г. Самара |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А55-25286/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2018 года принятое по делу N А55-25286/2017, судья Лихачев А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРМ-С" (ОГРН 1036300772199, ИНН 6318130524) г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АРМ-С" - представителя Рязановой К.С. (доверенность от 02.10.2017),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09.01.2018),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АРМ-С" (далее - общество, ООО "АРМ-С") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 15.06.2017 N 270502/1385 решения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) об отказе в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 63:26:1403009:35, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 100, выделы 12, 14, 16, 17, 18, 19, 35, 40, общей площадью 84300+/- 5081 кв.м и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда суд Самарской области от 08.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, отказ Министерства, изложенный в письме от 25.08.2017 N 27-05-02/19374, принят в соответствии с законом и в переделах представленных полномочий. Также заявитель указал, что Министерство вынесло решение об отказе в представлении лесного участка на основании подпункта г) пункта 17 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 N 445.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить без изменения законное и обоснованное решение суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва не неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.05.2017 ООО "АРМ-С" обратилось в Министерство с заявлением вх. N 27/11352 о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 63:26:1403009:35, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 100, выделы 12, 14, 16, 17, 18, 19, 35, 40.
По результатам рассмотрения заявления Министерством принято решение от 15.06.2017 N 270502/13185 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка со ссылкой на подпункта г) пункта 17 Приказа Минприроды России от 28.10.2015 N445 (запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "АРМ-С" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации, из пункта 2 части 1 которой следует, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок N 445).
В силу подпункта "г" пункта 17 Порядка N 445 уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении в аренду лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при запрещении в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в представлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 63:26:1403009:35 явился тот факт, что размещение объектов капитального строительства в водоохранных зонах запрещается.
Вместе с тем данный факт не может быть принят судом в качестве обстоятельства для отказа в представлении обществу в аренду лесного участка.
Действительно пунктом 5 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Между тем, при разрешении спора суд первой инстанции учел, что Куйбышевскому заводу "Строммашина" земельный участок для размещения Детского оздоровительного лагеря "Космос-2" был выделен в установленном законом порядке в 1961 и 1979 годах, и на тот момент запрета на размещение объектов капитального строительства в водоохранных зонах не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартал N 100 Красноярского участкового лесничества Красноярского лесничества, относится к водоохранным зонам и вследствие этого указанный земельный участок не может быть передан в аренду, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, пункт 5 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в котором устанавливается запрет на размещение в водоохранных зонах объектов капитального строительства, должен применяться к вновь размещаемым объектам и не распространяется на объекты, которые были размещены в водоохранных зонах до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, квартал N 100 Красноярского участкового лесничества Красноярского лесничества отнесен к водоохранным зонам только в 2012 году.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена в пункте 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что рекреационная деятельность предполагает использование лесов в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Как следует из материалов дела, решением Куйбышевского облисполкома N 419 от 31.05.1961 "Об отводе земельных участков предприятиям и организациям" Куйбышевскому заводу "Строммашина" под строительство пионерского лагеря в гослесфонде Красноярского лесхоза, в лесах 2 группы, в квартале 100 был выделен земельный участок площадью 4,0 гектара.
Распоряжением Куйбышевского облисполкома от 03.08.1979 N 480-р Куйбышевскому Ордена "Знака Почета" заводу "Строммашина" было согласовано предоставление земельного участка для расширения пионерского лагеря "Космос-2" на общей площади 5, 7 гектара в постоянное и 1,0 гектар во временное пользование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На земельном участке с кадастровым номером 63:26:1403009:35 располагаются объекты недвижимого имущества: здание столовой (Литер Д, Д1, Д2, ДЗ, Д4); здание медпункта (Литер Г); здание спального корпуса (Литер Б); здание спального корпуса (Литер В); здание спального корпуса (Литер А); дачный домик (Литер Л, Л1); дачный домик (Литер К); дачный домик (Литер И, И1); дачный домик (Литер Ж.Ж); дачный домик (Литер Е,Е), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права: серия 63-АВ 368601, серия 63-АВ 368600, серия 63-АВ 368599, серия 63-АВ 368598, серия 63-АВ 368597, серия 63-АВ 368596, серия 63-АВ 368595, серия 63-АВ 368594, серия 63-АВ 368593, серия 63-АВ 368592.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом апелляционный суд также учитывает, что ранее Министерством заключался договор аренды лесного участка площадью 8,43 га, расположенного по адресу Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал N 100.
Суд первой инстанции, принимая во внимание обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, отказ Министерства от 15.06.2017 N 270502/13185 в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 63:26:1403009:35 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "АРМ-С", так как общество не имеет возможности в полном объеме реализовывать свои права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему на праве собственности недвижимым имуществом, расположенном на данном земельном участке.
Распределение судом расходов по уплате государственной пошлины произведено в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08 февраля 2018 года по делу N А55-25286/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.