г. Санкт-Петербург |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А56-34207/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Унковский А.А., доверенность от 09.01.2018, Дубикайтис О.В., доверенность от 24.01.2018;
от заинтересованного лица: Остроменский В.В., доверенность от 01.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16907/2018) Лечебно-Профилактическому учреждению "РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N 2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N А56-34207/2018 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к Лечебно-Профилактическому учреждению "РОДИЛЬНЫЙ ДОМ N 2"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Территориальный орган) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ЛПУ "Родильный дом N 2" (далее - Родильный дом) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.06.2018 Родильный дом привлечен к административной ответственности в виде 100 000 руб. штрафа.
В апелляционной жалобе Родильный дом просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, подателем жалобы не допущено вмененных нарушений действующего законодательства; при рассмотрении дела об административном правонарушении законный представитель заинтересованного лица не присутствовал.
Согласно отзыву Территориальный орган против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для составления в отношении Родильного дома протокола об административном правонарушении от 16.03.2018 N 41, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, послужили результаты внеплановой выездной проверки деятельности заинтересованного лица, проведенной Территориальным органом в период с 12.02.2018 по 14.03.2018 по адресам: 191123, г. Санкт Петербург, пр. Чернышевского, д. 13, лит. А, пом. 2-Н, 3-Н 191123, ул. Фурштатская, д. 36а, лит. А.
Нарушения выразились в несоблюдении Родильным домом при осуществлении медицинской деятельности требований подпунктов "а", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291), части 1 статьи 37 Федерального закона Российской федерации N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), приложения N 5, пунктов 1.3.4, 27, 8 приложения N8 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденного Приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н) (далее - Порядок N 572н), пункта 9 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - Правила N 1006).
По результатам проверки составлен акт от 14.03.2018 N 78-105/18.
Материалы дела об административном правонарушении, в том числе протокол об административном правонарушении от 16.03.2018 N 41, направлены в арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении Родильного дома к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (пункт 1 примечания к статье 14.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг (пункт 5 Положение N 291).
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положение N 291).
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1 статьи 37 закона N 323-ФЗ).
В соответствии с порядком N 572н при осложнении родов и родоразрешения обязательной является оценка состояния плода - непрерывная кардиотокография (КТГ), контроль диуреза роженицы, аускультация плода в родах каждые 30 минут, выполнение лабораторного спектра при поступлении (время свертывания, время кровотечения, фибриноген) (приложение N 5). В послеродовом палатном отделении в обязательном наличии должны быть установка для ультразвуковой предстерилизационной очистки медицинских инструментов, камера ультрафиолетовая бактерицидная для хранения стерильных инструментов (пункт 1.3.4 приложения N 8). В родильном доме в централизованном стерилизационном отделении в обязательном наличии должно быть шкаф сушильно-стерилизационный, сухожаровой (пункт 8 приложения N 8).
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (часть 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Судом первой инстанции установлено, что Родильный дом имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 19.12.2013 серия ЛО-1 N ЛО-78-01-004245, выданную Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга. Осуществление заинтересованным лицом предпринимательской деятельности (оказание платных медицинских услуг) подтверждается уставом и договорами об оказании возмездных услуг от 28.09.2016 N0000003812-Р, 0000003813-А. В Родильном доме Семеновой Т.Н. (далее - роженица, пациентка) оказывались платные медицинские услуги в период с 27.12.2017 по 30.12.2017, роды 28.12.2017, а 30.12.2017 пациентка переведена в СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница". Смерть пациентки наступила 01.01.2018 в 04:50, причиной смерти является инфекционно-токсический шок. Во всех исследованных тканях отмечается рост Escherichia coli от умеренного до обильного, Acinetobacter обильный рост (протокол патологоанатомического вскрытия N3 от 02.01.2018). При родоразрешении 28.12.2017 с 20:00 до 20:59 отсутствовал контроль диуреза роженицы, не выполнена КТГ плода (отсутствуют данные в медицинской документации), аускультация проведена не каждые 30 минут, отсутствует аускультация плода в 17:30, 19:30, 20:30, не выполнен лабораторный спектр при поступлении на роды 27.12.2017 (время свертывания, время кровотечения, фибриноген, отсутствуют данные об обследовании беременной на амбулаторном этапе) (история родов N1919/2017). У заинтересованного лица отсутствует установка для ультразвуковой предстерилизационной очистки медицинских инструментов, камера ультрафиолетовая бактерицидная для хранения стерильных инструментов, шкаф сушильно-стерилизационный, сухожаровой.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отсутствие необходимого оборудования и непроведение необходимых исследований было установлено в ходе проверки и зафиксировано в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. По результатам спорной проверки заинтересованному лицу выдано предписание от 14.03.2018 N 78-105/18. Данное предписание содержит требования о необходимости оснащения заинтересованного лица спорным оборудованием.
Имеющимися в деле документами подтверждается совершение Родильным домом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (акт проверки от 14.03.2018 N 78-105/18 протокол об административном правонарушении от 16.03.2018 N 41).
Доказательств, свидетельствующих о принятии Родильным домом необходимых и достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, не представлено.
Довод подателя жалобы об отсутствии полномочий у Борисова А.В. на представление интересов заинтересованного лица при рассмотрении спорного дела об административном правонарушении опровергается представленными в дело документами.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2018 по делу N А56-34207/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЛПУ "Родильный дом N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.