город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2018 г. |
дело N А32-49919/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.03.2018 по делу N А32-49919/2017,
принятое судьей Чесноковым А.А.
по заявлению Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Аквамарин" (ИНН 2315137524 ОГРН 1072315008149)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент; административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аквамарин" (далее - общество; ООО "Аквамарин") о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество в нарушение норм действующего законодательства осуществляло деятельность по реализации алкогольной продукции на розлив, в то время как у общества имеется лицензия только на розничную продажу алкогольной продукции в организации розничной торговли (магазине).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2018 ООО "Аквамарин" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Аквамарин" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2018 отменить. В апелляционной жалобе общество указывает, что представленными материалами дела не подтверждается событие вмененного правонарушения, вина общества не доказана.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "Аквамарин" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серии ДК N 006036 сроком действия по 02.12.2017 года в кафе, расположенном по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Промышленная, 12.
Административным органом установлено, что ООО "Аквамарин" осуществляет оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В ходе проверки департаментом установлено, что при входе в магазин расположен первый торговый зал, в котором с левой стороны установлена барная стойка, на которой выставлены пластиковые бутылки и стаканы, с правой стороны в этом же помещении расположен 1 стол для посетителей и 2 лавочки. На барной стойке разложены ценники (коньяк, самогон, чача, вина в ассортименте и настойки) с указанием цены за объем 1 литра и 10 литров. Предложенная для потребителей алкогольная продукция, расположенная в торговом зале, представляет собой картонные коробки (мешок в коробке) номинальным объемом 10 литров.
В складском помещении фирменного магазина "Абрау" по указанному адресу были найдены картонные коробки (мешок в коробке) с алкогольной продукцией, подключенные к насосной системе.
Данная система подает алкогольную продукцию в торговый зал через систему кранов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о предложении потребителю приобрести алкогольную продукцию на розлив, как в организации общественного питания, в то время как общество должно осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции только в организации розничной торговли (магазине),
02.11.2017 административным органом в отношении ООО "Аквамарин" по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении N 13-20/14.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Действующее законодательство устанавливает повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе и такого вида деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Несоблюдение лицензионных требований и условий является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии.
К лицензионным требованиям, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности, отнесены требования о наличии у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
В силу абзаца 4 пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания выдаются отдельно.
Так, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания являются разными видами лицензируемой деятельности, к которым применяются различные уровни требований в части ограничений и запретов.
Именно в целях разграничения деятельности организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также в целях возможности контроля со стороны уполномоченных органов, пунктом 2 статьи 4.1 Закона Краснодарского края N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" установлен запрет на размещение объектов розничной торговли алкогольной продукцией в одном торговом зале с объектами, оказывающими услуги общественного питания.
Согласно материалам дела общество имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серии ДК N 006036 сроком действия по 02.12.2017 в кафе, расположенном по адресу: г. Новороссийск, с. Абрау-Дюрсо, ул. Промышленная, д. 12.
Между тем, как следует из материалов административного дела, департаментом в ходе проверки установлено, что ООО "Аквамарин" осуществляло деятельность по реализации алкогольной продукции на розлив, как в организации общественного питания, в то время как общество должно осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции только в организации розничной торговли (магазине).
Данный факт подтверждается наличием при входе в магазин торгового зала, в котором с левой стороны установлена барная стойка, на которой выставлены пластиковые бутылки и стаканы, с правой стороны в этом же помещении расположен 1 стол для посетителей и 2 лавочки. На барной стойке разложены ценники (коньяк, самогон, чача, вина в ассортименте и настойки) с указанием цены за объем 1 литр и 10 литров. При этом, предложенная для потребителей алкогольная продукция, расположенная в торговом зале, представляет собой картонные коробки (мешок в коробке) номинальным объемом 10 литров.
Как верно установлено судом первой инстанции, установив цену на 1 литр алкогольной продукции, в то время как алкогольная продукция представляет собой картонные коробки номинальным объемом 10 литров, общество имело намерение осуществлять реализацию путем розлива потребителю.
Материалами административного дела, в том числе, протоколом осмотра от 31.10.2017, ценниками на алкогольную продукцию, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 02.11.2017 подтверждается факт несоблюдения обществом лицензионных требований и условий в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Общество, являясь профессиональным участником правоотношений в сфере оборота алкогольной продукции, должно было знать об установленной обязанности соблюдать лицензионные требования, а именно не допускать реализацию алкогольной продукции на розлив как в организации общественного питания, имея лицензию только на розничную продажу алкогольной продукции в организации розничной торговли (магазине).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает доказанным факт осуществления иного, чем предусмотрено лицензией, вида деятельности, что является нарушением лицензионных требований, а также требований Закона N 171-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований действующего законодательства к осуществляемой лицензионной деятельности по обороту алкогольной продукции.
Доказательства наличия объективных непредотвратимых обстоятельств, препятствующих осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, общество не представило. Выявленные обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к действующему законодательству в области алкогольного законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в деянии общества события и состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
В рассматриваемом случае нарушение установленного государством порядка лицензирования видов деятельности по розничной продаже алкогольной продукции связано с уровнем повышенных требований к продукции и порядку ее реализации и посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта, а также на фискальные интересы государства.
Общество является коммерческой организацией, целью деятельности которой в соответствии с положениями ГК РФ является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Учитывая установленные по настоящему делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2018 по делу N А32-49919/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.