г. Владимир |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А43-504/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.04.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Третьяковой К.О. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форвард" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2018 по делу N А43-504/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Форвард" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 21.11.2017 N 51901/03-14/1564 (с изменениями от 04.12.2017) Инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция) в период с 12 по 14 декабря 2017 года проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Форвард" (далее - Общество), являющимся генеральным подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства "Жилой дом N 3 (по генплану) с помещениями общественного назначения", расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятская, требований предписания Инспекции от 15.09.2017 N 519-03/01-04/297 со сроком исполнения до 01.12.2017.
По результатам проверки составлен акт от 14.12.2017 N 519-03/01-03/638.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 14.12.2017 N 519-03/01-05/329.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 12.02.2018 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Считает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, поскольку не повлекло за собой последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью людей.
Указывает также, что предписание от 15.09.2017 N 519-03/01-04/297 было исполнено Обществом 18.10.2017, о чем Инспекция уведомлена 30.11.2017.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для её удовлетворения.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, согласно пункту 5 которого установлено, что если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется, в частности, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации).
Согласно пункту 4.1. СНиП 12-03-2001, организация и выполнение работ в строительном производстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, установленных Перечнем видов нормативных правовых актов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
Таким образом, требования указанных документов распространяются на деятельность на этапе организации и выполнения работ в строительном производстве.
Согласно пункту 6.1.6. СНиП 12-03-2001 проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.
В соответствии с пунктом 6.3.1. СНиП 12-03-2001 складирование материалов, прокладка транспортных путей, установка опор воздушных линий электропередачи и связи должны производиться за пределами призмы обрушения грунта незакрепленных выемок (котлованов, траншей), а их размещение в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплением допускается при условии предварительной проверки устойчивости закрепленного откоса по паспорту крепления или расчетом с учетом динамической нагрузки.
Согласно пункту 6.3.2. СНиП 12-03-2001 материалы (конструкции) следует размещать в соответствии с требованиями настоящих норм и правил и межотраслевых правил по охране труда на выровненных площадках, принимая меры против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов.
Складские площадки должны быть защищены от поверхностных вод. Запрещается осуществлять складирование материалов, изделий на насыпных неуплотненных грунтах.
Согласно пункту 6.3.3. СНиП 12-03-2001 материалы, изделия, конструкции и оборудование при складировании на строительной площадке и рабочих местах должны укладываться следующим образом: кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м; фундаментные блоки и блоки стен подвалов - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками; стеновые панели - в кассеты или пирамиды (панели перегородок - в кассеты вертикально); стеновые блоки - в штабель в два яруса на подкладках и с прокладками; плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками; ригели и колонны - в штабель высотой до 2 м на подкладках и с прокладками; круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания, ширина штабеля менее его высоты не допускается; пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля; мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м; санитарно -технические и вентиляционные блоки - в штабель высотой не более 2 м на подкладках и с прокладками; крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ярус на подкладках; стекло в ящиках и рулонные материалы - вертикально в 1 ряд на подкладках; черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками; трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и с прокладками с концевыми упорами; трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.
Складирование других материалов, конструкций и изделий следует осуществлять согласно требованиям стандартов и технических условий на них.
Как следует из материалов дела, Инспекция в ходе проведенной в сентябре 2017 года проверки установила, что Общество осуществляет строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, Приокский район, на пересечении улиц Голованова и Вятская с отступлением от рабочего проекта, а именно: складирование материалов осуществляется на не подготовленных площадках (площадки не спланированы и имеют большие перепады по высоте), без организации отвода поверхностных вод (шифр 22.04.2013-03 ПОС, стройгенплан 3132-14-ОС, СНиП 12-03-2001 п.6.3.1-п.6.3.3); не организован временный водоотвод со строительной площадки, вода с прилегающей к строительной площадке территории попадает в подвал строящегося здания или растекается по территории строительной площадки (проект организации строительства - шифр 22.04.2013-03-ПОС листы 11и*,9и*, 8и*); проезды, проходы на строительной площадке, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах завалены строительным мусором, загромождены складируемыми материалами и конструкциями (шифр 3132-14-ОС лист 1 стройгенплана, СНиП 12-03-2001, часть 1, п.6.1.6); строительная площадка захламлена строительным мусором (шифр 22.04.2013-03 ПОС листы 22и*, 23, 25и*, 26и*).
Предписанием от 15.09.2017 N 519-03/01-04/297 на Общество возложена обязанность в срок до 01.12.2017 устранить выявленные нарушения, подготовить и представить в Инспекцию акты об устранении выявленных нарушений.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на извещение об устранении нарушений, полученное Инспекцией 30.11.2017, согласно которому Общество представило акт об устранении замечания от 18.10.2017.
Между тем, в ходе проверки, проведенной Инспекцией в период в период с 12 по 14 декабря 2017 года, установлено, что требование предписания от 15.09.2017 N 519-03/01-04/297 фактически не выполнено, что подтверждено актом проверки от 14.12.2017 N 519-03/01/638 и приложенными фотоматериалами от 12.12.2017 (л.д. 10-20).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по выполнению законного предписания в установленный срок, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Мера ответственности определена судом верно в пределах санкции, предусмотренной в части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, Инспекцией не допущено. Общество было заблаговременно извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения судебного акта не истек.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Между тем, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашёл исключительности в характере совершенного административного правонарушения.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2018 по делу N А43-504/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форвард" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.