным основанием для отклонения заявки и основанием для не допуска участника до аукционных торгов в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о недрах и пункта 2.11 Положения N 54-пр.
В соответствии с пунктом 7.4 спорной аукционной документации, для участия в аукционе необходимо представить в Минприроды края заявку на участие в аукционе по форме, установленной приложением N 2 к условиям аукциона, и документы, указанные в данном приложении.
В приложении N 2 к условиям спорного аукциона приведена форма заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр, в которой приведен перечень прилагаемых документов, в том числе: данные о наличии у заявителя или других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания, копии дипломов квалифицированных специалистов, копии трудовых договоров или приказов о назначении на работу) (пункт 2); данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования в собственности или в аренде, лицензий на проведение специальных работ) (пункт 3).
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что перечень документов, перечисленный в форме заявки приложения N 2 к условиям спорного аукциона, аналогичен и соответствует перечню документов, перечисленных в приложении N 2 к Положению N 54- пр.
Суд второй инстанции также признает ошибочным вывод антимонопольного органа относительно необходимости указания в аукционной документации видов лицензий, и какими именно лицензиями претендент на участие в конкурсе должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям.
В силу статьи 9 Закона о недрах, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Виды лицензий, выдаваемых в соответствии с Законом о недрах, приведены в пункте 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1).
Из пунктов 6.1 - 6.9 Положения N 3314-1 следует, что существуют несколько видов лицензий на проведение специальных работ по пользованию недрами, которые могут выдаваться недропользователям как на разведку и добычу полезных ископаемых, так и иные, включающие и этот вид пользования недрами.
Из материалов дела усматривается, что предметом проводимого Минприроды края спорного аукциона является право пользования участком недр местного значения с целью разведки и добычи песчано-гравийного материала на участке недр. Следовательно, для участия в аукционе участникам следует представить в составе заявки имеющуюся у них или привлеченных лиц какую-либо лицензию, содержащую такой вид деятельности как разведка и добыча полезных ископаемых.
Таким образом, арбитражный суд верно установил невозможность конкретизации в аукционной документации всех существующих видов лицензий на пользование недрами, предусмотренных Положением N 3314-1, что ошибочно не учтено антимонопольной службой.
Вывод управления, изложенные в оспариваемом решении, об отсутствии в условиях документации минимального перечня специалистов, которых необходимо иметь претендентам на участие в аукционе, а также конкретизации иных сведений данных о технических и технологических возможностях заявителя, а также других лиц, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования в собственности или в аренде), также не обоснован ссылками на нормы действующего законодательства, на что обоснованно указал арбитражный суд.
Порядок организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования участниками недр, случаи отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе определяются статьями 13.1, 14 Закона о недрах.
Согласно статье 14 Закона о недрах в приеме заявки на участие в аукционе может быть отказано, в том числе, если заявитель не представил и не может представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 7.4 Порядка и условий проведения спорного аукциона.
Из материалов дела усматривается, что аукционной комиссией Минприроды края заявка ООО "Грузовой порт "Пивань" на участие в аукционе отклонена со ссылкой на то, что объем и содержание представленных обществом материалов к заявке является недостаточным и не соответствует требованиям к сведениям о заявителе, предусмотренным условиями аукциона, а именно:
- не представлены сведения о наличии у общества или других лиц привлекаемых им в качестве подрядчика квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписания, копии дипломов квалифицированных специалистов, копии трудовых договоров или приказом о назначении на работу).
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах к пользователям недр предъявляются, в том числе требования, связанные с соблюдением соответствующих норм и правил по ведению в процессе пользования недрам работ и иной документации. При этом предполагается наличие специальной квалификации и опыта на проведение соответствующего вида деятельности, квалифицированных специалистов.
Согласно пунктам 2, 3 приложения N 2 к условиям аукциона заявителем должны быть представлены соответствующие данные о его технических, технологических и кадровых возможностях, а также о возможностях предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков.
Как следует из пункта 1.1 порядка и условий проведения аукциона, целью аукциона являлось определение пользователя недр, обладающего квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для разведки и добычи песка на участке, включающем северную часть Хорпинского месторождения песчано- гравийного материала. При этом в соответствии с основными условиями пользования участком недр победитель аукциона должен осуществлять, в том числе подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения; получение технических условий для составления технического проекта; ввод в эксплуатацию месторождения с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 24 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
Указанные требования свидетельствуют о необходимости обладания соискателем лицензии подтвержденными финансовыми возможностями, соответствующей техникой и специалистами.
При таких обстоятельствах, вывод арбитражного суда о несоответствии заявки общества требованиям, определенным Приложением N 2 к условиям проведения аукциона признается судом второй инстанции обоснованным.
Относительно срока нарушения отправления отказа в адрес участника аукциона.
Рассматривая данный вывод, антимонопольный орган пришел к верному выводу, что нарушение пункта 2.11 Положения N 54-пр, выразившееся в нарушении срока извещения общества об отказе в приеме заявки на 2 дня.
Вместе с тем, арбитражный суд пришел к тому, что это нарушение не является существенным, поскольку при условиях недоказанности антимонопольным органом иных нарушений в проведении аукциона по существу не привело к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами и созданию неравных (дискриминационных) условий их допуска в проводимом аукционе, и, следовательно, не могло привести к иным результатам проводимого аукциона.
Таким образом, незаконное решение и предписание комиссии антимонопольного органа одновременно нарушает организационные и экономические права и интересы Минприроды края, необоснованно обязывая внести в аукционную документацию дополнительные требования к участникам, препятствуя этим проведению аукционов и своевременному получению средств для бюджета.
При таких обстоятельствах, решение и предписание антимонопольного органа правомерно признаны недействительными.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.02.2018 по делу N А73-583/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.